Тамара Полянкина
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе.
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Перелётные птицы»
Цель: формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи.
Задачи: - расширение словарного запаса по теме «Перелетные птицы»,
- формирование умения составлять рассказ по серии картин,
- развитие фонематического слуха,
- образование родственных слов,
- развитие координации речи с движением.
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2015
Оборудование: картинки с изображением перелётных птиц, посылка, пособие «Дерево», прищепки, серия сюжетных картин «Скворечник», магнитная доска, схематическое изображение этапов рассказа (ТРИЗ).
Последовательность деятельности :
1. Эмоциональный настрой на работу.
«Доброе утро»
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться:
- Доброе утро!
Доброе утро, солнцу и птицам.
Доброе утро, улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым доверчивым
Доброе утро длится до вечера!
2. Сообщение темы.
- Ребята, утром нам принесли посылку из музея. В ней фотографии и письмо. Послушайте, что нам пишут: «Дорогие ребята! У нас есть для вас фотографии птиц, которые живут в наших краях. Мы предлагаем вам выбрать птиц, которые возвращаются к нам весной. А ещё мы шлем вам серию картин о приключении ребят. Для того, чтобы вы рассказали эту историю всем своим друзьям. Большое спасибо вам. Работники музея»
- Ребята! Мы справимся с этим заданием? (Да)
Все ваши ответы и рассказы я буду записывать видеокамеру и после окончания нашей беседы мы отправим запись в музей.
3. Игра «Птицы»
- Ребята давайте посадим перелётных птиц на веточки нашего дерева.
(Дети по очереди берут картинки с изображением перелётных птиц, называют и вешают прищепкой на веточку дерева.)
- Назовите какие птицы не улетали от нас, а зимовали вместе с нами?
(Дети называют оставшиеся картинки)
- Какие это птицы?
(Зимующие)
4. Игра «Внимательные ушки»
- Ребята! Давайте выберем птиц, в названии которых есть звук – С -.
Определим место, где он спрятался.
(Скворец – в начале. Ласточка – в середине. Кукушка – нет звука. Грач – нет звука. Аист – в середине. Соловей – в середине.)
5. Игра «4-лишний»
- Посмотрите и назовите кто лишний и почему?
(Скворец. Потому что скворец – птица, а самолёт, корабль и автобус – транспорт)
6. Игра «Называлочка»
-Скажите, как называют скворца ласково?
(Скворушка)
- Как называют детей скворца?
(Скворчата)
- А одного детёныша?
(Скворчонок)
- Как зовут маму скворчат?
(Скворчиха)
- Как называется домик, для скворцов?
(Скворечник)
- Молодцы ребята!
7.
Рече двигательная гимнастика «Весна»
Если речка голубая (Руки через стороны вверх, потянуться)
Пробудилась ото сна.
И бежит в полях, сверкая, (Волнообразные движения руками)
Значит, к нам пришла весна.
Если солнце разрумянит (Ладошками растереть щечки)
Наши щечки до красна,
Нам ещё приятней станет – (Наклоны головы вправо – влево)
Значит, к нам пришла весна. (Хлопки в ладоши)
8. Составление логического рассказа по серии картинок (технология ТРИЗ)
1. Этап «Паровозик из картинок»
Дети раскладывают серию картинок слева на право в одну линию без учета последовательности.
2. Этап «Назови место, где происходит событие»
Называют место, где происходит событие в каждом кадре. Доказывают, почему они так решили. (На первой картинке событие происходит в парке, потому что видно деревья, снег, проталины, птиц, дети одеты в уличную одежду. На второй они в помещении, в классе труда, потому что видно стены, столы, инструменты, дети в легкой домашней одежде. На третей картинке события происходят на улице, потому что дети одеты в уличную одежду, видно деревья, птиц.)
3. Этап «Определи время событий.
Дети определяют и называют время года, части суток. Доказывают, почему они так решили. (На первой картинке событие происходит в светлое время, весной, потому что видно проталинки, дети в весенней одежде, на деревьях нет листьев. На второй время года не видно, потому что дети находятся в здании, скорее всего в светлое время суток, потому что дети еще в школе. На третей, события происходят в светлое время, весной, потому что на деревьях еще нет листьев, прилетели скворцы, дети в весенней одежде)
4. Этап «Найди общих героев на всех картинках»
(Главные герои – дети, потому что они изображены на всех картинках)
5. Этап «Назови действие героев и догадайся, зачем они это делают?»
(Дети гуляли и увидели сломанный скворечник. Они огорчились, что скворцы к ним не прилетят. На другой картинке дети делают скворечники, чтобы скворцы прилетели в их парк. На следующей дети с помощью взрослого привязали скворечник к дереву.)
6. Этап «Что за чем?»
Дети берут любую картинку, вешают на магнитную доску. Еще раз называют действия объекта. Дальше играют «Что было раньше – что будет потом?». Пока картинки не выстроится в логический ряд.
7. Этап «Составь рассказ»
Дети составляют рассказы, используя приведенную базовую модель. 9. Рефлексия.
- Я записала все ваши рассказы, ответы, каждое ваше слово. Каждый из вас может рассказать эту историю дома, тому, кого вы хотите порадовать. А мы пошлем письмо с рассказами в музей.
- Вы, ребята, сегодня все были молодцы. Что вам сегодня больше всего понравилось?
Используемая литература:
1. Т. А. Сидорчук «Я познаю мир». Методический комплекс по освоению детьми способов познания.
2. О. С. Гомзяк «Говорим правильно в 5-6 лет». Конспект занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе.
3. О. И. Крупенчук «Научите меня говорить правильно!»