Ольга Паникаровская
Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Путешествие в страну веселых песен»
▼ Скачать + Заказать документы
Ход непосредственно – образовательной деятельности
Звучит песня «Вместе весело шагать» В. Шаинского (фонограмма).
Дети под марш входят в зал и образуют круг.
Муз. рук: Мне очень приятно видеть вас в музыкальном зале.
(поёт): Здравствуйте, ребята!
Дети (пропевают): Здравствуйте!
Муз. рук. : У нас сегодня гости, с ними тоже поздороваемся песенкой.
Дети (пропевают): Здравствуйте!
Муз. рук: А теперь проверим, все ли вы пришли на занятие?
Музыкальная игра – приветствие «Начнём занятие».
Проводится под фонограмму
Дети сидят в кругу, а коленях. Педагог поёт:
Публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности „Путешествие в страну веселых песен“» размещена в разделах
Муз рук: Начнём занятие, начнём,
Мы все уже пришли
Ты ручки кверху подними
И ими помаши.
А, Ксюша, где?
Ребёнок: А Ксюша здесь!
Муз. рук. : Мы ей привет пошлём!
Похлопаем Ксюше все,
Рукою ей махнём.
Названный ребёнок встаёт и пропевает фразу
Все машут рукой, посылают «привет»
Дети хлопают, а Ксюша танцует.
Дети машут рукой, Ксюша
присаживается на своё место.
Игра проводится 3-4 раза, при этом каждый раз называется имя другого ребёнка.
Муз. рук: Все на ножки становитесь, но за ручки не беритесь.
А теперь ребяток ножки пойдут по кривой дорожке.
И дорожка эта враз к стульчикам ведёт всех вас.
Ходьба змейкой (закрепление хороводного шага под русскую народную песню «Пошла Дуня за водой»). Дети занимают места на стульчиках.
Муз. рук: Сегодня нам прислали необычное приглашение (показывает конверт). На конверте нарисован скрипичный ключ и ноты – значит, приглашение музыкальное. Хотите отправиться в это музыкальное путешествие? (Дети отвечают). Приглашение нам прислали из страны весёлых Песен. В этой стране живёт много Мелодий, все они разные: торжественные и озорные, лёгкие и напевные. Эти Мелодии настоящие волшебницы – Феи. Одна из Мелодий приглашает нас в гости. А попасть в эту страну нам помогут разноцветные нотки. Сейчас я достану их, и мы отправимся в эту замечательную, волшебную страну Песни. (Открывает конверт, а там - пусто). Ах, что же случилось? Куда исчезли разноцветные нотки?
Под музыку Э. Грига «В пещере горного короля» входит Кощей Бесцветный
Кощей: Краски музыки – семь нот,
Я их спрятал под замок.
Запрещаю детям петь,
Разрешаю им реветь.
А Фею я решил заколдовать,
И в стране вам этой не бывать!
Муз. рук: Всё понятно, это Кощей Бесцветный спрятал наши пригласительные билеты – нотки и заколдовал Фею Мелодию.
Кощей: Да – да – да! С детства не люблю песни. Пока ваша Фея спит крепким сном, а нотки – в шкатулке, вам меня никогда не одолеть.
Мир бесцветным будет всюду,
Этим миром править буду!
Воспитатель: А скажите нам, пожалуйста, Ваша Бесцветность, какими ключами открывается шкатулочка и как нам расколдовать принцессу Мелодию?
Кощей: Хо – хо! Ладно, скажу вам. Только правильные ответы на очень трудные вопросы откроют мою шкатулочку, да где вам!
Воспитатель: А мы попробуем, правда, ребята? Наши ребята старательно занимались и многое узнали.
Кощей: Попробуйте, попробуйте. Вот вам моя шкатулочка, а вот задания. (Ставит шкатулку на столик, отдаёт свиток с заданиями воспитателю). Только ничего у вас не получиться. (Уходит под музыку Э Грига «В пещере горного короля»).
Воспитатель разворачивает свиток.
Воспитатель: А вот и первое задание: нам нужно отгадать загадку. Слушайте внимательно.
Семь подружек – семь чудесниц,
Сложишь вместе – будет песня.
Что это?
Дети: Ноты.
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, наша шкатулочка открылась, а вот и первая нотка. (Достаёт из шкатулки нотку)
Муз. рук: Ребята, ноты располагаются на нотном стане, который состоит из пяти линеечек. (Показывает на доску, где нарисован нотный стан.) Мы поместим нашу нотку на нотный стан. Это нота «до», она находится на добавочной линеечке, внизу нотного стана.
Воспитатель: А вот и следующее задание Кощея Бесцветного (Достаёт из свитка иллюстрацию с изображением моря и чаек) Что это за картина? (с удивлением) (См. Приложение 3)
Муз. рук: А я знаю, это необычная картина, а звучащая. Представьте, что мы оказались на берегу этого моря. Что вы слышите, глядя на неё?
Дети смотрят на картину и высказывают свои суждения.
Муз. рук: Вновь шкатулочка открылась, нотка «ре» в ней появилась. (Помещает ноту под первую линейку нотного стана)
На прошлом занятии мы с вами слушали песню, в которой рассказывалось о музыке, которую можно услышать вокруг, если очень внимательно слушать. Кто помнит, как называлась эта песня?
Ответ детей.
Муз. рук: Сегодня на занятии вы вновь услышите песню «Музыка» композитора Г. Струве.
(Напоминает детям как нужно вести себя когда звучит музыка,
обращает внимание на посадку детей).
Муз. рук: Тихо, тихо рядом сядем, входит музыка в наш дом
В удивительном наряде, разноцветном, расписном.
И раздвинутся вдруг стены, вся земля видна вокруг:
Плещут волны речки пенной, чутко дремлют лес и луг.
Вдаль бегут степные тропки, тают в дымке голубой…
Это музыка торопит и ведёт нас за собой!
Песня «Музыка» Г. Струве.
Исполняет музыкальный руководитель. Песня сопровождается презентацией.
Муз. рук: Дети, какая эта музыка по характеру?
Дети отвечают.
Для пополнения словарного запаса детей эпитетами музыкальный руководитель предлагает игру «Правильно – не правильно», используя те эпитеты, которые ещё не звучали в ответах детей.
(Задача детей в данном случае – заметить «ошибку» и возразить педагогу).
Предлагаются следующие термины: добрая, светлая, грозная, мечтательная, плавная, бойкая, прозрачная, приветливая, маршеобразная, чистая, душевная.
Если дети допускают ошибку, то идёт обсуждение термина.
Шкатулка снова открывается и достаётся ещё одна нота.
Муз. рук: Поместим её на нотный стан под первой линеечкой. Это нота «ми».
В песне «Музыка» мы узнали, что музыкальные звуки можно услышать повсюду. Я вам предлагаю игру с музыкальными звуками.
Игра со звуками. Дети стоят возле стульчиков.
Муз. рук: Рано утром, на рассвете…
Дети: Шу – шу – шу! Шу – шу – шу! (произносят, сильно вытягивая губы трубочкой и потирая ладошкой о ладошку поочерёдно у правого и левого уха)
Муз. рук: То ли аист, то ли ветер…
Дети: Шу – шу – шу! Шу – шу – шу!
Муз. рук: Пролетел среди берёз…
Дети: А – а! А – а! А – а! (глиссандо вверх с постепенным крещендо, нижняя челюсть максимально опущена)
Муз. рук: Новость свежую принёс!
Дети: А – а! А – а! А – а! (глиссандо вниз с постепенным диминуэндо)
Муз. рук: И сейчас же слухи, слухи…
Дети: З – з – з – з! (издают «зудящий» звук со сжатыми зубами, уголки рта сильно растянуты)
Муз. рук: Зазвенели, словно мухи…
Дети: З – з – з – з!
Муз. рук: Пробежал по лесу гул…
Дети: Гу – гу – гу! Гу – гу – гу! (слог произносится на сильном выдохе)
Муз. рук: Тут спросонок лес вздохнул…
Дети: Уф! Уф! (сильный короткий выдох)
Муз. рук: И посыпалась роса…
Дети: Динь – динь – динь! (произносят в верхнем регистре, на улыбке)
Муз. рук: Зазвучали голоса…
Дети: А – а – а – а! (поют звук в примарной зоне, на длинном выдохе)
Муз. рук: Чтобы освободить следующую нотку, нужно отгадайте ещё загадку.
Музыкально- ритмическая игра «Узнай песенку по ритму».
Музыкальный руководитель прохлопывает ритм песенки – попевки
«Андрей – воробей». Дети узнают.
Работа над попевкой:
-исполнение по фразам (1 – вслух, 2 – «про себя», 3 – вслух,4 - «про себя» и т. д. ,
- прохлопывание детьми песенки в ладоши с одновременным пением,
- игра на металлофоне педагогом и детьми от разных звуков.
Воспитатель: А вот и ещё одна нотка. (Достаёт из шкатулочки и помещает на нотный стан).
Муз. рук: Это нота «фа», она живёт на первой линеечке нотного стана.
Ребята, как вы думаете, какой музыки больше всего не любит и боится Кощей Бесцветный? Какая песня его расстроила бы?
Дети: Весёлая, радостная, озорная…
Муз. рук: Послушайте вступление к одной из наших знакомых песен, узнайте её и скажите, как она называется.
Песня «Тяв – тяв» В. Герчик.
Проходит работа над песней:
- пение шёпотком – 1 куплет, 2 – чуть погромче, 3 – звонко;
- пение с солистами.
Муз. рук: Понравилось, как вы спели песню? (ответ детей). И мне тоже понравилось.
Воспитатель: А у нас с вами ещё одна нотка появилась.
Муз. рук: Поместим её на нотный стан между линеечками 1- ой и 2 – ой. Это нота «соль».
Муз. рук: Ребята, какое у вас настроение после исполнения песни «Тяв – тяв»?
Дети отвечают.
Муз. рук: А если бы вас попросили нарисовать эту песенку. Какие бы вы выбрали краски?
Дети отвечают.
Муз. рук: Яркие, весёлые краски, которые Кощей Бесцветный точно не любит.
Воспитатель: Песни петь мы умеем. А вот в следующем задании от Кощея предлагается одновременно спеть, сыграть на инструментах и станцевать.
Муз. рук: Но мы многому научились в детском саду. Это задание тоже постараемся выполнить. Дети, знаете ли вы такую песню, в которой мы бы играли, пели и танцевали?
Дети отвечают.
Исполнение песни «Солнечная капель» В. Соснина всеми детьми
(1-я подгруппа детей поёт, 2-я подгруппа-играет на инструментах (треугольники, колокольчики, 3-я – танцует).
Воспитатель: Песня – наш хороший друг,
Встаём все мы дружно в круг.
Дети образуют круг.
Муз. рук: И шкатулочка открылась,
Нотка «ля» в ней появилась.
Её мы разместим на нотном стане между второй и третьей линеечкой. Осталась последняя нотка, запертая в шкатулке и последнее задание. (Достаёт шапочку). Шапочку Кощей прислал, а что делать не сказал.
Воспитатель: Игру с шапочкой мы знаем, с радостью в неё играем.
Муз. рук: Гости наши, наверно, засиделись. Мы приглашаем и вас сыграть в эту замечательную игру и принять участие в освобождении нотки «си».
Гости встают в круг к детям.
Восп: Играть с песней веселей, музыка, звучи скорей.
Игра «Шапочка»
Вы, ребята, не зевайте, шапочку передайте.
Только перестану петь, надо шапочку надеть (2 раза).
Дети стоят в кругу и под песню передают шапочку друг другу. Тот на кого придётся пауза в музыке после слова «надеть» – надевает шляпу и, когда звучит танцевальная музыка, выполняет любые знакомые танцевальные движения. Остальные дети в это время поддерживают его хлопками в ладоши.
Муз. рук: Как вы весело играли, пели вместе, танцевали. Не удержал Кощей и эту нотку в шкатулке, она выпрыгнула и разместилась на третьей линеечке.
Поблагодарим наших гостей за помощь.
Разместились нотки на лесенке и запели песенку.
Под музыку выходит Фея Мелодия.
Фея: Спасибо, дети, что расколдовали меня и вернули мои разноцветные нотки.
Муз. рук: Мы очень старались тебе помочь и очень хотели попасть в страну весёлых Песен.
Фея: А скажите, дорогие дети, когда вы выполняли задания, разве не песня была рядом с вами? Песню о Музыке вы слушали, радостно пели сами, под песню маршировали, танцевали и играли.
Восп: Значит, разноцветные нотки нам всё-таки помогли побывать в стране весёлых Песен.
Муз. рук: Скажите, что нового вы сегодня узнали?
Ответы детей (познакомились с нотами, узнали, что они пишутся на нотном стане и из нот можно сложить любую мелодию: весёлую, нежную, лёгкую, светлую). Даётся анализ работы детей педагогом, а также дети анализируют друг друга.
Муз. рук: Вот и закончилось наше музыкальное путешествие.
- Кому сегодня было интересно – помашите мне рукой.
- Кому понравилось как занимался сегодня – погладьте себя по голове.
- А кому стало радостней оттого, что помогли Фее Мелодии, прокричите «Ура!».
С песней мы будем встречаться всегда. И ещё узнаем много интересного и неожиданного.
Фея: Я всегда рада видеть вас в моей стране и на память подарю «волшебные
Микрофончики». (Фея дарит «Чупа – чупсы» детям).
Муз. рук: А теперь в эти «микрофончики» мы попрощаемся с Феей, пропоём ей и гостями «до свидания».
Дети (пропевают): До свидания!
Под песню «Вместе весело шагать» дети выходят из зала.