Марина Нетудыхата
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Ознакомление с буквой «Я, я»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности по «Обучению грамоте» в подготовительной группе.
Тема:«Ознакомление с буквой Яя».
Доминирующая образовательная область: речевое развитие.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное-развитие», «Речевое- развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Физическое-развитие», «Художественно-эстетическое».
Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе „Ознакомление с буквой „Я, я“» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Деятельность детей: образовательная, игровая, коммуникативная, двигательная.
Цель:ознакомление с буквой Яя.
Программное содержание :формирование навыка чтения слогов и слов с новой буквой Яя; совершенствование навыков слогового анализа и синтеза; формирование навыка анализа предложения с предлогом; совершенствование навыков конструирования и печатания; развитие речевого слуха, фонематического восприятия, зрительного гнозиса, конструктивного праксиса, навыков ориентировки на плоскости, тонкой и общей моторики, координации движений, творческого воображения, подражательности; формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Оборудование и материалы: Магнитная доска, контейнеры с элементами букв, подносы с тонким слоем морского песка, рабочие тетради и «Мой букварь» по числу детей, контейнеры с цветными карандашами и ручками, материалы для анализа предложения, плоскостные изображения и цифры для игры «Два, три, четыре».
Предварительная работа. Повторение подвижного упражнения «Дубочек».
Структура занятия.
Iч. Вводная часть. 2м.
IIч. Основная часть. 26м.
1. Работа над буквой.
2. Работа по книге. «Мой букварь».
3. Упражнение. «Кто скорее».
4. Подвижное упражнение. «Дубочек».
5. Работа в тетради.
6. Продолжение. работа по букварю.
7. Рассказ по серии картинок.
8. Игровое упражнение. «Два, три, четыре».
IIIч. Заключительная часть. 2м.
Длительность занятия 30 минут.
Ход занятия.
Iч. Вводная часть.
Объявление темы занятия. Развитие речевого слуха, навыков ориентировки на плоскости, зрительного гнозиса и праксиса, тонкой моторики. Профилактика нарушений письменной речи. Педагог встречает детей, организует приветствие с ними, предлагает детям занять свои места. Дети садятся, педагог ставит перед ними подносы с тонким слоем мелкого морского песка. Педагог. Для того чтобы узнать, чему сегодня посвящено наше занятие, вы должны выполнить мое первое задание.
II ч. Основная часть.
1. Работа над буквой.
Нарисуйте посередине подноса длинную вертикальную палочку сверху вниз. Дети выполняют задание. Педагог. Слева от палочки в верхней ее части и плотно к ней пририсуйте полукруг. Дети выполняют задание. Педагог. От полукруга сверху вниз справа налево наискосок пририсуйте короткую палочку. Дети выполняют задание. Педагог. Что у вас получилось? Кто знаком с этой буквой?
Дети. Это буква Я.
Педагог. Правильно. Из каких элементов она состоит?
Дети. Буква Я состоит из трех элементов: длинной палочки, половинки кружка и короткой палочки.
Педагог. Как вы их расположили?
Дети. Мы нарисовали вертикально длинную палочку, слева от нее в верхней части пририсовали полукруг, а от полукруга справа налево наискосок — короткую палочку.
Педагог. Молодцы. И получилась буква Яя, с которой мы сегодня знакомимся. Педагог убирает подносы.
2. Работа по книге «Мой букварь». Знакомство с буквой Яя. Совершенствование навыка чтения. Профилактика нарушений письменной речи. Педагог вновь приглашает детей за столики и раздает им «Мой букварь». Откройте буквари там, где лежит закладка. В верхней части правой страницы вы видите букву Яя. Это новая гласная буква, с которой вы сегодня познакомитесь. Рядом с новой буквой вы видите картинку.
Послушайте стихотворение к ней.
Яна Яшу поздравляла,
Яше якорь вышивала.
Педагог ставит на столы контейнеры с карандашами. Педагог. Возьмите простые карандаши. Обведите в стихотворении все буквы Яя.
Дети выполняют задание.
Педагог. Вы все сделали верно. Молодцы! Теперь рассмотрите картинку в нижней части страницы. Найдите на ней предметы, в названиях которых первая буква я.
Дети. Ящики, яблоки, ящерицы, яма, яблоня, ягоды.
Педагог. Теперь прочитайте слова с новой буквой на следующей странице.
1-й ребенок. Як.
2-й ребенок. Маяк.
3-й ребенок. Яхта.
4-й ребенок. Яна.
1-й ребенок. Яша.
2-й ребенок. Яма.
3-й ребенок. Дядя.
4-й ребенок. Пятка.
1-й ребенок. Ягода.
Педагог. Теперь прочитайте предложения.
2-й ребенок. Яна ест ягоды.
3-й ребенок. У Яши банан.
Педагог. Великолепно. И еще одно задание. Какие буквы написаны в нижней части страницы?
Дети. Я, б, в, ю, е, ё.
Педагог. Молодцы! Я вами могу гордиться! Закройте буквари. Дети закрывают буквари.
3. Упражнение «Кто скорее?» Выкладывание буквы Яя на магнитной доске. Развитие зрительногогнозиса и пространственного праксиса. Совершенствование навыков конструирования. Педагог ставит на стол перед магнитной доской контейнер с магнитными элементами букв и приглашает детей к доске. Педагог. Давайте проведем соревнование: кто скорее сложит большую и маленькую буквы Яя. Выберите все, что вам пригодится для этого.
Дети берут нужные элементы.
Педагог. Вы готовы? Раз, два, три. Начали.
Дети выполняют задание.
Педагог. Здорово. Вы одновременно закончили выполнение задания! Значит, все стали победителями. Сложите части ваших букв в контейнер.
Дети складывают пособия в контейнер.
4. Подвижное упражнение «Дубочек». Развитие общей моторики, координации речи с движением, творческого воображения. (Повторение. См. предыдущее занятие.)
Педагог вновь предлагает детям пройти на ковер. Дети встают в круг и делают знакомое упражнение.
5. Работа в тетради.
Печатание буквы Яя и слов с ней. Развитие тонкой моторики, графомоторных навыков.
Педагог раздает детям тетради, ставит на столы контейнеры с карандашами и ручками. Откройте тетради на. Что вы видите в верхней части страницы? Дети. Мы видим якорь, яхту, букву Яя.
Педагог. Подумайте, каким карандашом вы раскрасите букву Яя, какие карандаши вам нужны для того, чтобы раскрасить картинки. И начинайте работу. Дети выполняют задание. Педагог оценивает их работу. Теперь возьмите ручки. Давайте напишем четыре больших буквы Я. Посмотрите, как я пишу букву Я на доске. Сначала я пишу сверху вниз длинную палочку, потом вверху слева от нее пишу полукруг и, наконец, от полукруга вниз наискосок справа налево пишу короткую палочку. Дети пишут на доске. Педагог. Теперь можете написать буквы в тетради. Дети выполняют задание. Аналогично педагог проводит работу по подготовке к печатанию маленькой буквы я. Дети пишут 4 маленьких буквы.
Вы очень старались и хорошо выполнили задание. Педагог собирает тетради, убирает контейнеры с карандашами.
6. Продолжение работы по букварю. Совершенствование навыка анализа предложения с предлогом. Педагог. Рассмотрите картинку слева под словами и прочитайте предложение под ней.
Дети. Яна ест ягоды.
Педагог. Посмотрите на схему под предложением. Объясните ее. Дети. Схема показывает, что в предложении три слова. Первое слово — Яна, второе слово — ест, третье слово — ягоды. Первое слово — имя девочки — пишется с большой буквы. Это показывает полоска с прямоугольником в начале. В конце схемы стоит точка. Педагог. Отлично. Рассмотрите вторую картинку и составьте предложение по ней.
Дети. У Яши баян.
Педагог. Составьте схему этого предложения.
Дети выполняют задание и комментируют его. Педагог оценивает их работу. 7. Рассказ по серии картинок. Развитие связной речи. Педагог обращает внимание детей на серию картинок на соседней странице. Педагог. Рассмотрите картинки на соседней странице. Давайте придумаем рассказ о Яше и Яне. Каждый из вас должен будет составить одно предложение по картинке. Педагог дает детям одну минуту для подготовки к рассказыванию. 1-й ребенок. Яна и Яша пошли в лес за ягодами.
2-й ребенок. На лесной полянке они набрали полные корзинки земляники.
3-й ребенок. Вдруг Яна увидела на камне ящерицу и уронила корзинку с ягодами.
4-й ребенок. Яша пожалел Яну и помог ей собрать ягоды в корзинку. Педагог. Отлично! А в каких словах этого рассказа есть буква Я?
Дети. Яна, Яша, ягоды, ящерица.
Педагог. Верно. Молодцы. По предложению педагога дети закрывают буквари.
8. Игровое упражнение «Два, три, четыре». Совершенствование навыка слогового анализа слов. Педагог помещает на магнитную доску цифры «2», «3», «4» и плоскостные изображения мальчика, девочки, корзинки с ягодами и ящерицы. Педагог. Вы видите Яшу, Яну, ягоды и ящерицу. Поиграем в уже знакомую вам игру. Разделите слова на слоги и поставьте каждую картинку под соответствующую цифру.
Дети выполняют задание.
Педагог оценивает их работу.
IIIч. Итог занятия.
По предложению педагога дети вспоминают, с какой буквой они познакомились, чем занимались, что им было интересно делать, кто занимался лучше всех, а кому еще нужно постараться.