Ксения Батищева
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи «Город мастеров»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
Коррекционные:
1. Расширить словарь по теме «Народные промыслы Сибири».
2. Упражнять в образовании качественных прилагательных.
3. Упражнять в согласовании существительных с числительными.
4. Упражнять в подборе признаков к предметам.
5. Упражнять в образовании существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
6. Развивать внимание, мелкую моторику, координацию речи с движением, мышление, память.
Воспитательные:
Публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи „Город мастеров“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2015
1. Воспитывать интерес к народным промыслам региона в котором живут.
2. Воспитывать интерес, уважительное отношение к людям различных профессий и желание добиваться успеха собственным трудом.
3. Воспитывать любовь и бережное отношение к красивым изделиям народных промыслов.
Оборудование: картинный материал (изображения изделий из костей различных животных, соломы, бересты, рогозы, лозы, корней хвойных деревьев, карточки названий остановок «Костерезы», «Берестянщики», «Лозоплеты», «Соломщики», карточки с цифрами «1», «2», «7», билеты в поезд.
Ход занятия:
1. Организационный момент: дети стоят возле своих стульчиков, но не садятся.
Логопед: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в Город Мастеров. Но прежде чем мы с вами начнем наше путешествие, я хочу загадать вам несколько загадок:
Резные ложки и ковши
Ты разгляди-ка, не спеши.
Там травка вьется, и цветы
Растут нездешней красоты.
Блестят они, как золотые,
А может, солнцем залитые. (хохлома)
Стучат коклюшки:
Стук-стук-стук!
Платочек появился вдруг,
И воротник из белой нити
Прекрасно выполнен, взгляните!
Как вы думаете, что это может быть? (вологодское кружево)
Из липы доски сделаны,
И прялки, и лошадки.
Цветами разрисованы,
Как будто полушалки.
Там лихо скачут всадники,
Жар-птицы ввысь летят,
И точки черно-белые
На солнышке блестят. (городецкие игрушки)
2. Объявление темы.
Логопед: Молодцы ребята, все загадки мои отгадали, теперь отправляемся в путешествие. Путь в Город Мастеров не близкий, поэтому поедем мы туда на поезде «Мастеровой». Прошу занять свои места, мы отправляемся.
3. Вводная беседа.
Логопед: Ребята, вот мы и приехали в Город Мастеров. Первая наша остановка называется «Костерезы». Давайте погуляем по этому небольшому городку и узнаем чем же он знаменит.
Издавна у народов Сибири сложились традиционные художественные промыслы. Почти у всех коренных народов Сибири была распространена резьба по дереву. Резьбой украшалась посуда, деревянные предметы домашнего обихода у якутов, бурят. Кочевой и охотничий в прошлом образ жизни определил стремление к художественному оформлению охотничьей одежды и предметов охотничьего снаряжения. Древним искусством сибиряков является резьба по мамонтовой кости. Художественная обработка кости — один из интереснейших и старейших видов народного декоративного искусства. Еще в глубокой древности коренные жители Сибири и Крайнего Севера из моржовой, мамонтовой кости изготовляли различные изделия: ножи, наконечники для гарпунов, амулеты.
В XIX в. сложился костерезный промысел в Тобольске. Возник он на основе художественной обработки кости, распространенной среди коренного населения Западной Сибири.
Для производства костерезных художественных изделий применяются различные виды кости — мамонтовая, моржовая, цевка, зуб кашалота. Для производства костерезных изделий современные тобольские мастера применяют главным образом клыки моржа и зуб кашалота. Изделия их отличаются большой декоративностью, умелым использованием свойств материала. В некоторых изделиях применено сочетание клыка моржа и дерева.
А вот и первое задание от мастеров-костерезов :
Игра «Какой? Какая? Какое? Какие?»
Амулет из кости мамонта (какой) – красивый, гладкий, большой, холодный.
Кость мамонта (какая) – мамонтовая
Кость моржа (какая) – моржовая
Логопед: Молодцы ребята, справились с этим заданием. Отправляемся дальше. Следующая наша остановка будет называться «Берестянщики». Как выдумаете, кто живет и работает в этом городе? (ответы детей).
Логопед: правильно, ребята в этом городе живут мастера, которые занимаются художественной обработкой бересты. Существует несколько способов обработки бересты. Тиснение по бересте – один из древних видов украшений берестяных изделий. Широко распространена техника нанесения рисунка на бересту с помощью штампиков или чеканок. Вырезанными из бересты геометризованными изображениями оленьих рогов, птиц украшали короба в Западной Сибири.
Расписная береста - один из интересных и самобытных видов народного творчества. В разных районах сложились особые способы росписи берестяных изделий. Чаще всего расписывали берестяные туески, или бураки. Обычно поверхность бурака окрашивали каким-либо ярким цветом, чаще это были оранжево-красные, золотисто-охристые, реже тепло-зелёные, голубые, коричневые или синие тона.
Ребята, мастера-берестянщики приготовили для нас задание. Они просят сосчитать сколько изделий из бересты у них в мастерской. Поможем мастерам?
Игра «1, 2,7»
1 туесок, 2 туеска, 7 туесков
1 бурак, 2 бурака, 7 бураков
1 блюдо, 2 блюда, 7 блюд
1 конфетница, 2 конфетницы, 7 конфетниц
1 петушок, 2 петушка, 7 петушков
1 шкатулка, 2 шкатулки, 7 шкатулок
Логопед: Какие мы с вами молодцы, помогли мастерам. Но нам пора отправляться еще в один город – следующая наша остановка называется «Лозоплеты». Как вы думаете, кто может жить и работать в этом городе? (Ответы детей).
В этом городе живут мастера лозоплеты – люди, которые занимаются плетением из лозы, рогоза, корней хвойных деревьев. Лозу издавна используют на изготовление различных хозяйственных поделок; верши для ловли рыбы, корзинки для грибов и ягод, столы и диваны, женские сумки - вот далеко не полный перечень вещей, которые можно делать из лозы. Посмотрите, что можно сплести из лозы.
В наше время мало кто знает, что такое плетение из корня, ещё меньше людей, профессионально владеющих художественной обработкой этого материала. Корень хвойных деревьев – сосны, ели, пихты – применяются в плетении с глубокой древности. Плетение их корны изделия - прочные и красивые корзины, короба, солонички – встречаются на обширной территории у разных народов нашей страны. Круглые, как горшки, большие сосуды с крышками использовали для хранения круп и муки. В овальных корзинах-ларцах держали утварь и принадлежности для рукоделия. Не высокие овальные корзиночки с ажурными ботиками украшали празднично убранный стол. А вот и изделия лозоплетов! Посмотрите, какие красивые изделия!
Лозоплеты тоже приготовили для нас задание.
Игра «Назови ласково»
Елка – елочка
Сосна – сосенка
Пихта – пихточка
Корзина – корзиночка
Короб – коробочек
Горшок – горшочек
Ларец – ларчик
Шкатулка – шкатулочка
Логопед: Ребята, и с этим заданием мы справились. Наше путешествие подходит к концу и нам с вами осталось побывать в последнем городе – городе «Соломщики». Живут и работают в этом городе мастера, которые плетут свои изделия из соломки. Соломка – это трубчатая часть стебля злакового растения. Из нее изготавливали различную хозяйственную утварь, делали украшения для сельских и семейных праздников, художественные изделия. Из соломки можно не только плести различные шкатулки, блюда, корзины, подставки под горячее и сувениры, но и выполнять скульптуры различных животных, птиц и даже кукол.
Логопед: Ребята, мастера-соломщики предлагают нам поиграть в игру.
Игра «Какой? Какая? Какие? Какое?»
Шкатулка из соломы – соломенная
Скульптура из соломы – соломенная
Куклы из соломы – соломенные
Блюдо из соломы – соломенное
Заколка из соломы – соломенная
Олень из соломы – соломенный
Сувенир из соломы - соломенный
Логопед: Молодцы, это была последняя станция в нашем путешествии по городу мастеров. А на память вам мастера приготовили памятные медали о своем городе.