Елена
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по экологии «Поможем коту Матроскину»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Создание условий для формирования желания у детей беречь и охранять природу.
Задачи:
- Формировать умение у детей понимать закономерности в природе: связь живого и неживого;
- Активизировать интерес детей к экспериментированию;
- Развивать логическое мышление в процессе экспериментирования;
- Развивать умение находить способы решения проблемных ситуаций;
Публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности по экологии „Поможем коту Матроскину“» размещена в разделах
- Военные профессии, техника. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кот, котята. Все о кошках для детей
- Кот, кошка, котята. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2016
- Воспитывать у детей экологическое сознание, ценностные ориентации в поведении и деятельности, обеспечивающие ответственное отношение к окружающей природной среде и здоровью, побуждать действовать доступными экологическими правилами.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие»
Предшествующая деятельность :
Беседы об ответственном отношении к окружающей природной среде, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, экскурсия по городу.
Оборудование: Картинки с изображением экологических ситуаций, стаканы с водой, краска, фонарик, контейнер с песком и поролоном, чернила, лейка, шприц, мультимедиа аппаратура, медали «Юный защитник природы».
Содержание непосредственно - образовательной деятельности :
1. Погружение детей в проблемную ситуацию.
письмо в группе.
Здравствуйте, ребята! Я кот Матроскин, из деревни Простоквашино. Вы знаете, у нас что-то непонятное в деревне происходит, и я пришел к вам, чтобы вы все объяснили и помогли.
Ваш добрый друг Кот Матроскин :
Воспитатель: Что же это такое в этой деревне происходит? Как вы думаете? Что же делать? (ответы детей)
Выбирают транспорт, отправляются в деревню.
Их встречает кот Матроскин.
Кот Матроскин : В деревне, где мы живем, так хорошо было! Был лес, река. Шарик «охотился» - бегал с фоторужьем за лесными жителями; в реке водилось много разной рыбы. А дышалось как! Не передать! Но однажды как-то приехали к нам ученые. Всё изучали что-то и сказали, что обнаружили очень полезное ископаемое - у нас под землей есть нефть. И решили тогда строить завод, чтобы добывать эту самую нефть и перерабатывать. Вырубили тогда часть леса, чтобы заводу место было, всё перерыли, какие-то трубы в реку пустили…
И вот тут-то стали происходить какие-то чудеса. У Шарика шерсть стала клоками вылезать, у меня глаза стали хуже видеть, ломота в костях, да и голос стал хриплым, дышать стало трудно. В лесу зверей совсем не осталось, целый день ходим с шариком по лесу, но никого даже не встретим. В реке рыбы не осталось. А один раз я хотел искупаться, так вышел из реки весь черный, насилу отмылся. А после последнего похода в лес Шарик вот такие снимки напечатал. (Показывает детям фотографии)
Рассматривание фотографий : беседа.
Воспитатель: Да, это действительно беда! Посмотрите внимательно, теперь вы понимаете, из – за чего это происходит? (разные гипотезы).
Кот Матроскин : Объясните мне все, пожалуйста! (ответы детей)
Кот: Так вот оно что. Мы с шариком тоже это предполагали. Даже опыты делали и лабораторию открыли. Шарик, например, попробовал нефть в суп налить. Как у него потом живот болел.
Проходите ребята, может вы мне какой – нибудь правильный опыт покажите? (дети проходят в лабораторию, надевают халаты, садятся на стульчики.
Работа в лаборатории: опытно – экспериментальная деятельность.
Воспитатель: Ребята, сейчас мы посмотрим на примере, что произошло с природой в деревне.
Посмотрите, вот это нефть (показ фотографии).(воспитаталь называет свойства нефти) Она похожа на чёрную маслянистую массу. А это трубы, по которым отходы нефтяного производства поступают в реку.
Кот: У меня в лаборатории есть нефть из нашей скважины.
Давайте проведё м опыт:
Опыт№1
Перед каждым из вас два стакана с водой. В один из них добавьте «нефть» .
-Что произошло с водой? (она стала грязной).
Посмотрите, возьмем фонарик и светим сначала на стакан с чистой водой, затем на стакан с грязной водой. (передают фонарик)
-Чистая вода пропускает свет? (Да)
-А грязная? (нет)
Что еще вы наблюдаете? (Образовалась маслянистая пленка на поверхности воды).
-Как вы думаете, эта пленка будет пропускать воздух?
-Что может произойти, если в водоем не будет поступать свет и воздух? (Все живое может погибнуть)
Воспитатель: На берегу построили завод, который потребляет много воды и одновременно загрязняет её отходами своего производства, сбрасывая их в реку. Ребята, что поэтому происходит с рекой?
(Дети отвечают - От этого гибнет рыба, нечем будет питаться чайкам, цаплям. Они улетят. Из-за грязной воды начнут болеть водоросли, прибрежные травы, камыши, кустарники. Негде будет жить стрекозам, мошкам, бабочкам, нечем питаться лягушкам. Река опустеет.)
Вот что случилось с вашей речкой в деревне.
Кот Матроскин : Как страшно! А как природу жалко! А еще около завода кучи мусора лежат.
Воспитатель: Ребята, а какой вред может нанести мусор? (Ответы детей).
А давайте мы посмотрим, что происходит из - за мусора:
Опыт № 2:
На дне контейнера - песок (слой почвы глубоко под землей). Представьте, что поролон - это верхний слой земли. Положите его сверху. На поролон капаем чернила - на свалку попало ядовитое вещество. На поролон налейте воду из лейки - вот пошел дождь.
Что происходит? Очистилась ли земля? Исчезло ли ядовитое вещество? Куда оно делось? Попробуем шприцем выкачать воду из песка.
Какого цвета вода? Почему? Если рядом находится колодец, какая в нем будет вода? Можно ли ее пить?
Вывод: заводы наносят вред природе и здоровью человека, выбрасывая ядовитые вещества в почву. Рядом с заводом или со свалкой нельзя собирать ягоды, грибы и брать воду. На заводах должны быть построены очистные сооружения, которые очищают вредные вещества.
Кот: Спасибо, ребята, вы мне объяснили, что происходит. Нужно об этом быстрее всем рассказать, и решить что для природы хорошо, а что плохо.
Воспитатель: А ты сам знаешь? (нет) А вы ребята, знаете?
Игра: "Хорошо - плохо".
Рассмотрите изображения и поместите под ними сигналами. Зеленый кружок - положительное влияние на природу, красный - отрицательное.
На доске сигналы под номерами:
Загрязнение воды и воздуха заводами и фабриками. Развешивание кормушек и домиков для птиц. Мусор в лесу.
Браконьерство. Очистительные фильтры на трубах заводов. Посадка деревьев. Создание красной книги.
Воспитатель: Ребята, все правильно вы рассказали Матроскину?
Молодцы ребята!
Воспитатель: Недавно я увидела по телевидению сказку о том, как люди обидели реку. Матроскин, у тебя работает компьютер?
Кот (Да). Хочешь, я найду в Интернете и покажу тебе и ребятам.
Кот. (Конечно, хочу.)
Воспитатель ищет и показывает детям презентацию.
Просмотр презентации.
Кот Матроскин : (плача) Что же теперь делать нам в Простоквашино? Ведь от нас река тоже может уйти.
Воспитатель: Еще не все потеряно. Надо всем нам подумать, что же можно сделать? Предложения детей.
Кот Матроскин : А я догадался, надо убрать у нас завод.
Воспитатель: Но если убрать завод, тогда люди не смогут добывать и перерабатывать нефть. Ребята, а нефть нужна людям? Для чего ее используют? (ответы детей)
Ребенок 1: Нефть дает тепло и свет –
Ей замены просто нет.
Ребенок 2: Делают из нефти много:
И асфальтные дороги,
И костюмы, и рубашки,
Удивительные чашки!
Ребенок 3:Вспомните, как тепловоз
Вас когда-то к морю вез…
В его топках нефть горела,
А без нефти что за дело?
Воспитатель: Что же тогда можно сделать, чтобы и завод оставить и природу не губить? (ответы детей); (Установить фильтры на трубы фабрик, придумать новое безопасное топливо, например, электромобили на солнечных батареях, уловители дыма, вывозить мусор в специально отведённые для этого места).
Кот Матроскин : спасибо, вы мне очень помогли. Теперь побегу в деревню расскажу, что нужно сделать, чтобы спасти Простоквашино! А вам за помощь хочу вручить наши простоквашинские медали. На них написано: «Юный защитник природы». (прощается со всеми).
Дети возвращаются в садик.
Итог:
Воспитатель: Ну, вот мы с вами сегодня сделали доброе дело? Какое? Ответы детей - Помогли коту Матроскину и жителям деревни Простоквашино. За это всем нашим детям подарили вот такие медали (показывает). А почему медали называются юные защитники природы? Ответы детей)
Потому что мы еще только учимся познавать природу, беречь ее.