оксана лебедева
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе на тему «Русские посиделки»
▼ Скачать
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад №23 г. Липецка.
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе.
Тема: «Русские посиделки»
Выполнила воспитатель: Лебедева О. А.
2023 г.
Липецк.
Цель: формировать у детей представления о русской избе и традициях русского народа.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе на тему „Русские посиделки“» размещена в разделах
продолжать знакомить детей с традицией приема гостей в русской культуре, жизнью наших предков. Продолжать знакомить с бытом и творчеством крестьян. Поддерживать интерес к произведениям русского народного творчества.
Развивающие :
способствовать развитию интереса в изучении истории культуры русского народа. Расширять кругозор, развивать любознательность. Развивать связную монологическую речь через устное народное творчество. Развивать художественно-творческие способности детей.
Воспитательные:
воспитывать у детей чувство семейной дружбы, доброты и внимания друг к другу. Закрепить знание народных пословиц. Воспитывать уважение, интерес к обычаям старины, к русскому фольклору.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие (музыкальная деятельность).
Словарная работа: предки, младенец, издавна, портки, зипуны, франты, лапти, вышивка, ухват, прялка, коромысло, чугун, самовар.
Предварительная работа: заучивание пословиц о семье, рассматривание альбомов и иллюстраций; чтение русских народных сказок; прослушивание русской народной музыки; разучивание колыбельных; знакомство с некоторыми народными предметами быта (дорожка, коромысло, ведра, короб, корзина, сито, маслобойка, скалка, молочник, кувшин, стаканы и рюмки с хохломской росписью, самовар, шкатулки, знакомство с внешним строением русской избы; русской печи, макета русской избы. Рассматривание одежды на иллюстрациях к русским сказкам, на репродукциях картин русских художников, заучивание и разбор пословиц об одежде, рисование “Девочка в русском сарафане”, аппликация “Хоровод вокруг березки”.
Беседы по ознакомлению с окружающим: «Предметы русской старины»,
«Русская изба». Чтение русских народных сказок, былин. Рассматривание иллюстраций.
Слушание русских народных песен, колыбельных, сказок.
Организация и проведение с детьми русских народных игр.
Методы и приё мы: игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям, словесная, дидактическая игра, использование художественной литературы.
Материал и оборудование: мини – изба. Народные костюмы. Предметы быта: ухват, кочерга, чугунок, печь, лавка, корзина. Платочек для игры. Поднос с булочками и баранками. Грамзапись русских народных мелодий.
Раздаточный материал: цветная бумага для аппликации. Клубки разноцветных ниток.
Ход НОД.
Дети стоят в кругу:
«Вышел Ваня погулять.
Стал подружку выбирать,
Стал подружку выбирать.
Кому ленточку отдать.
-Поклонись, поклонись
Да за ленточку держись.»
-Ребята вам нравиться играть в старинные русские игры? А в старину было много интересного. Хотите, отправимся в путешествие в старину? А поможет нам в этом волшебный клубочек.
«Ты катись, катись клубок
С овражка на мосток
Только сильно не спеши
Путь дорожку укажи»
Кидаем моточек
-Здравствуйте гости дорогие. «Гость на пороге хозяева радость».
Проходите в избу, будьте как дома. Посмотрите как в избе моей светло и уютно. Отгадайте-ка загадку: «То печет она блины, то рассказывает сны». Правильно это печь. Печь считали самой главной в избе, сердцем дома. Говорили: «Без печи и изба не изба». Печь ставили посередине горницы. Она служила источником тепла и света.
-Ребята как вы думаете, чем можно растопить печку? (дровами)
-Ребята, а знаете, в чем раньше готовили еду? «Что хозяйка в печь ставили. Кто из вас ребята знает. Книзу узок, вверх широк, не кастрюля… (чугунок)
-Чугунок он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжелый т. к. сделан из чугуна.
-А какую еду готовили в чугунке? (кашу, щи)
-Давайте тоже приготовим с вами вкусную кашу.
-Кашу я варю, варю, всех детей я угощу.
-Ну- ка Ваня, доставай чугунок из печи, да ставь на стол.
-В старину зимними вечерами собирались люди в большой избе.
Ребенок:
-Наш досуг порою мелок
И чего нам говорить
Скучно нам без посиделок
Их нам надо возродить
Где они пели, водили хороводы, рассказывали сказки, говорили шутки -прибаутки и работали.
-Какую работу выполняли люди в старину на посиделках? (Пряли, вязали, вышивали, плели лапти, корзины)
Ребенок: Весело было то песню запоют, то шутку скажут. Вот работа у них и спорилась
-Вечером на посиделках сидели и сочиняли небылицы
Небылицы.
1. На болоте стоит пень,
Шевелиться ему лень.
Шея не ворочается,
А посмеяться хочется.
2. Чепуха, чепуха! Это просто враки:
Косят сено на печи топорами раки.
-Ребята, вы такие красивые, нарядные, кто же шил вам такие наряды (мамы)
-В русских семьях было принято уважать и почитать женщину мать
Материнство считалось главной целью женщины. О ней писали стихи, слагали пословицы и поговорки. А какие пословицы о матери знаете вы?
1. Мать кормит детей как земля людей.
2. Родную мать никем не заменишь
3. Куда мать туда и дитя.
-Самым добрым и ласковым были песни, которые пела для своих детей мама.
«Ай баю, баю, баю
Спать укладываю,
Спать укладываю,
Приговариваю.
Песня «Колыбельная»
«Ай баю, баю, баю
Все пошли за рыбою,
Ванечка остался
В люлечке качался.
Ай баиньки, баиньки
Куплю Ване валенки.
Будет ванечка ходить,
Будет валенки носить».
-В старину у каждого была своя деревянная ложка, ее делали из дерева, а потом расписывали. Ложками не только ели еду, но это еще был музыкальный инструмент на них играли,а давайте мы с вами тоже поиграем на ложках.
Ребенок: «Эй, берите ложки,
Эй, берите дудки,
Эй, берите бубенцы.
Будем, будем играть
И всех потешать»
Игра на музыкальных инструментах
-А еще длинными, зимними вечерами пели частушки.
Ребенок:- Эй, добры молодцы и красно девицы,
запевайте поскорей, чтоб порадовать гостей
Частушки.
1. Заиграли музыканты,
и пустились ноги в пляс.
Мы веселые частушки
пропоем для вас сейчас.
2. Ой лапти мои, лопаточки мои.
Вы работали, пахали
Танцевать сюда пришли.
3. Балалаечка играет,
Балалаечка поет.
Балалайке сделать ножки,
Балалаечка пойдет.
4. Мы частушек много знаем,
И хороших и плохих.
Хорошо тому послушать,
Кто не знает никаких.
-А у меня в избе еще один интересный предмет. Как он называется (прялка)
-Как думаете, для чего нужна была прялка? (прясть пряжу)
-А что делали потом из пряжи? (Вязали носки, жилетки, платки)
-А давайте мы с вами тоже свяжем коврик, но для это, нам надо собрать все мои моточки, они у меня рассыпались, помогите мне.
Игра «Собери моточек.
Продуктивная деятельность.
-Много прекрасных традиций было на Руси, нам надо их помнить и не забывать, чтобы,по настоящему любить свою Родину.
-А еще на посиделках было принято пить чай с баранками. Сейчас я вас угощу вкусным чаем, который в старину заваривали из трав, и в печи уже поспели баранки. А из чего мы будем пить чай,вы сейчас скажите сами!
«Выпускает жаркий пар, древний чайник… (самовар)»
- Правильно,а пить чай мы будем из самовара.
Чаепитие.
Рефлексия.
-Вот такая, у нас получилась душевная посидела.
-Вам понравилось у меня в гостях?
-А что вам больше всего понравилось? (ответы детей).
-Придете еще ко мне в гости?