Светлана Шурыгина
«Осень». Конспект НОД по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №120 –
детский сад компенсирующего вида» г. Тулы
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»
на тему: «Осень»
для воспитанников старшей группы
Шурыгина Светлана Михайловна
воспитатель
Согласовано: старший воспитатель
Анисимова Ю. В.
Дата проведения: ноябрь 2014 г.
Публикация «„Осень“, Конспект НОД по образовательной области „Художественно-эстетическое развитие“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. ИЗО, осеннее творчество в детском саду
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
Интеграция образовательных областей : художественно-эстетическое, познавательное, речевое, социально-коммуникативное, физическое развитие.
Цели и задачи:
1. Художественно-эстетическое развитие :
Образовательные :
Совершенствовать умения рисовать кистью разными способами (широкие линии – всем ворсом, тонкие – концом кисти; наносить мазки, прикладывая кисть всем ворсом к бумаге, рисовать концом кисти мелкие пятнышки)
Формировать умения смешивать краски для получения новых цветов и оттенков
Учить передавать в рисунке цвета «Осени»
Учить располагать изображение на листе с учетом его пропорций
Развивающие :
Развивать творческие способности, воображение
Упражнять в подготовке руки к письму
Воспитательные:
Воспитывать эстетический вкус, аккуратность в работе
Развивать самостоятельность, уверенность, активность
Коррекционные:
Развивать зрительное внимание, мелкую моторику рук, цветовосприятие, содружество руки и глаза
Активно включать зрение в процесс рассматривания
Использовать речь как средство коррекции
Развивать компенсаторные навыки
2. Познавательное развитие :
Познакомить детей с репродукциями картин русских художников
Закреплять представления о деревьях родного края
Расширять представления дошкольников о приметах осени, интерес к осенним явлениям природы
Накапливать эмоционально-чувственный опыт
Развивать мыслительную деятельность, внимание, наблюдательность
3. Речевое развитие :
Способствовать развитию речи как средства общения, поощрять речевую активность детей
Активизировать и пополнять словарь дошкольников (цвета и их оттенки, приметы осени и т. д.)
4. Социально-коммуникативное развитие :
Развитие находчивости, взаимовыручки, выдержки, побуждение детей к самооценке
Формировать патриотические чувства
Воспитывать нравственные качества через приобщение к искусству
5. Физическое развитие :
Формировать двигательные умения и навыки во время физ. минутки
Способствовать созданию благоприятного психологического климата
Методические приемы: беседа, рассматривание иллюстраций, репродукций картин; слушание музыки П. И Чайковского «Времена года – Осень».
Материалы:
Демонстрационный – репродукции картин русских художников, сюжетные картинки на тему «Осень», проектор, ноутбук.
Раздаточный – листы бумаги для рисования формат А-4; гуашь, акварельные краски; кисточки: № 2, № 5, № 8; баночка с водой, салфетки, палитра.
Предварительная работа:
Наблюдение за осенней погодой, изменениями в природе во время прогулок.
Разучивание стихотворений об осени : М. Лесовая «Золотой дождь», Е. Трутнева «Осень», Л. Зимина «Осенние листья».
Беседы о приметах осени.
Загадывание загадок об осени.
Чтение коротких рассказов М. Пришвина: «Листопад», «Начало осени», «Осенние листочки».
Подвижные игры: «Листопад», «Раз, два, три! Этот лист бери», «Соревнования на осеннем лугу».
Дидактические игры: «Осенние приметы», «С какого дерева лист», «Кленовый листочек».
Просмотр мультимедийной презентации «Осень».
Ход занятия.
Организационный момент
Звучит тихо фрагмент музыки П. И Чайковского «Времена года – Осень». На экране медленно проплывают иллюстрации, репродукции картин, картинки на тему «Осень».
- Как вы думаете о каком времени года мы поговорим?
- Ребята, какая осень показана на картинках? – поздняя или ранняя? Какой цвет у осени? Что вы знаете о времени года осень?
- А теперь послушайте стихотворение Ивана Бунина «Листопад»
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
Вступает в пестрый терем свой….
- Да, осень бывает разная, но больше всего у неё оттенков: золотого, оранжевого, коричневого, красного. Наблюдая за природой во время прогулки, мы можем видеть «Осень» как красивую пору. Она как художник придумывает свои наряды, сама решает каким цветом будет окрашено то, или иное дерево, куст.
- Ребята, а вы знаете как называется осеннее явление, когда с деревьев падают листья? Когда приходит время года «Осень», то можно увидеть, как листья на деревьях меняют свой зелёный цвет на золотой, красный, оранжевый, коричневый. Это происходит потому, что дерево готовится к зиме. Гуляя в парке, в лесу или просто идя по улице можно наблюдать такую картину, дует ветерок и наши листочки разлетаются в разные стороны.
Ребё нок:
На гроздья рябины дождинка упала,
Листочек кленовый кружит над землей.
Ах, осень, опять ты врасплох нас застала,
И снова надела наряд золотой!
-Ребята, давайте поиграем в Осень. (На ковре физкультминутка)
«Раз, два, три, четыре, пять –
Будем листья собирать:
Листья берёзы, листья осины,
Листики тополя, листья рябины.
Листики дуба мы соберем.
Маме осенний букет принесём».
Зрительная гимнастика.
“Вот стоит осенний лес!
В нём много сказок и чудес!
Слева – сосны, справа – дуб.
Дятел сверху, тук да тук.
Глазки ты закрой – открой.
И скорей бегом домой!” Смотрят вперёд
Не поворачивая головы, выполняют круговые движения глазами
Не поворачивая головы, смотрят влево, вправо
Выполняют движения глазами вверх – вниз
Закрывают и открывают глаза
Быстрое моргание глазами.
- Ребята, я не могу понять кто это мешает нашему занятию, кто шуршит в углу? Входит лесовик.
- Ребята я люблю ходить в гости к ребятам на занятия где дети разговаривают о природе, о лесе, о животных, о сезонных изменениях. Люблю когда дети любознательны, и много знают и умеют.
- Лесовичок, оставайся с нами заниматься.
-Хорошо, а вы отгадайте загадки, которые я вам приготовил.
Загадывание загадок:
1. Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья. (Осень)
2. Пусты поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает.
Когда это бывает? (Осенью)
3. Дни стали короче,
Длинней стали ночи,
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Осенью)
4. Осень в гости к нам пришла
И с собою принесла…
Что? Скажите наугад!
Ну, конечно … (Листопад)
5. Королева наша, Осень,
У тебя мы дружно спросим:
Детям свой секрет открой,
Кто слуга тебе второй? (Октябрь)
6. Солнца нет, на небе тучи,
Ветер вредный и колючий,
Дует так, спасенья нет!
Что такое? Дай ответ! (Поздняя осень)
- Правильно отгадали.
- Дети, какие деревья вы знаете? Какое дерево является символом нашей Родины?
- Правильно, берёзка – наша белоствольная красавица.
- Много мы знаем об осени, а теперь подойдите к столам и нарисуйте осень, какой вы ее представляете. Прежде чем приступить к работе, давайте закроем глаза и представим, что вы будете рисовать, как расположите деревья, кустарники, какие краски будете использовать в рисовании.
Звучит тихая музыка, дети приступают к работе.
Рефлексия
Воспитатель: - Ребята, какие у вас красивые получились рисунки. Глядя на ваши работы, можно увидеть, как листочки, с деревьев падая, кружатся, как будто танцуют вальс.
- Молодцы! У каждого из вас получилась своя «Осень».
-Лесовичок, а тебе понравились рисунки?
- Ребята, а что вам понравилось или запомнилось из нашей беседы?
- Что вы рисовали?
- Расскажите о своих рисунках.
Оформить выставку под названием «Золотая осень».