Олеся Малых
Конструкт непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи для детей средней группы «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми
Тема: «Зимующие птицы»
Цель: развитие речевой активности детей через совместную познавательную деятельность
Возрастная группа : средняя группа
Форма НОД: эмоциональное погружение
Форма организации: подгрупповая
Учебно-методический комплект:
Средства :
Публикация «Конструкт непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи для детей средней группы „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы, птички. Конструирование, поделки
- Птицы. Конспекты занятий
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
мультимедийные: презентация с заданиями
литературные: стихотворения, загадки
музыкальные: фрагмент сказочной музыки
оборудование: кормушка для птиц, мешочки с различным кормом для птиц, зеркало
Предварительная работа: изучение литературы, создание мультимедийной презентации с заданиями, украшение зеркала узорами.
ЗАДАЧИ образовательной программы Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы
1. Воспитательная:
-воспитывать навыки сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности;
- воспитывать любовь и заботу о зимующих птицах.
2. Развивающая :
- расширять представления о зимующих птицах нашего края;
- развивать речевую активность, зрительное внимание, восприятие, память, слух.
3. Образовательная:
- совершенствовать грамматический строй речи, продолжать учить детей составлять распространенные предложения, расширять словарь детей.
Этапы
(последовательность) деятельности Содержание деятельности Действия, деятельность педагога Действия, деятельность детей,
выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов Планируемый результат
1. Введение в тему эмоциональное погружение. Эмоциональный настрой. Дети вместе с педагогом заходят в группу и находят зеркало с морозными узорами.
Ребята, посмотрите какое необычное зеркало, оно наверное волшебное? Посмотрите, что на нем нарисовано? Правильно это морозные узоры. А кто рисует такие узоры?
Чтобы это узнать, вам нужно отгадать загадку:
«Без рук, без ног,
А рисовать умеет» (Мороз)
Звучит волшебная музыка и звуковое послание. Зеркало говорит: «Ребята, здравствуйте! Я зеркало не простое, а волшебное. Сегодня я приглашаю вас на чудесную прогулку в зимний лес. Для того, чтобы попасть туда, вам нужно сказать волшебные слова: «В зеркале я отражусь, где захочу, там и окажусь. Перенеси нас зеркало в зимний лес».
Дети вместе с воспитателем повторяют волшебные слова, кружатся, звучит музыка. На слайде появляется картинка зимнего леса, стульчики накрыты белой тканью, имитация снег. Воспитатель настраивает детей на эмоционально положительный настрой.
Эмоциональный отклик.
Присутствует эмоционально-ценностное отношение к совместной деятельности с педагогом.
2. Совместная деятельность
3. Новые знания Ребята, посмотрите, как красив зимний лес… Что вам нравится в зимнем лесу? (Ответы детей)
Я с вами согласна, снежные деревья очень красивы, в лесу свежий воздух, который очень полезен. Лес таит в себе много интересного. Давайте прислушаемся к звукам зимнего леса. Звучат голос вороны и стук дятла. Что вы слышите? Правильно, это стук дятла, давайте присмотримся к деревья, где же сидит дятел? На слайде появляется дятел. Ребята, а еще чей голос был слышен? Правильно, это ворона. Где же она? На слайде появляется картинка вороны. Ребята, а кто сможет повторить как говорит ворона? (Дети повторяют карканье вороны).
Молодцы!
Ребята, а кто это сидит на деревце и смотрит по сторонам? На слайде появляется воробей.
Как называется эта птица? (Ответы детей).
Молодцы! Это – воробей. Послушайте, стихотворение про воробья:
«Воробьи-воробушки,
Серенькие пёрышки…
Клюйте, клюйте крошки
У меня с ладошки!
Нет, с ладошки не клюют
И погладить не дают.
Как бы нам поладить,
Чтоб дались погладить».
Сейчас внимательно посмотрите на картинку, кто на ней изображен? Правильно воробей и ворона. Вам нужно сравнить их. На слайде появляется изображение вороны и воробья.
Я буду задавать вам вопросы, а вы глядя на птиц ответьте на них :
- Какие эти птицы по размеру?
- Какого цвета у них перышки?
- Сколько лапок у воробья? А у вороны?
- Как передвигаются эти птицы?
- Чем питаются?
Молодцы, ребята! Вот сколько отличий между этими птицами мы нашли. Ребята, как говорит ворона мы слышали, а как говорит воробушек? (Дети отвечают, что он чирикает).
Правильно, воробей чирикает.
Я предлагаю вам, попрыгать как воробей и сделать небольшую разминку.
Физкультминутка. Птички в гнездышках сидят (дети сидят на стульчиках)
И на улицу глядят.
Полетать вдруг захотели,
И все сразу полетели, (дети встают со стульчиков и как птички начинают летать). На слова взрослого «птички в гнездышки» дети занимают свои места.
Отдохнули? Теперь продолжим наше путешествие по зимнему лесу. Послушайте загадку: «Непоседа, невеличка,
Жёлтая почти вся птичка,
Любит сало и пшеницу.
Кто узнал её?» (Синичка) На слайде появляется изображение синички. Сейчас Маша, нам расскажет о ней стихотворение:
«Мерзнут лапки у синичек,
Плохо им без рукавичек.
Да и голодно в мороз,
Я им семечки принес.
Посмотрите – ка сюда,
это вкусная еда!
На ладонь ко мне садятся,
Греют лапки, не боятся!»
Спасибо, Маша! Очень хорошее стихотворение!
Ребята, каких птиц мы с вами сегодня видели? (Называют)
Молодцы! А каких еще птиц мы можем увидеть в лесу зимой? (Называют)
Правильно! Эти птицы не улетают от нас в теплые края, они остаются с нами зимовать.
Как всех этих птиц можно назвать, одним словом? (Зимующие)
Правильно! Как много вы знаете о зимующих птицах.
Ребята, птицы не всегда могут найти себе корм зимой, поэтому прилетают ближе к людям. Мы помогаем им выжить в холодную зиму, подкармливаем их. Как вы думаете, чем мы можем накормить птиц? (семечками, зерном, салом, хлебными крошками).
Верно! У меня есть мешочки с кормом, я предлагаю вам, на ощупь определить какой корм лежит в этих мешочках.
Игра «Определи корм».
Детям предлагаются мешочки с кормом. Задача детей пощупать руками, определить и назвать какой корм в мешочке и какая птичка любит тот или иной корм.
Молодцы! Ребята, посмотрите какая красивая береза, а что это на ней за интересный домик висит? (Отвечают)
Правильно, это кормушка. Давайте угостим птичек нашим кормом из мешочков. Дети насыпают корм в кормушку.
Птички будут очень рады такому подарку. А как нас могут отблагодарить птицы? (Ответы детей). Педагог включает детей в игровую деятельность.
Актуализирует знания, задает вопросы, стимулирует к рассуждению.
Педагог предлагает мультимедийную презентацию
Способствует тому, чтобы дети самостоятельно разрешали возникающие проблемы.
Педагог предлагает мультимедийную презентацию
Педагог предлагает мультимедийную презентацию
Инициирует речевую активность детей.
Проводит физкультминут-
ку.
Педагог стимулирует речевую активность детей, направляет на высказывания имеющихся знаний
Направляет мышление ребенка на решение проблемной ситуации.
Через игровую ситуацию способствовать умению узнавать корм на ощупь
Инициирует речевую активность детей Дети, направленные на эмоциональное восприятие игровой ситуации, находят решение.
Повышается интерес к теме занятия при виде красочных изображений
Выстраивают полный ответ.
Выполняют задания.
Повышается интерес к теме занятия при виде красочных изображений
Повышается интерес к теме занятия при виде красочных изображений
Работают в группе, перечисляют все возможные варианты.
Демонстрируют двигательную активность.
Выразительно рассказывает знакомое стихотворение
Демонстрируют
имеющиеся знания о птицах нашего края
Решают поставленную задачу.
Работают в группе, коллективно находят решение проблемы.
Обсуждают, предлагают свои варианты.
Работают в группе, перечисляют все возможные варианты.
Охотно вступают в контакт
с воспитателем.
Используют на практике ранее полученные знания.
Дети умеют сравнивать, находить отличия
Выполнение задания с максимальным перечислением всей ранее полученной информацией о птицах.
Снятие статической нагрузки.
Эмоциональный отклик на стихотворение
Показывают приобретенные умения выстраивать распространенные предложения,
Применение ранее полученных знаний.
Развитие образного мышления.
Вызвать желание помогать птицам, проявлять заботу о них.
Молодцы! Все правильно.
Еще птицы подсказывают людям какая будет погода. Есть такая примета: «Если вороны сидят высоко на деревьях - это к морозу». Попробуем определить погоду, а вороны нам в этом помогут. (На слайде появляется картинка дерева, вороны находятся на земле, что говорит о том, что будет тепло).
Дает новые знания, демонстрирует примету с помощью мультимедийной презентации Выслушивают новые интересные сведения Расширение кругозора детей
4. Подведение итогов и рефлексия Молодцы, ребята! На этом наше путешествие подошло к концу, нам нужно отправляться обратно в детский сад. Как же нам это сделать? (Обратиться к волшебному зеркалу). Какие слова нам нужно сказать? Дети повторяют волшебные слова:
«В зеркале я отражусь,
Где захочу, там и окажусь.
Перенеси нас, зеркало,
Обратно, в детский сад»
Дети закрывают глаза, кружатся, звучит музыка, когда открывают глаза, оказываются в детском саду.
Ребята, вот мы и вернулись обратно в наш детский сад. Вам понравилось наше путешествие? Кого мы с вами встретили в лесу? Каких? Как назвать их одним словом? Почему они остались с нами зимовать? Что нового вы о них узнали? Выражает искреннее восхищение Делятся впечатлениями
Удовлетворение от полученного результата деятельности
5. Открытость Молодцы! Мне тоже понравилось путешествовать с вами. Для того, чтобы вы не забывали о нашем путешествии, мы повесим у нас на участке кормушки для птиц. Будем их подкармливать и наблюдать, какие птицы прилетают в нашу птичью столовую. Вы также можете сделать кормушки дома вместе с родителями, повесить их у себя во дворе и подкармливать птиц. Инициирует интерес и заботу о зимующих птицах Эмоциональный отклик на предложенную воспитателем идею Вызвать желание у детей обратиться с просьбой к родителям об изготовлении дома кормушки