МААМ-картинки

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи «Город мастеров»

Ксения Батищева
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи «Город мастеров»
▼ Скачать + Заказать документы

Цели:

Коррекционные:

1. Расширить словарь по теме «Народные промыслы Сибири».

2. Упражнять в образовании качественных прилагательных.

3. Упражнять в согласовании существительных с числительными.

4. Упражнять в подборе признаков к предметам.

5. Упражнять в образовании существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

6. Развивать внимание, мелкую моторику, координацию речи с движением, мышление, память.

Воспитательные:

Публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи „Город мастеров“» размещена в разделах

1. Воспитывать интерес к народным промыслам региона в котором живут.

2. Воспитывать интерес, уважительное отношение к людям различных профессий и желание добиваться успеха собственным трудом.

3. Воспитывать любовь и бережное отношение к красивым изделиям народных промыслов.

Оборудование: картинный материал (изображения изделий из костей различных животных, соломы, бересты, рогозы, лозы, корней хвойных деревьев, карточки названий остановок «Костерезы», «Берестянщики», «Лозоплеты», «Соломщики», карточки с цифрами «1», «2», «7», билеты в поезд.

Ход занятия:

1. Организационный момент: дети стоят возле своих стульчиков, но не садятся.

Логопед: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в Город Мастеров. Но прежде чем мы с вами начнем наше путешествие, я хочу загадать вам несколько загадок:

Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка, не спеши.

Там травка вьется, и цветы

Растут нездешней красоты.

Блестят они, как золотые,

А может, солнцем залитые. (хохлома)

Стучат коклюшки:

Стук-стук-стук!

Платочек появился вдруг,

И воротник из белой нити

Прекрасно выполнен, взгляните!

Как вы думаете, что это может быть? (вологодское кружево)

Из липы доски сделаны,

И прялки, и лошадки.

Цветами разрисованы,

Как будто полушалки.

Там лихо скачут всадники,

Жар-птицы ввысь летят,

И точки черно-белые

На солнышке блестят. (городецкие игрушки)

2. Объявление темы.

Логопед: Молодцы ребята, все загадки мои отгадали, теперь отправляемся в путешествие. Путь в Город Мастеров не близкий, поэтому поедем мы туда на поезде «Мастеровой». Прошу занять свои места, мы отправляемся.

3. Вводная беседа.

Логопед: Ребята, вот мы и приехали в Город Мастеров. Первая наша остановка называется «Костерезы». Давайте погуляем по этому небольшому городку и узнаем чем же он знаменит.

Издавна у народов Сибири сложились традиционные художественные промыслы. Почти у всех коренных народов Сибири была распространена резьба по дереву. Резьбой украшалась посуда, деревянные предметы домашнего обихода у якутов, бурят. Кочевой и охотничий в прошлом образ жизни определил стремление к художественному оформлению охотничьей одежды и предметов охотничьего снаряжения. Древним искусством сибиряков является резьба по мамонтовой кости. Художественная обработка кости — один из интереснейших и старейших видов народного декоративного искусства. Еще в глубокой древности коренные жители Сибири и Крайнего Севера из моржовой, мамонтовой кости изготовляли различные изделия: ножи, наконечники для гарпунов, амулеты.

В XIX в. сложился костерезный промысел в Тобольске. Возник он на основе художественной обработки кости, распространенной среди коренного населения Западной Сибири.

Для производства костерезных художественных изделий применяются различные виды кости — мамонтовая, моржовая, цевка, зуб кашалота. Для производства костерезных изделий современные тобольские мастера применяют главным образом клыки моржа и зуб кашалота. Изделия их отличаются большой декоративностью, умелым использованием свойств материала. В некоторых изделиях применено сочетание клыка моржа и дерева.

А вот и первое задание от мастеров-костерезов :

Игра «Какой? Какая? Какое? Какие?»

Амулет из кости мамонта (какой) – красивый, гладкий, большой, холодный.

Кость мамонта (какая) – мамонтовая

Кость моржа (какая) – моржовая

Логопед: Молодцы ребята, справились с этим заданием. Отправляемся дальше. Следующая наша остановка будет называться «Берестянщики». Как выдумаете, кто живет и работает в этом городе? (ответы детей).

Логопед: правильно, ребята в этом городе живут мастера, которые занимаются художественной обработкой бересты. Существует несколько способов обработки бересты. Тиснение по бересте – один из древних видов украшений берестяных изделий. Широко распространена техника нанесения рисунка на бересту с помощью штампиков или чеканок. Вырезанными из бересты геометризованными изображениями оленьих рогов, птиц украшали короба в Западной Сибири.

Расписная береста - один из интересных и самобытных видов народного творчества. В разных районах сложились особые способы росписи берестяных изделий. Чаще всего расписывали берестяные туески, или бураки. Обычно поверхность бурака окрашивали каким-либо ярким цветом, чаще это были оранжево-красные, золотисто-охристые, реже тепло-зелёные, голубые, коричневые или синие тона.

Ребята, мастера-берестянщики приготовили для нас задание. Они просят сосчитать сколько изделий из бересты у них в мастерской. Поможем мастерам?

Игра «1, 2,7»

1 туесок, 2 туеска, 7 туесков

1 бурак, 2 бурака, 7 бураков

1 блюдо, 2 блюда, 7 блюд

1 конфетница, 2 конфетницы, 7 конфетниц

1 петушок, 2 петушка, 7 петушков

1 шкатулка, 2 шкатулки, 7 шкатулок

Логопед: Какие мы с вами молодцы, помогли мастерам. Но нам пора отправляться еще в один город – следующая наша остановка называется «Лозоплеты». Как вы думаете, кто может жить и работать в этом городе? (Ответы детей).

В этом городе живут мастера лозоплеты – люди, которые занимаются плетением из лозы, рогоза, корней хвойных деревьев. Лозу издавна используют на изготовление различных хозяйственных поделок; верши для ловли рыбы, корзинки для грибов и ягод, столы и диваны, женские сумки - вот далеко не полный перечень вещей, которые можно делать из лозы. Посмотрите, что можно сплести из лозы.

В наше время мало кто знает, что такое плетение из корня, ещё меньше людей, профессионально владеющих художественной обработкой этого материала. Корень хвойных деревьев – сосны, ели, пихты – применяются в плетении с глубокой древности. Плетение их корны изделия - прочные и красивые корзины, короба, солонички – встречаются на обширной территории у разных народов нашей страны. Круглые, как горшки, большие сосуды с крышками использовали для хранения круп и муки. В овальных корзинах-ларцах держали утварь и принадлежности для рукоделия. Не высокие овальные корзиночки с ажурными ботиками украшали празднично убранный стол. А вот и изделия лозоплетов! Посмотрите, какие красивые изделия!

Лозоплеты тоже приготовили для нас задание.

Игра «Назови ласково»

Елка – елочка

Сосна – сосенка

Пихта – пихточка

Корзина – корзиночка

Короб – коробочек

Горшок – горшочек

Ларец – ларчик

Шкатулка – шкатулочка

Логопед: Ребята, и с этим заданием мы справились. Наше путешествие подходит к концу и нам с вами осталось побывать в последнем городе – городе «Соломщики». Живут и работают в этом городе мастера, которые плетут свои изделия из соломки. Соломка – это трубчатая часть стебля злакового растения. Из нее изготавливали различную хозяйственную утварь, делали украшения для сельских и семейных праздников, художественные изделия. Из соломки можно не только плести различные шкатулки, блюда, корзины, подставки под горячее и сувениры, но и выполнять скульптуры различных животных, птиц и даже кукол.

Логопед: Ребята, мастера-соломщики предлагают нам поиграть в игру.

Игра «Какой? Какая? Какие? Какое?»

Шкатулка из соломы – соломенная

Скульптура из соломы – соломенная

Куклы из соломы – соломенные

Блюдо из соломы – соломенное

Заколка из соломы – соломенная

Олень из соломы – соломенный

Сувенир из соломы - соломенный

Логопед: Молодцы, это была последняя станция в нашем путешествии по городу мастеров. А на память вам мастера приготовили памятные медали о своем городе.

Публикации по теме:

«Посуда». Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе. Область «Коммуникация» Интегрированное занятие по развитию речи в средней группе. Тема. Описание посуды. Лепка тарелки, чашки. Связная речь. Тренировать детей.

Конспект непосредственной образовательной деятельности (образовательная область «Коммуникация») «Наши помощники»Конспект непосредственной образовательной деятельности (образовательная область «Коммуникация») «Наши помощники» Конспект непосредственной образовательной деятельности (образовательная область «Коммуникация») «Наши помощники» (старшая группа)Образовательная.

Автор публикации:
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи «Город мастеров»
Опубликовано: 2 июня 2015 в 09:53
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи «Город мастеров»» (включая файлы) размещена пользователем Ксения Батищева (УИ 207921) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД