Людмила Круглова
Конспект занятия по математике в старшей группе «Путешествие в страну Математику»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ №24
Конспект по математике в старшей группе «Путешествие в страну «Математика»
Воспитатель:
Круглова Л. Е.
г. Сергиев Посад
2017г.
Конспект по математике в старшей группе
«Путешествие в страну «Математика»
I. Программное содержание:
Обучающие задачи:
Публикация «Конспект занятия по математике в старшей группе „Путешествие в страну Математику“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
• Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке
• Закрепить знания о составе чисел в пределах 10 из двух меньших чисел.
• Закрепить знания о последовательности дней недели, времён года
• Закрепить умение сравнивать 2 рядом стоящих числа, используя знаки больше, меньше, равно.
• Закрепить представления детей о геометрических фигурах: умения различать геометрические фигуры, умения сравнивать их по свойствам (по цвету, форме и величине).
Развивающие задачи:
Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.
Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные задачи:
Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
Воспитывать интерес к математическим занятиям.
Методические приё мы:
Успокаивающие упражнения перед занятием.
Игровой: использование сюрпризных моментов.
Наглядный: использование иллюстрации.
Словесный: напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей.
Поощрение, анализ занятия.
Демонстрационный материал : «письмо», замок с геометрическими фигурами.
Раздаточный материал : набор цветочков и бабочек на каждого ребенка, карточки с заданиями на сравнение чисел, геометрическая фигура - круг, карандаши, карточки с числовыми домиками.
Материал : плакат «Математическое королевство», замок с геометрическими фигурами, мешочек с объемными фигурами.
Ход занятия:
Ребята, сегодня утром на столе я нашла письмо, которое адресовано детям старшей группы №8. Давайте откроем его и посмотрим, что внутри. Интересно, от кого оно? Давайте прочитаем его, и нам все станет ясно.
«Дорогие ребята, в нашем математическом королевстве случилась беда. Злой волшебник заколдовал всех жителей королевства – все числа перепутались в числовом ряду, а геометрические фигуры забыли свои имена. Я целый год наблюдала за тем, как вы интересно играли на занятиях по математике, только вы можете снять колдовские чары, выполнив все задания. Королева Математики».
Ребята, мы поможем жителям математического королевства?
Тогда отправляемся путешествовать в математическую страну.
Воспитатель: «Без математики друзья никак нам не прожить,
Ничто не сможем посчитать, ничто нельзя сложить!»
Но прежде чем мы начнём выполнять задания, давайте проведём не большую разминку перед сложными испытаниями.
Кто из вас знает, сколько частей в сутках? (В сутках четыре части)
Назовите их по порядку (утро, день, вечер, ночь).
А сколько дней в недели? (в недели семь дней).
А какой по счёту третий день недели, четвёртый, пятый, седьмой и т. д.
Как называется первый выходной день? первый рабочий день? Последний рабочий день? и т. д.
Сколько в году месяцев? (В году двенадцать месяцев)
Кто мне сможет перечислить их по порядку?
Молодцы, ребята. Вы хорошо ответили на все вопросы.
А поиграем в игру «Скажи наоборот».
длинный- короткий
большой – маленький
высокий- низкий
широкий – узкий
толстый-худой
далеко-близко
вверху-внизу
слева-справа
вперед-назад
один-много
снаружи-внутри
легкий-трудный
сильный-слабый
быстро-медленно.
Воспитатель: «Молодцы, вот и закончилась наша разминка, а сейчас закройте глаза, а Тимур сосчитает от 1 до 20. Открывайте глаза – вот мы и в стране Математики» на улице «геометрических фигур».
Ребята, злой волшебник повесил огромный замок на воротах королевства.
Чтобы его открыть, нам нужно разгадать один секрет – догадаться какая из фигур лишняя.
Ребята, какие геометрические фигуры вы видите на замке? Есть ли здесь одинаковые фигуры? Сравните их, и скажите, чем они похожи, что есть общее?
(сравнение по форме, цвету, величине)
Чем фигуры отличаются? Как вы считаете, какая фигура лишняя? (круг – не имеет углов).
Молодцы, замок открыт, мы можем зайти в математическое королевство.
Вот мы и на улице геометрических фигур. А какие геометрические фигуры вы знаете? Какие бывают геометрические фигуры?
(геометрические фигуры бывают объёмные или пространственные и плоскостные)
Назовите и покажите плоскостные фигуры (плоскостные фигуры – это квадрат, круг, овал, прямоугольник, треугольник)
Воспитатель. Назовите третью по счёту фигуру.
Дети. Третий по счёту – квадрат.
Воспитатель. Назовите пятую по счёту фигуру.
Дети. Пятая по счёту фигура – прямоугольник.
Воспитатель. Какой по счёту квадрат?
Дети. Квадрат находится на третьем по счёту месте.
Воспитатель. Назовите фигуру, которая находится между треугольником и
квадратом.
Дети. Между треугольником и квадратом находится круг.
Воспитатель. Сколько всего фигур?
Дети. Всего 5 фигур.
Воспитатель. Молодцы, ребята, вы хорошо знаете геометрические фигуры.
Воспитатель: Ребята, смотрите, какой красивый мешочек, интересно, что в нём?
Давайте посмотрим (достаем по одной фигуре шар, конус и куб).
Все эти геометрические фигуры как называются одним словом? (объёмные).
А теперь давайте немножко отдохнём и сделаем физкультминутку.
Физкультминутка.
Раз- подняться, подтянуться
Два – согнуться, разогнуться
Три- в ладоши три хлопка
Головою три кивка
На четыре – руки шире
Пять- руками помахать
Шесть- на корточки присесть.
1-ое задание:
Злой волшебник заколдовал все числа, они забыли свои места и перепутались. Помогите каждому числу встать на своё место. Расставьте их по порядку от меньшего к большему (ребенок у доски выкладывает числовой ряд при помощи цифр от 1 до 10).
Посчитайте числа по порядку, так, как вы их расставили.
Попробуйте посчитать по другому - обратный счёт от 10 до 1.
Ребята, давайте проверим, какое число вы поставили между числами 3 и 5.
какое число вы поставили между числами 7 и 9
какое число вы поставили между числами 1 и 3
какое число вы поставили между числами 4 и 6;
Назовите соседей числа 6, 2, 4, 9;
Назови число, которое больше числа 3 на 1.
Назови число, которое больше числа 5 на 1.
Назови число, которое больше числа 7 на 1.
Молодцы, вы отлично справились с 1-ым заданием. Теперь каждое число заняло нужное место в числовом ряду
2-ое задание:
Я читаю следующее задание:
9 9 5 6
Математические знаки просят помощи. Они забыли, зачем они нужны? Помогите, что показывают эти знаки? Как они называются? (нужны, чтобы сравнивать числа, а называются знаки - больше, меньше, равно) У вас на столах карточки, вам нужно сравнить числа и поставить в клеточках нужные знаки.
Отлично, математические знаки вспомнили своё значение - сравнивать и показывать, какое число больше, какое меньше и сообщать о равенстве. Они заняли свои места и тоже благодарят вас за помощь.
Посмотрим, что ещё есть в этом конверте. Так, по-моему, это задачи.
Нам нужно по картинке составить условие задачи, поставить к ней вопрос, решить задачу и сказать ответ. (Решаем две задачи на сложение и вычитание).
А теперь тихо сели за столы за свои места.
Пальчиковая гимнастика.
Пальчики уснули, в кулачок свернулись (сжаты пальцы правой руки в кулак,
Один, два, три, четыре, пять (отгибают пальцы один за другим,
Захотели поиграть (пошевелить всеми пальцами,
Разбудили дом соседей (поднять левую руку – пальцы сжаты в кулак,
Так проснулись шесть и семь (отгибать пальцы один за другим,
Восемь, девять, десять – выселяться все (покрутить обеими руками,
Но пора обратно всем – десять, девять, восемь, семь (загнуть пальцы левой руки один за другим,
Шесть калачиком свернулся,
Пять зевнул и отвернулся,
Четыре, три, два, один –
Снова в домиках мы спим (поднять обе руки, сжатые в кулаки).
Слушаем следующие задание:
На верхнюю полоску положите пять цветочков, а на нижнюю четыре бабочки.
Скажите чего больше цветочков или бабочек? (цветочков).
На сколько больше цветочков чем бабочек? (на один).
Как сделать чтобы цветочков стало поровну? (нужно добавить ещё одну бабочку, тогда цветочков и бабочек будет поровну по пять).
Как по другому сделать равенство? (нужно убрать один цветочек, тогда цветочков и бабочек будет поровну по четыре).
Ребята, вы и с этим заданием справились!
Возьмите с подноса геометрические фигура. Нужно их расставить на листе следующим образом: поставьте квадрат в правый верхний угол, треугольник в правый нижний угол, круг в левый нижний угол, прямоугольник в левый верхний угол, овал в середину.
А теперь проверим как вы выполнили это задание. Скажите какая геометрическая фигура стоит в середине листа? (овал).
В правом верхнем углу? (квадрат)
В правом нижнем углу? (треугольник).
В левом вернем углу? (прямоугольник).
В левом нижнем углу? (круг).
Молодцы! Вы хорошо ориентируетесь на листе бумаге.
Злой волшебник заколдовал жителей математического королевства при помощи магического круга. Если мы, ребята, разделим магический круг на равные части, колдун больше не сможет приносить неприятности и превратится в доброго волшебника. У вас на столах разноцветные круги – сложите свой круг на 2 равные. Как нужно складывать, чтобы части были одинаковые? (совмещать края) Как можно назвать каждую из частей? А теперь сложите ещё раз пополам? Как теперь называется полученная часть круга?. Молодцы, злые чары сняты!
Давайте сделаем для нашего уже доброго волшебника один большой красивый ковер, выложив узор из разноцветных кругов. С этим ковром волшебник будет творить только добрые чудеса.
Ребята, вы выполнили все задания, навели порядок в математическом королевстве, а злого колдуна превратили в доброго волшебника. Королева вам очень благодарна за помощь. Ребята, а вам понравилось наше занятие? Что вам было особенно легко, что показалось трудным?
Королева математики в благодарность вам за помощь оставила вот этот сундучок. Заглянем в него?
Посмотрите, это сладкие гостинцы!