Ирина Сазонова
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП в старшей группе «Путешествие в страну Математику»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: «Познание»
Вид деятельности: непосредственно-образовательная деятельность
Возраст детей: 5-6 лет
Цель: Обобщить математические представления детей старшей группы посредством развивающих технологий.
Задачи:
Образовательные задачи:
- закреплять умение ориентироваться в направлении и движении с помощью плана, используя слова «вперед», «налево», «направо»; развивать зрительно-двигательную координацию;
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Модель трёх вопросов. Образовательная технология
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2018
- упражнять детей в умении анализировать и составлять форму плоскостной фигуры по контору ее изображения. Закрепить знание геометрических фигур и умение составлять из них простые изображения предметов;
- Упражнять в умении разбирать множества по четырем свойствам (цвету, форме, размеру и толщине) с помощью блоков Дьенеша;
- закрепить навыки ориентировки в окружающем пространстве;
- воспринимать задание на слух;
- способствовать формированию мыслительных операций, умение аргументировать свои высказывания;
Развивающие задачи:
- расширять и активизировать словарь, учить правильно пользоваться математическими терминами.
- способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
- развивать психологические процессы: слуховое и зрительное внимание, логическое мышление, мелкую моторику рук, воображение, сообразительность;
- развивать социальные навыки: умение работать индивидуально и в коллективе, договариваться, учитывать мнение партнера.
Воспитательные задачи:
- доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности.
- воспитывать интерес к математике, стремление оказывать помощь тем, кто в ней нуждается, чувство коллективизма; формировать дружеские взаимоотношения между детьми, желание добиваться общего положительного результата.
- воспитывать личностные качества у каждого ребенка: любознательность, целеустремленность, устойчивость интереса к знаниям и умениям, самостоятельность.
Материалы и оборудование:
Демонстрационный материал: карта – план маршрута, сундучок, костюм Феи, три цветных обруча (желтый, синий, зеленый, карточки-задания, шкатулка с сюрпризом;
Раздаточный материал: логические блоки Дьенеша полоски Х. Кюизенера, игра «Танграм», Музыкальное сопровождение – по выбору воспитателя.
Методы:
Игровой (использование сюрпризного моментов, игра-путешествие);
Наглядный (использование иллюстраций, демонстрационного материала)
Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей);
Методические приёмы:
1. Игровая мотивация - путешествие по карте в страну Математики.
2. Дидактическое упражнение
3. Дидактическая игра «Посади цветы» с блоками Дьенеша.
4. Упражнение в решение задач при помощи полосок Кюизенера.
5. Физкультминутка – игра «Кто быстрее?»
6. Дидактическая игра «Танграм»
7. Дидактическое игра– «Сложи квадрат»
8. Анализ, оценка педагога и самооценка детей.
Предварительная работа: Отгадывание загадок, индивидуальные занятия, игры детей с палочками Х. Кюизенера (схема, карта, числовая лесенка, блоками Дьенеша, игрой «Танграм», «Коломбовое яйцо», «Монгольская игра» в блоке совместной деятельности воспитателя и детей; чтение художественной литературы, составление планов и схем, игровое упражнение «Дорисуй». дидактические игры «Геометрическое лото» «Геометрическая мозаика».
Словарная работа - блоки Дьенеша, полоски Х. Кюизенера, Монгольская игра, «Коломбовое яйцо», схема.
Индивидуальная работа: активизировать Леру Д., Матвея Е. Дашу Ф. при работе с полосками Кюизенера; Матвея К., Леру Х., - при работе в игре «Танграм».
Структура занятия: Вводная, основная, заключительная.
1 часть Вводная – 3 минут
Вход. Дети отправляются в путешествие.
Разминка - игра «Кто быстрее»
2 часть. Основная – 20 минут.
Игры-задания.
3 часть. Заключительная – 2 минуты
Анализ занятия.
. Ход
Организационный момент.
Воспитатель обращает внимание детей на сундучок, появившийся в группе. Предлагает открыть его и посмотреть, что же там внутри. В нем находят костюм Феи Математики и записку - приглашение:
Приглашаю всех детей
В путь отправиться скорей!
Ждут вас испытания,
Сложные задания,
Путь не в Антарктиду, не в Арктику-
В чудесную страну Математики
Задания выполняйте
И сюрпризы получайте!
«Пусть ваша воспитательница наденет этот костюм Феи Математики и поможет вам в вашем путешествии».
Воспитатель: Ребята, в какое путешествие нам предлагают отправиться?
- Что нас ждет в пути? А в конце нашего путешествия? (ответы детей). Воспитатель надевает костюм Феи.
- Ребята, что вы видите на моем костюме? (цифры и фигуры).
- Правильно. Я превратилась в Фею Математики, отправлюсь с вами в путешествие в страну Математики.
Дети вместе с воспитателем становятся в круг.
Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно.
Собрало друзей всех в круг
Я твой друг и ты мой друг.
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево,
В центре круга соберемся,
И на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем,
Путешествовать пойдём.
(Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом)
Воспитатель: Что необходимо иметь всем путешественникам, чтобы не сбиться с пути? (Предполагаемые ответы детей - компас, карта.)
Воспитатель: Карта! Такая карта есть и у нас, посмотрите в сундучке. (Находят на дне сундучка карту. Рассматривают ее.)
Быстро карту рассмотри,
Где значок – туда иди!
Воспитатель: Посмотрите на карту, цветные стрелки покажут нам, как и куда нужно двигаться. Чтобы решить первое задание, нужно узнать, где начинается наше путешествие, в каком направлении идти и сколько шагов сделать. Для этого мы выберем считалкой ведущего:
Раз, два, три. четыре, пять,
Начинаем мы играть.
Всех нас надо посчитать,
Чтобы знать, кому начать!
(Дети идут по карте и находят первое задание)
Воспитатель: Посмотрите, здесь конверт, на нем цифра. Какая? (Один)
Открывают конверт: «Чтобы продолжить путь, выполните задание.
1 задание. В стране Математики растут необычные цветы (показывает блоки Дьенеша) на клумбах (показывает на обручи).
Помогите рассадить цветы, обратите внимание на карточки с указанием свойств цветков в обруче». Дети раскладывают логические блоки.
- Какие цветы в желтой клумбе (синей, зелёной)
- Какие цветы находятся в общей части жёлтой и зелёной клумб?
- В синей и зелёной? В зелёной и желтой?
- Какой цветок находится в общей части трёх клумб? Почему?
- Задание выполнено, мы можем двигаться дальше. Посмотрите на карту и скажите, куда мы должны идти, в какую сторону? Сколько шагов надо сделать? Как вы думаете? (Спросить ребёнка). Двигаемся дальше. И тут следующие задания.
2 задание. Посмотрите, что это? (геометрические фигуры). Назовите их. Ребята в этом задании вам нужно надо найти картинки-предметы, которые похожи на геометрические фигуры. Каждый ребенок должен брать по одной картинки-предмет. (дети выкладывают картики-предметы рядом с соответствующими геометрическими фигурами).
Воспитатель: Мы справились со вторым заданием, идемте дальше!
Воспитатель: Ведущий по карте находит третье задание в конверте. Ребята, мы разделились в пары, следующее задание будете выполнять вдвоём.
3 задание. Фея Математики читает: «В стране Математики есть животные, но они необычные, посмотрите, какие они? - из геометрических фигур. Ваша задача ребята выложить животное по предложенной схеме.
Воспитатель: Посмотрите внимательно на схемы и скажите, какое это животное? (кошка)
Для этого задания мы разделимся по парам. Поделились? Тогда приступаем. А пары, первыми выполнившими задание, помогают остальным.
Дети конструируют из фигурок схематическое изображение животного, контурного характера (неразделенное, используя развивающие игры «Танграм», «Коломбовое яйцо», «Монгольская игра», «Сложи узор», и Палочки Кюизенера.

Воспитатель: Мы справились со третьим заданием, теперь у нас - разминка. Поиграем в игру «Кто быстрее?»
Дети под музыку выполняют различные движения. В конце каждого музыкального фрагмента Фея ударяет в бубен. Количество ударов указывает, как дети должны встать (парами, вчетвером, тройками и т. д.)
Молодцы! Идем дальше! Посмотрим на карту. В какую сторону идем? Сколько шагов делаем? (Спросить ребенка)
4 задание. Нужно правильно ответить на все задачки-шутки. Слушайте внимательно, чтоб ответить правильно!
Задачи-шутки:
Петух снес оно яйцо. Кому оно достанется? (Никому, петух яйц не несет)
На какое дерево садится ворона во время проливного дождя? (на мокрое)
Сколько хвостов у семи ослов?
Сколько носов у двух псов?
Сколько ушей у пяти малышей?
Сколько лап у двух лисят?
Сколько колёс у машины? А у двух машин?
Сколько орехов в пустом стакане? (ни одного).
На столе стояло пять стаканов с ягодами. Митя съел один стакан ягод, поставил стакан на стол. Сколко стаканов на столе?
Какое сейчас время года?
Какой сейчас месяц?
Как называется третий день недели?
В какое время суток люди делают зарядку?
В какое время суток дети приходят из садика?
В какое время суток обедают?
Молодцы, вы справились и с этим заданием, теперь мы можем двигаться дальше. Все идут за ведущим, находят в указанном месте дверь с замочками.
5 задание. Реба с Феей находят шкатулку. А чтоб ее открыть и получить сюрпризы необходимо выполнить последнее пятое задание. Вам необходимо из геометрических фигур сложить квадрат (Игра «Сложи квадрат»)

Когда дети сложат все квадраты, Фея открывает шкатулку. Внутри сладкие монетки сказочные пазлы..
Воспитатель: Вот какие сюрпризы ждали нас в конце путешествия. А теперь, нам пора возвращаться.
Каждый - просто молодец!
Путешествию - конец.
Фея:
С Математикой дружите,
Знания свои копите.
Пусть помогут вам старание,
Память, логика, внимание!
Дети:
1 ребенок.
Математика – важна
Математика – нужна!
Математика – это наука
Без которой сейчас никуда!
2 ребенок.
Учит нас она считать
И фигуры узнавать.
Объясняет цифры, знаки,
И задачки как решать!
Знать где лево, а где право
Знать длину и ширину.
Понимать значение: «равный»,
«Больше», «меньше», «высоту».
3 ребенок.
Сколько чудесного можно узнать,
Если уметь вычитать, умножать,
Складывать, сравнивать, строить, делить.
Всем с математикой нужно дружить.
Знаем, что эта наука сложна,
Но в жизни нам поможет она!
Фея снимает и складывает свой костюм.
Организуется беседа с детьми:
- Ребята, вам понравилось наше путешествие в страну Математики?
- Какие игры были вам интересны? (спросить 3-4 детей).
- Что показалось самым трудным?
- Какое задание понравилось больше всего?
- Какое было самим трудным?
- Почему мы путешествовали по этой стране?
- Хотели бы вы еще раз отправиться в путешествие?
Воспитатель поощряет детей, анализирует, как они справились с заданиями.
Мне тоже очень понравилось, что вы сегодня были внимательными, сообразительными, настойчивыми, помогали друг другу, поэтому вы так хорошо справились со всеми заданиями, которые встречались нам во время путешествия. Я думаю, что вы всегда так будете стараться.