Голубенец Лариса
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП «Помощники Деда Мороза» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №70»
Конспект
непосредственно образовательной деятельности по
формированию элементарных
Помощники Деда Мороза
подготовительная группа
Подготовила : Голубенец Л. Ю.
Воспитатель МДОУ
«Детский сад №70»
(высшая квалификационная
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП „Помощники Деда Мороза“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Дед Мороз
- Зима
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Новый год. Конспекты по математике
- Подготовительная группа
- Темочки
категория)
Дата проведения: 08.12.2017
г. Ярославль, 2017 год
Цель: совершенствование вычислительных навыков, умения применять их в практической и игровой деятельности
Задачи:
Образовательные :
1. Совершенствовать умения ориентирования на числовой прямой, определять предыдущее, последующее число, направление расположения чисел относительно друг друга.
2. Формировать умение решать арифметические задачи в уме и при помощи числового ряда.
3. Совершенствовать умения составлять и решать задачу по картинке на заданную тему.
4. Совершенствовать умения составлять пример по условию арифметической задачи.
5. Закреплять умения решать примеры на сложение и вычитание в пределах 10.
6. Закреплять представления о составе чисел 4, 5 из двух меньших.
Развивающие:
1. Развивать зрительную и слуховую память, произвольное внимание.
2. Развивать связную речь и совершенствовать грамматический строй речи при составлении задач по картинке.
3. Развивать аналитические способности, умение анализировать рисунок, выделять существенные детали.
4. Развивать воображение, умение фантазировать.
Воспитательные:
1. Способствовать формированию интереса к математической деятельности, желание оказывать посильную помощь.
2. Формировать умение работать в группе и в парах.
Образовательные области :
• Познание
• Социально-коммуникативное развитие
• Речевое развитие
Материалы, инструменты, оборудование
Демонстрационные:
1. Магнитная доска
2. Фломастеры
3. Числовой ряд
4. Поднос
5. «Письма» для Деда Мороза :
• Список игрушек
• Задачи на сложение и вычитание – 4 шт.
• Иллюстрации к задачам – 2 шт.
• Письмо из страны Математики
• Письмо от Деда Мороза с Дипломом помощника Деда Мороза
6. Разрезная ёлка с примерами (детали на магнитах)
7. Схематичное изображение ёлки с ответами примеров (на магнитах)
8. Атрибуты для игры «Магазин «Две монеты» :
• Вывеска
• Касса
• «Полки» для товара
• Бейджики «Кассир», «Продавец»
• «Товар» - картонные изображения ёлочных игрушек на двустороннем скотче
9. Цифры и арифметические знаки на магнитах
Раздаточные:
1. Касса с цифрами и арифметическими знаками
2. Модель числового ряда
3. Простой карандаш
4. «Подарки» - изображения подарочных упаковок с геометрическими фигурами для закрепления состава числа 5
5. Открытки от Деда Мороза
Ход образовательной деятельности.
Воспитатель: Ребята, вы знаете, что приближается новогодний праздник. Вы все с нетерпением ждёте Деда Мороза и подарков. Но у Дедушки Мороза перед Новым годом так много работы, что ему необходимы помощники. Ведь подарки нужны всем детям мира, взрослым. Но главный помощник Деда Мороза – Снеговик – неожиданно заболел. Поэтому Дедушке Морозу приходится очень тяжело. Недавно в Интернете я видела обращение Деда Мороза ко всем детям, которые умеют считать, с просьбой о помощи. Вы умеете считать? (Да). Хотите помочь Деду Морозу? (Да).
Воспитатель: Деду Морозу приходит много писем от ребят, и ему очень трудно быстро их все прочитать и подготовить подарки. Поэтому он просит ребят помочь ему разобрать письма и посчитать, кому какие нужны подарки. Вот несколько писем
1. Ребята из детского сада «Чебурашка» просили Деда Мороза прислать разные игрушки, прислали список, но не написали, сколько их нужно. Давайте их посчитаем и запишем для Дедушки Мороза
Упражнение 1. Работа с числовым рядом (дети стоят у доски, называют необходимые числа, один из детей записывает ответы в «письмо» - таблицу) :
• Матрёшек – число, в котором 1 дес. 4 ед. (14)
• Автомобилей – на 1 меньше, чем матрёшек (13)
• Количество мячей - число, последующее числу матрёшек (15)
• Количество кукол – число, в котором 1 дес. 6 единиц (16)
• Количество колясок - на 2 больше, чем кукол (18…
• Количество конструкторов – число, которое в числовом ряду стоит между числами 18 и 20 (19)
• Количество книг – число, большее, чем 6, но меньшее, чем 8 (7)
• Карандашей – число, в котором 4 десятка (40)
• Красок – число, в котором 5 десятков 3 единицы (53)
2. Молодцы. Следующая группа писем. Это письма от разных ребят с просьбой прислать подарки. Нужно помочь Деду Морозу сосчитать эти подарки и записать для него ответ. Для этого нам понадобятся ваши кассы и модель числового ряда. Упражнение 2. Задачи. (дети показывают ответ цифрой, один из детей записывает ответ в письме)
• Девочка Света пишет: «Дедушка Мороз, пришли мне, пожалуйста, ё лочные шары: 3 зелёных и 1 красный» Сколько всего шаров просит Света у Д. М.? (3+1=4)
• Девочка Наташа пишет: «Дедушка Мороз, у меня много братьев и сестрёнок. Пришли нам, пожалуйста, игрушки: для мальчиков – солдатиков, а для девочек – кукол. Всего нас 9 детей: 3 мальчика, а остальные – девочки» Сколько девочек хотят получить кукол(9-3=6)
• Мальчик Саша пишет: «Дедушка Мороз, я хочу подарить моим родственникам подарки. Пришли, пожалуйста, для детей мягкие игрушки, а для взрослых – красивые кружки. В нашей семье 2 детей и 4 взрослых». Сколько подарков нужно прислать Сашиной семье? (2+4=6)
• Мальчик Витя пишет «Дедушка Мороз, пришли мне, пожалуйста, 7 конфет: 3 – шоколадные, а остальные – мармеладные» Сколько мармеладных конфет просит Витя? (7-3=4)
3. Молодцы, ребята. Деду Морозу присылают письма и дети, которые ещё не умеют писать. Они рисуют свои пожелания. Вот одно из таких писем - от детей из детского сада «Колобок» (задача по картинке). Упражнение 3. Составление задач по картинке (дети составляют условие задачи, затем составляют пример при помощи цифр и арифметических знаков; один из детей составляет пример на доске). А вот эта задача от самого Деда Мороза. Он собирал подарки для детей из детского сада «Заинька» (дети составляют условие задачи, затем составляют пример при помощи цифр и арифметических знаков; один из детей составляет пример на доске)
4. Физкультминутка Что вы делали, ребята?
Как дела у вас, ребята?
Как вы время провели?
Как играли? Что видали?
Что за день узнать смогли?
Попрошу я вас, ребята
Рассказать мне по порядку,
Например, как вы сегодня
Утром делали зарядку.
Далее под текстовое сопровождение,
читаемое педагогом, дети выполняют
упражнения:
Руки вверх мы поднимали, —
Раз примерно целых пять.
А подняв, не забывали
Опускать их вниз опять.
Подъем рук рывком над головой, плавное опускание
Поворачивали тело
То направо, то налево.
Дело делали умело
Саша, Катя, Ксюша, Сева.
Повороты в стороны — 5—6 раз. И. п. — пятки вместе, носки врозь, руки на поясе.
Шишки дружно собирали
И в корзинку их бросали.
Вмиг окончили мы сбор,
Привели в порядок бор.
5—6 энергичных наклонов туловища вперед.
5. Дети подходят к столу, на котором лежат «подарки». А эти подарки Дед Мороз приготовил для ребят из детского сада «Медвежонок». Он разложил их по мешочкам, но просит нас проверить, не забыл ли он чего-нибудь. Здесь нарисованы геометрические фигуры. Какими предметами они могут быть в новогодних подарках? Давайте поможем ему – проверим количество сладостей. В каждом мешочке их должно быть по 5 каждого вида. Упражнение 4. Состав числа 5 (дети берут по одному «подарку», садятся за столы, выполняют задание: дорисовать количество предметов до 5) А теперь поменяйтесь и проверьте друг друга (дети проверяют работы друг друга)
6. Вот ещё одно необычное письмо. Это письмо из страны Математика. Жители страны просят у Деда Мороза прислать им ёлочку. Мы и в этом можем помочь, а именно составить елочку из деталей. Упражнение 5. Ёлка – паззл (каждый ребёнок получает деталь ёлки с примером). Решите пример, ответ запомните и подойдите к схеме ёлочки. (Дети подходят к доске, к схеме ёлки, читают по очереди свои примеры и прикрепляют свою деталь к схеме)
7. Вот и собрали мы математическую ёлочку. Красивая, правда? Но ведь это ёлка новогодняя. Значит, к ней нужны игрушки. Где же взять игрушки? (ответы детей) Может, мы купим их в магазине? Упражнение 6. «Магазин «2 монеты»
• Выбирается кассир и продавец, надевают бейджики
• Дети выбирают игрушку, «покупают» её
• Продавец выдаёт товар, кассир записывает в кассу пару чисел.
• Когда все дети «купили» по игрушке, воспитатель предлагает подойти к ёлке и украсить её.
8. Ребята, мы с вами решили некоторые проблемы Деда Мороза – помогли сосчитать подарки. Сложно вам было это сделать? (нет) Почему? (мы умеем считать). Значит, нам помогла в этом математика.
9. Воспитатель: осталось последнее письмо. Здесь написано: «Детский сад «Золотая рыбка», детям подготовительной группы №10. Это письмо нам. Здесь Диплом помощника Деда Мороза (воспитатель читает диплом) и маленькие подарочки всем вам (открытки)
Диплом помощника Деда Мороза.
Этот важный документ
Не вручает Президент!
Кто же может? – вот вопрос…
Только Дедушка Мороз!
Его торжественно вручаю,
Я всех вас крепко обнимаю.
Своих помощников люблю
И от души благодарю
Здесь каждый в счёте - виртуоз.
Вы – молодцы.
Ваш Дед Мороз