Олеся Комарова
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по окружающему миру в подготовительной группе «Поздняя осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по окружающему миру в подготовительной группе
Тема «Поздняя осень»
Цель: Уточнить и обобщить представления детей об изменениях в природе поздней осенью.
Задачи:
1) Образовательные – закрепить представление детей об осени, как времени года, закреплять с детьми названия осенних месяцев, учить понимать закономерности явлений природы.
Публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности по окружающему миру в подготовительной группе „Поздняя осень“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2018
2) Развивающие – развивать интерес к изменениям, происходящим в природе; развивать умение устанавливать взаимосвязь, делать выводы; развивать
3) Воспитательные – воспитывать любовь к природе, умение ценить красоту родной природы, беречь ее.
Виды деятельности :
Во время занятия были использованы основные методы, а также обучающие:
- Словесный (художественное слово, вопросы к детям, уточнение, поощрение)
- Наглядно - демонстрационный (проецирование на экране);
- Игровой (разные виды игр)
- Проблемная ситуация
Оборудование и материалы: проектор, музыкальный центр, аудиозапись произведения П. И. Чайковского «Времена года»; картины «Сентябрь», «Октябрь», «Ноябрь», сельскохозяйственные работы осенью, перелетные, зимующие птицы, птицы Якутии, дикие животные.
Разрабатывая данный конспект образовательной деятельности, прежде всего учитывала: возрастные, психические и индивидуальные особенности детей подготовительной группы. Поэтому при начале занятия дети легко пошли на контакт, была создана эмоционально благоприятная обстановка для дальнейшего проведения занятия.
Ход занятия:
Дети входят в группу
Мы солнцу скажем: «Здравствуй!»
Мы скажем небу: «Здравствуй!»
«Пусть утро будет ясным!»
— Природе скажем мы.
Пусть будет мир прекрасным!
И даже в день ненастный
Ему желаем счастья, любви и красоты!
За утро, солнце, небо голубое,
За счастье жить нам всем одной семьёю,
За Землю-Матушку, что лаской нас согрела.
Нас накормила, в свой покров одела,
За то, что терпелива к нам, как к детям,
Спасибо, ей, что мы живём на свете!
Звучит фонограмма из «Времен года» П. И. Чайковского. На экране появляется образ Осени и с ней три месяца.
Воспитатель: Посмотрите ребята, кто к нам в гости пришел! К нам пришла осень со своими сыновьями.
Осень : Вы хотите, чтобы пришла зима? Новый год и Дед Мороз? Тогда вы должны доказать мне, что всё про меня знаете. Если вы расскажите, все что знаете обо мне, я уступлю место зиме.
Воспитатель:
- Что же вы про осень знаете? (речевая игра «Какая бывает осень)
- Как зовут ее сыновей? (сентябрь, октябрь, ноябрь)
- Какие это месяцы? (обобщение)
(воспитатель обращает внимание детей на экран)
Осень : А вы знаете, ребята, что в народе эти месяцы называли по-другому?
СЕНТЯБРЬ - называли хмурень, ревун, заревник.
- Как вы думаете, почему их так называли? (рассуждения, предположения детей)
- Ревун, от рева осенних ветров и зверей, особенно оленей.
ОКТЯБРЬ - называли позимник, листопад, грязник.
- Как вы думаете, почему их так называли? (рассуждения, предположения детей)
НОЯБРЬ - называли полузимник, грудень.
- Как вы думаете, почему их так называли? (рассуждения, предположения детей)
Воспитатель:
- Сентябрь пахнет яблоками, а октябрь – капустой.
- Ноябрь – сентябрю внук, октябрю сын, зиме родной батюшка.
- Ребята, давайте назовем народные приметы, пословицы, поговорки?
(ответы детей)
- Назовите первый месяц осени. (ответ)
В сентябре полно работы:
Убирают огороды.
Закрома полны добра,
В школу школьникам пора.
(Вопросы по четверостишию)
- Почему полно работы? Что убирают в огороде? Какое добро в закромах?
Воспитатель предлагает поиграть в игру «В огороде урожай»
Все играющие становятся в круг и берутся за руки, двигаясь в одну сторону, произносят слова: «Вот и осень наступила, ты смотри, да не зевай. Не зевай, да убирай в огороде урожай. Много овощей на грядке, назовем их по порядку.». После этих слов игроки останавливаются, и педагог спрашивает одного из детей «Что растет у нас на грядке?». Ребенок называет овощ. Вот какой (название овоща) у нас вырос (показывают форму овоща или размер руками). Игра продолжается.
Воспитатель:
- Весь сентябрь люди убирают урожай.
- Давайте вспомним профессии людей, которые работают в сельском хозяйстве. (ответы детей)
(звучит музыка из альбома «Времена года» П. И. Чайковского «Сентябрь», обращаем внимание на экран - появляется картина олицетворяющая сентябрь)
Воспитатель: Назовите второй месяц осени.
Кроны снова пожелтели,
Листьев кружатся метели,
Дождь всё чаще поливает,
Знать, октябрь наступает.
Воспитатель:
- Что же происходит в октябре? (ответы детей)
- Как готовятся к зиме звери? (ответы)
- Что делают птицы? (ответы)
Воспитатель предлагает малоподвижную игру «Стая птиц»
Стая птиц летит на юг,
Небо синее вокруг. (Дети машут руками, словно крыльями.)
Чтоб скорее прилетать,
Надо крыльями махать. (Дети машут руками интенсивнее.)
Птички начали спускаться,
На поляне все садятся.
Предстоит им долгий путь,
Надо птичкам отдохнуть. (Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд.)
И опять пора в дорогу,
Пролететь нам надо много. (Дети встают и машут «крыльями».)
Вот и юг. Ура! Ура!
Приземляться нам пора.
Воспитатель: Назовите птиц, которые живут и остаются зимовать в нашем регионе. (ответы детей)
(звучит музыка из альбома «Времена года» П. И. Чайковского «Октябрь», обращаем внимание на экран – появляется картина, олицетворяющая октябрь)
Воспитатель: Назовите последний месяц осени.
В ноябре грустит природа:
Надоела непогода.
По ночам уже морозно
И рассвет приходит поздно.
(под музыку П. И. Чайковского «Ноябрь», на экран вывести картину, олицетворяющую ноябрь)
Осень :
Да, ребята, я бываю разной, может быть, вы скажете, какой я бываю.
Воспитатель:
- Давайте расскажем, какой бывает осень! (ответы)
- Посмотрите на все три картины, есть ли отличия?
(предложить игру «Найди отличия» - изменения в осенней природе, осадки, природные явления, смена дня и ночи, одежда людей и т. д.)
Воспитатель обращается к осени :
- Справились мы с твоим заданием?
Осень :
- Теперь я вижу, что ваши дети знают обо мне очень много. И я с большим удовольствием уступлю место следующему времени года. Пусть ребята так же хорошо познакомятся, и многое узнают о зиме. До свидания, до новых встреч!