Зоя Шипицына
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе детей с ОНР «В лес осенний по тропинке»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе детей с ОНР
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе детей с ОНР на тему «В лес осенний по тропинке» с использованием игровых и здоровьесберегающих технологий.
Подготовила: З. Шипицына
Цель: Продолжать формировать представления детей о жизни диких животных осенью.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе детей с ОНР „В лес осенний по тропинке“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2023
Задачи:1. Образовательные - Расширить представления детей о диких животных. Обобщить и систематизировать знания детей о временных изменениях в природе. Развивать связную речь, совершенствовать грамматический строй речи. Обогащать словарь детей.
2. Развивающие - развивать познавательный интерес, мышление, внимание, память, наблюдательность. Пополнить активный словарь (листопад, краски осени, опали, кружат). Развивать координацию движений и умение двигаться в соответствии с текстом.
3. Воспитательные - воспитывать нравственные качества: доброту, отзывчивость, желание помогать другим; бережное и заботливое отношение к природе и её обитателям. Вызвать интерес к диким животным.
Предварительная работа: Наблюдение на участке детского сада за природными изменениями на прогулке, экскурсии по экологической тропинке детского сада; разучивание стихов про осень, рассматривание картинок и иллюстраций по теме; чтение рассказов В. Бианки: «Как звери к зиме готовятся» и «Кто как зимует».
Оборудование:
-аудиозапись «Шум осеннего леса»; листья деревьев (береза, дуб, клен, каштан, рябина, вырезанные из цветного картона и бумаги; мяч; шишки по количеству детей; звери – игрушки для пальчикового театра: заяц, лиса, волк, медведь, белка, ёжик.
Ход занятия
Воспитатель смотрит в окно, и любуясь, говорит: «До чего же красиво вокруг! Какие листочки красивые! Как же они красиво кружатся, летят! (Дети тоже начинают подтягиваться к воспитателю, начинается беседа)
Воспитатель: Что же произошло, почему листочки стали такими яркими и опадают? (ответы детей: потому, что наступила осень, ветер срывает листочки и кружит). В: Что бывает осенью? – Листопад.
Воспитатель: Предлагаю поиграть с осенним листочком. Вы будете его передавать друг другу и отвечать на мои вопросы, и так, начинаем.
Игровое упражнение «Подбери действие».
Осенью листья (что делают) – дети: желтеют, опадают.
Осенью дождь (что делает) – идёт, моросит,
Осенью (что делают с урожаем) – убирают, собирают,
Осенью птицы (что делают) – улетают,
Осенью деревья (что делают) – роняют листья.
Молодцы! А листья осенью (Какие) – жёлтые, красные, золотые.
Воспитатель: Молодцы! Ребята, но осень не только красивая и золотая. Она ещё и очень капризная. Часто дует на нас ветром, прячет солнышко и посылает нам холодные осенние дожди.
Воспитатель предлагает рассказать по картинкам про осеннюю погоду.
Когда идет дождь погода какая? - дождливая.
Когда холодно погода какая? - холодная
Когда небо хмуриться погода какая? – хмурая
Когда пасмурно погода, какая? – пасмурная
Когда дует ветер погода какая? - ветреная
Когда ясно погода какая? – ясная.
Ребята, а как можно назвать явление природы, когда летят листья? (Листопад)
Воспитатель: Ребята, присаживайтесь за столы и дальше поговорим про осень.
- Вы так много знаете «осенних» слов, что мне захотелось поиграть с вами ещё в одну игру. И сейчас мы поиграем в игру «Узнай осеннее слово». Я буду называть слова, вы внимательно слушайте их, и когда услышите «осеннее» слово, хлопайте в ладоши.
Игра «Узнай осеннее слово»
- Ветер, мороз, дождь, линяют, опадают, цветок, прячутся, снежинка, листья, вьюга, листопад, радуга, снегопад, зонтик, сапоги, улетают.
Воспитатель: Ребята, вы рассказали, что осенью уже становится прохладно, мы с вами надеваем тёплые вещи. А как же чувствуют себя дикие животные в лесу, что осенью с ними происходит?
Ответы детей: Звери готовятся к зиме.
Воспитатель: Может, они совсем замёрзли? Как они готовятся, что делают? Где они живут? Я начинаю предложение а вы заканчиваете его. Медведь живёт (в берлоге, Лиса живёт (в норе, Волк поселился (в логове, А белочка (в дупле). Лишь зайка, бедный зайка под кустиком (сидит). И хвостик его маленький … (дрожит).
- Я предлагаю отправиться в осенний лес и своими глазами посмотреть на жизнь животных осенью.
Только, чтобы отправиться в лес, нам нужно подготовить глазки. В лесу темно от деревьев и нам нужно будет очень внимательно смотреть. Выполним зрительную гимнастику.
Комплекс гимнастики для глаз: "Осенний лес"
Вот стоит осенний лес!
(круговые движения глазами)
В нем много сказок и чудес!
Слева - сосны, справа - дуб,
(движения глазами влево- вправо)
Дятел сверху, тук да тук. (движения глазами вверх-вниз)
Глазки ты закрой-открой (движения глазами по тексту)
И скорей бегом домой!
Воспитатель: Ну, а теперь в путь! (дети идут по кругу под звуки аудиозаписи «Шум осеннего леса» и присаживаются на свои места)
- Кто же первый нам повстречался, отгадайте загадку?
Прыг – скок, трусишка, хвост коротышка,
Ушки вдоль спинки, глаза с косинкой;
Одежда в два цвета: на зиму и лето. (Заяц)
Воспитатель надевает на палец игрушку зайку и говорит: «А почему ты, зайка, плачешь?
Заяц: «Ну как мне не плакать? Все звери меня дразнят, только и слышно: зайчишка – трусишка, мне очень обидно!
Воспитатель: Нашёл о чём расстраиваться, мы с ребятами сейчас по – другому тебя назовём, вот слушай!
Игровое упражнение: «Зайка какой?»(подбор прилагательных):
Добрый, серый, белый, смелый, трудолюбивый, быстрый, умный, ловкий, лохматый, изворотливый, голодный, пушистый, ловкий, острозубый, короткохвостый, смелый.
- Вот, зайчик, какой ты, а главное – смелый, ты только сам в это поверь, и все звери поверят. А ты куда спешил?
Зайчик: Я бегу в ателье, мне там новую шубку сшили, беленькую. Прощайте!
Воспитатель: Зачем же зайчик шубу поменял? (ответы детей).
Как красиво осенью в лесу! Все покрыто листьями, будто ярким ковром. Тихо-тихо в лесу. Давайте сейчас подышим осенним свежим воздухом.
Дыхательная гимнастика: «В лесу»
Описание игры: Вдыхаем аромат леса. Вдох носом, пауза под счет «раз», «два», «три», выдох ртом.
Дует осенний легкий ветерок: «У-у-у». (Тихо). Листочки едва шевелятся.
Подул сильный ветер: «У-у-у» (Громко).
Заблудились мы в лесу,
Закричали мы: «Ау!» (Сначала громко, потом тихо)
Осенние листочки на веточках висят.
Осенние листочки с нами говорят: «А-о-у-и»
- А это кто? Ее узнаем мы с тобой
По двум таким приметам;
В шубе серенькой -зимой,
А в рыжей шубе-летом. (белка).(воспитатель надевает на палец белочку)
В – Здравствуй, белочка! Мы тебя узнали! Мы хотим узнать, чем ты занята, и как готовишься к зиме.
Б – Ребята, я так тороплюсь. Надо всё успеть. Лучше сами расскажите про меня.
В – Ребята, что мы знаем про белку?
Ответы детей: Белка - трудолюбивая, запасливая, ловкая, цепкая, проворная, незаметная, прыгучая, шустрая, она запасает орехи, грибы, шишки, меняет рыжую шубку на серую, зимует в дупле.
В - Белочка не боится зимы. Щедрая осень подарила ей новую шубку, которая так же, как зайцу, помогает ей маскироваться. Все лето она была рыженькая, а к зиме становится какой? (серенькой). - К зиме шубка становится очень мягкая, пушистая. -А как вы думаете, почему цвет шубки стал другим? (маскироваться) Белка на зиму делает запасы, вот и мы поможем собрать тебе шишки, заодно и пальчики свои потренируем.
Пальчиковая гимнастика: «Волшебная шишка»
Шишку в руку мы возьмём
И тихонечко сожмём.
А теперь возьмём другой!
Повторяйте все за мной!
Покатаем по ладошке
И по пальчикам немножко.
А теперь положим шишку
Тихо-тихо, словно мышку!
В – Удачной зимы тебе, белка, а мы дальше пошагали.
Физ. минутка: «По дорожке, по дорожке»
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим,
До лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем, как зайки.
Стоп. Немного отдохнем.
Дальше в лес гулять пойдем.
Воспитатель – А вот и лесная красавица, прячется от нас за деревьями. Слышишь, лисонька, выходи, да с ребятами поговори.
(Воспитатель надевает на палец лисичку)
Лисичка: Здравствуйте ребята! Что- то скучно мне сегодня.
- Ребята, давайте научим лисичку играть в игру «Назови ласково».
Лиса – лисичка
Белка – белочка
Заяц – зайчик
Ёж - ёжик
Лист - листочек
Гриб - грибочек
Лисичка: Спасибо ребятки, что поиграли со мной. Ну, мне пора бежать, что – то холодно в лесу стало.
В – Лисичка, оставайся с нами. Не спеши убегать, мы тебя сейчас согреем. Выполняй вместе с нами.
Самомассаж- «Осенью в лесу прохладно. Давайте погреемся».
Ручки растираем (растирание ладоней) и разогреваем (хлопки)
И лицо теплом умываем (проводим ладонями по лицу сверху вниз).
Грабельки сгребают все плохие мысли (от середины лба к виска делаем граблеобразные движения)
Щечки разминаем (средний и указательный пальцы разминают щеки круговыми движениями)
А потом по шейке ручейком стекаем (поглаживание шеи всей ладонью от нижней челюсти к ключицам).
Воспитатель – Ну что, лисонька, согрелась? Вот теперь беги по своим делам. Да и мы спешим, нам нужно ещё медведя повстречать.
Лиса – Эх, опоздали вы, его теперь до весны не увидите. А почему? Сами догадайтесь. А мне пора!
Воспитатель – Как жаль, что мы медведя не увидим, а почему, ребята? (ответы детей: наступила осень, скоро зима, медведь уснул теперь до весны.). Жаль, а давайте мы с вами в медведей превратимся. Теперь вы не ребята, а озорные медвежата.
–Мы веселые ребята,
Мы ребята – медвежата.
Ходьба в колонне по одному.
/ Любим лазать и скакать,
Любим бегать и играть.
Ходьба на носках, руки раскинуть в стороны.
Мишки по лесу пошли,
По тропинке вглубь зашли.
Ходьба на пятках, руки держать на поясе.
Лапы выше поднимают,
Далеко они шагают.
Ходьба с высоким подниманием коленей.
Мишки быстро побежали,
На малинный след напали.
Легкий бег.
Чтобы Мишкам не хворать,
Надо мышцы согревать.
Мишки шли, шли, шли,
В детский сад они пришли.
Воспитатель – Ребята, понравилось вам наше путешествие? Хорошо осенью в лесу, мы с вами подышали, зверей повидали. А сейчас я хочу проверить, хорошо ли вы всё запомнили.
Игра: «Доскажи словечко»
Без тропинки, без дорог
Серый катится клубок.
Он в иголках острых сплошь,
Потому что это…. (ёж).
Мчится без оглядки
Лишь сверкают пятки.
Мчится, что есть духу.
Хвост короче уха.
Живо угадай-ка, кто же это ….(зайка).
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост – краса.
Кто это ….(лиса).
Он всю зиму в шубе спал,
А проснувшись, стал реветь.
Это зверь – лесной ….(медведь).
Пушистый хвост торчит с верхушки.
Что за странная зверушка?
Щелкает орехи мелко.
Ну, конечно это…. (белка).
Рефлексия. Дети, где мы сегодня были? Что мы делали?. Что вам понравилось? Что вы узнали нового? Что вам запомнилось?
Как называют животных, которые живут в лесу?
Почему этих животных называют дикими?
Дети: они живут в лесу и добывают себе сами корм.
Я надеюсь, что вы узнали сегодня много интересного и познавательного и сможете обо всем этом рассказать своим друзьям и даже родителям.