Елена Ковалева
Конспект непосредственно–образовательной деятельности по развитию речи по сюжету сказки «Лиса и Журавль»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по развитию речи пересказ сказки «ЛИСА И ЖУРАВЛЬ» по опорным картинкам для детей старшей группы компенсирующе направленности с тяжёлыми нарушениями речи
Цель:
Воспитание интереса к художественному слову.
Развитие лексико- грамматичесих категорий и связной речи с использованием опорных схем на материале русской народной сказки «Лиса и Журавль»
Публикация «Конспект непосредственно–образовательной деятельности по развитию речи по сюжету сказки „Лиса и Журавль“» размещена в разделах
- Журавль, журавлик
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- «Лиса и журавль», сказка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2016
Задачи:
Познавательные:
Продолжать знакомить детей со сказками.
Обогащать сенсорный опыт детей, используя сенсорные эталоны для оценки свойств предметов (кувшин- узкий, тарелка мелкая, нос короткий- клюв длинный.) при побуждении взрослого самостоятельно использовать элементарные способы обследования, сравнивать предметы, выделяя их признаки.
Развивать умение представить готовую сюжетную ситуацию и показать её, по побуждению воспитателя высказывать предположения о том, что будет дальше. Передавать диалоги героев, участвовать в театрализации, мимикой, жестами, движениями передавать состояние персонажей.
Обучающие:
Стимулировать развитие инициативности и самостоятельности ребёнка в речевом плане.
Развивать связную монологическую и диалогическую речь,, отвечать на вопросы. Используя элементы объяснительной речи.
Упражнять в употреблении относительных и притяжательных прилагательных.
Формировать умение сравнивать посуду, используя союзы А и И, опираясь на опорные картинки.
Закреплять умение правильно произносить звуки.
Познакомить детей с устаревшими словами: «званый пир», «потчевать», «взяла досада», «не солоно -хлебавши».
Воспитательные:
Воспитывать умение слушать педагога и сверстников.
Развивать способность к целостному восприятию текста, понимать главные характеристики героев, несложные мотивы их поступков.
Воспитывать любовь к книге.
Коррекционно-образовательные:
Развивать внимание, память.
Развивать мелкую моторику.
Предварительная работа:
Знакомство с русскими народными сказками.
Рассматривание иллюстраций о диких животных и птицах.
Рассматривание различных видов посуды. Составление описательных рассказов по опорным картинкам.
Постройка домиков из крупного конструктора.
Материал к занятию:
Два домика, следы лисы и журавля, загадки. Опорные картинки для описательных рассказов и о животных и о посуде. Тарелка, кувшин, Манная крупа, пинцеты. Костюмы лисы и журавля.
Ход занятия:
1 часть
Организационный момент
-Ребята, вы любите путешествовать? (да)
-А на чем можно путешествовать? (на автомобиле, самолёте, теплоходе).
-А сказки вы любите?
-Чем сказка отличается от были? (звери разговаривают, случается волшебство, добро всегда побеждает зло).
-Какие волшебные предметы вы знаете? (шапка-невидимка, сапоги- скороходы, скатерть- самобранка, ковер-самолёт).
-А вы хотите оказаться в сказке? (да)
-Тогда садимся на наш ковер -самолёт и отправляемся в сказку!
-Приземляемся и дальше в путь!
2 часть
основная
-Как тихо! Никого не видно! Дома какие-то! А здесь следы, интересно, чьи они? (животных и птиц, но почему- то следы ведут в разные стороны, наверное, что-то случилось.
-Чтобы отгадать, кто живёт в этих домиках, надо отгадать загадки!
(Хвост пушистый, мех золотистый, в лесу живёт, в деревне кур крадёт). (Лиса).
-Какая лиса? (пушистая, хитрая, маленькая).
-Назовите слова- родственники. (лиса, лисонька, лисичка, лис, лисий).
-Какое слово лишнее? (лиса, лисонька, лисичка, листик).
-Расскажите о лисе по опорным картинкам. (цвет, размер, части тела, чем питается, где живёт, детёныши).
ФИЗМИНУТКА.
-Всё мы о лисичке рассказали, вот и вышла она на крыльцо.
-А кто же живёт в другом домике?
(Длинноногий, длинношеий, длинноклювый, телом серый, а затылок голый, красный, бродит по болотам грязным, ловит в них лягушек, бестолковых попрыгушек.) (журавль).
-Расскажите про журавля по опорным картинкам. (цвет, размер, части тела, чем питается, где живёт, детёныши).
-Какой журавль? (Длинноногий, длинношеий, длинноклювый, серый, большой).
-Вот и журавль вышел к нам навстречу.
-Как вы думаете, могут ли в природе дружить лиса и журавль (нет, лиса хищное животное).
-А скажите, где они могли бы подружиться? (в сказке).
-Садитесь, сейчас я расскажу вам русскую народную сказку «Лиса и Журавль».
СКАЗКА. (показ сюжетных картинок)
-Вам понравилась сказка?
-Вы заметили, что в сказке были необычные слова.. а как вы думаете что обозначают, эти слова?
-«званый пир»- угощение в гостях.
-«стряпала»-варила.
-«не обессудь»- не вини.
-«потчевать»-угощать.
-«досада»-обида.
-«не солоно хлебала»- ни с чем.
-«как аукнется, так и откликнется» -как поступишь ты, так поступят и с тобой. Ты обидишь, тебя обидят. Ты сделаешь людям добро, и они отблагодарят тебя добром.
-А почему лиса захотела пригласить в гости журавля? (хотела подружиться,
-Каким голосом она позвала его? (хитрым, сладким)
-«Приходи, куманёк, приходи, дорогой. Уж я тебя угощу!»
-Попробуйте позвать журавля таким же голосом! (3 человека).
-Чем лиса потчевала журавля? (манной кашей).
-Каша - это полезная еда? (да).
-Из какой посуды угощала журавля лиса? (С тарелки).
-Расскажите, как выглядит тарелка.
РАССКАЗ О ТАРЕЛКЕ.
-Давайте посмотрим, мог ли журавль съесть лисье угощение?
ОПЫТ.
-Попробуйте пинцетом захватить манную крупу, трудно? так и журавлю было трудно насытиться. Лиса действительно хотела угостить журавля? (нет, она хитрила)
-Лиса сама слизала кашу, а журавль остался голодным.
-Каким тоном отблагодарил лису журавль? (с обидой в голосе).
-«Ну, спасибо, кума, и на этом!» (3 человека).
-Как пригласил журавль в гости лису?
-«Теперь ты приходи ко мне в гости». (3 человека).
-Что приготовил журавль к обеду? (окрошку).
-Из какой посуды угощал журавль лису (из кувшина).как выглядит кувшин?
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ РАССКАЗ О КУВШИНЕ и ТАРЕЛКЕ.
-Для чего журавль налил окрошку в кувшин с узким горлышком? (чтобы лиса не достала).
-Давайте проверим, сможет ли лиса достать угощение?
ОПЫТ.
-Нет, мордочка лисы не пролезет в узкое горлышко, только и может лиса понюхать и облизать кувшин.
-Как журавль ел окрошку? (только длинный клюв может достать угощение из кувшина).
-Так и ушла лиса не солоно хлебавши (ни с чем, голодная).
-почему их дружба на этом закончилась! (отвечать злом на зло плохо)
Как аукнется, так и откликнется. С тех пор дружба у лисы с журавлём врозь.
-А теперь подойдите к столу и соберите разрезные картинки.
-Сравните тарелку и кувшин.
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ РАССКАЗ
-А теперь я попрошу вас рассказать сказку по картинкам.
ПЕРЕССКАЗ ПО ЧАСТЯМ (три человека)
-А сейчас мы с вами покажем сказку «Лиса и журавль».
Я приглашаю двух детей и сказку оживим.
ИНСЦЕНИРОВКА.
-Молодцы, ребята, вы были настоящими артистами.
-Скажите, дружба у лисы и журавля настоящая? (нет).
-А как надо поступить в таких ситуациях? (приготовить вкусную еду, и подать в удобной посуде.
-Авы бы хотели помириться, с теми с кем поссорились? Как это можно сделать?
-Как можно подружить лису и журавля?
-Давайте придумаем новый конец сказки.
-А теперь нам пора вернуться на ковёр-самолёт и в детский сад.
-У кого мы были в гостях? (у лисы и журавля)
-Что они делали? (ходили друг к другу в гости?
-Почему они не подружились?
-А как бы вы поступили?
-Молодцы, вы были активны и получаете за это сказочное угощение.
-Если вам понравилось, как вы работали на занятии, то пройдите как журавль, а если у вас были какие- то ошибочки, то пройдите как лиса.