Евгения Попова
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП на тему: «Измерение апельсина» (6–7 лет)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: упражнять детей в измерении предметов.
Задачи:
Образовательные : закреплять знания детей о геометрических фигурах; упражнять детей в использовании линейки для измерения длин; закрепить знания о понятии «см» как об одной из общепринятой единице измерения длины; формировать навык измерения веса с помощью весов, учить детей проводить исследование и делать анализ на основе полученных данных; обогащать представления детей о значении живых организмов в жизни человека.
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП на тему: „Измерение апельсина“ (6–7 лет)» размещена в разделах
- Апельсин
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Темочки
Развивающие: развивать логическое мышление, зрительное внимание и воображение; развивать умения отвечать на вопросы воспитателя; развивать познавательный интерес к математическим занятиям; развивать концентрацию внимания; развивать координацию между зрительным анализатором и моторными функциями руки ребенка.
Воспитательные: воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, оказывать помощь и работать в подгруппе; воспитывать трудолюбие, аккуратность; воспитывать дисциплинированность; воспитывать культуру речевого общения.
Ход занятия:
1. Воспитатель привлекает внимание у детей, создает благоприятную среду для начала игрового занятия.
- Ребята, я сегодня вас приглашаю отправиться в научную лабораторию, но перед тем, как мы отправимся в путь, я хочу проверить, хорошо ли знаете вы числа.
Д/и «Назови соседей».
Цель: учить называть предыдущее и последующее число.
Воспитатель объясняет правила игры.
Каждый ребенок по очереди должен достать из специального мешочка крышечку с цифрой и назвать предыдущее и следующее число.
Воспитатель:
"Молодцы, ребята. Вы с заданием справились, теперь я вам разрешаю отправиться в научную лабораторию.
Ребята, каждый из вас отправится в лабораторию по своей дорожке. В конце каждой дорожки стоит стульчик, и как только вы догадаетесь, какая дорожка предназначена для вас, то сразу же найдете свой стульчик.
Посмотрите, пожалуйста, на дорожки: они у нас не простые, а выложены из геометрических фигур. Вы желаете узнать, у кого какая дорожка?
Каждому из вас я дам подсказку, а вы должны внимательно послушать, отгадать. Ребята, но, чтобы никто не занял чужую дорожку, вам необходимо слушать задания и других участников. Геометрические дорожки:
1. Дорожка состоит из фигур, у которых все четыре стороны одинаковой длины (квадрат).
2. Дорожка состоит из трапеций.
3. Если взял бы я окружность,
С двух сторон немного сжал,
Получился бы…. (овал).
4. Дорожка состоит ромбов.
5. Дорожка состоит треугольников.
6. Дорожка выстлана из фигуры, у которой ни угла, ни стороны, а родня - одни блины (круг).
7. Дорожка состоит из прямоугольников.
8. Дорожка состоит из разных многоугольников.
Дети находят свои дорожки и занимают свои места за партами.
Воспитатель определяет правила поведения в научной лаборатории, предупреждает о технике безопасности; предлагает выполнить исследование, после которого дети могут получить удостоверения «старших научных сотрудников».
2. Воспитатель:
"Ребята, сегодня мы с вами попали в научную лабораторию не просто так. Мы сегодня с вами попробуем исследовать предмет, который вам очень хорошо всем знаком.
Я вам предлагаю отгадать, что за предмет мы с вами будем исследовать. Вы хотите узнать, что за предмет находится у меня в коробке?
Загадки для детей.
Яркий, сладкий, налитой,
Весь в обложке золотой.
Не с конфетной фабрики - из далекой Африки.
С оранжевой кожей,
На мячик похожий,
Но в центре не пусто, а сочно и вкусно.
(Апельсин).
С виду он как рыжий мяч,
Только вот не мчится вскачь
В нем полезный витамин- это спелый….(апельсин).
Ребята, а скажите, пожалуйста, что вы знаете об апельсине?
Воспитатель помогает ответить на вопрос, предлагая подумать о значении данного объекта в жизни человека, задавая наводящие вопросы:
1. Какие витамины содержатся в апельсине? Какое значение витамина С для нашего организм?.
2. Использует ли человек в кулинарии апельсин?
3. Деревья, на которых растут апельсины, помогают ли очищать воздух на нашей планете?
4. Животные могут ли использовать деревья, плоды данных объектов в качестве источника питания, в качестве убежища?
5. Используют ли данное растение в лекарственных целях (лечебное эфирное масло в качестве средства при простуде, гриппе и т. д. ?
6. Воспитатель также уточняет, что апельсиновое дерево используется для изготовления маникюрных палочек; эфирное масло – в парфюмерии.
Воспитатель:"Ребята, вы столько много знаете об апельсине, молодцы! Сегодня мы попробуем с вами исследовать апельсин, ведь наша лаборатория так и называется: «Измерение апельсина».
Вы желаете исследовать апельсин?"
3. Воспитатель объясняет условия проведения исследования. Выдает апельсин (каждому ребенку, дает время на рассмотрение других предметов, находящихся на столе
(нитки длинная и короткая, линейка, карандаш, фломастер, картон). Объясняет, что измерение апельсина будет проводить каждый ребенок самостоятельно.
4 Ход проведения исследования.
Воспитатель предлагает первое задание:
Скажите, на какую объемную геометрическую фигуру похож ваш объект исследования (апельсин).
Дети отвечают, что апельсин – шар.
Дети, скажите мне, пожалуйста, что мы можем измерить у апельсина? Мы можем измерить длину,
вес.
Скажите, пожалуйста, с помощью чего мы можем измерить длину апельсина?Дети высказывают свои мнения.
Ребята, как вы считаете, удобно ли нам будет измерять линейкой апельсин?
Дети приходят к выводу, что измерение апельсина линейкой будет неудобным и результаты может быть неточным, так как апельсин круглый.
А вы желаете получить точные измерения?
Ребята, а для того, чтобы мы точно узнали размеры наших апельсинов, мы воспользуемся условной меркой - ниточкой. Ниточки у нас будут разные, ход измерения будет у всех одинаковым.
Ход измерения показывает воспитатель.
- Мы с вами закрепим один конец (начало) ниточки на апельсине, обвернем ниточкой апельсин, поставим точку на нитке в том месте, где соединяются начало и тот конец, которым мы обвивали наш апельсин. Измерьте, пожалуйста, длину апельсина самостоятельно.
- Ребята, скажите, пожалуйста, чтобы узнать длину нитки, каким измерительным прибором мы можем воспользоваться (при помощи линейки)
- Скажите, пожалуйста, в каких единицах измерения измеряет линейка?
Воспитатель предлагает измерить длину ниточки, и тем самым узнать, какова же длина апельсина.
Воспитатель помогает детям вспомнить этапы измерения длины при помощи линейки.
5- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на дольки апельсина :
- Какой они геометрической формы?
- Ребята, а давайте узнаем длину дольки апельсина?
Воспитатель предлагает измерить длину дольки при помощи коротких мерок, проводит объяснение о ходе проведения измерения.
- Вам необходимо приложить мерку к началу дольки, место, где заканчивается мерка, вы должны зафиксировать пальчиком, чтобы потом к этому месту еще раз приложить мерку. Количество раз прикладывания мерок будет равно длине вашей дольки.
Дольку также можно измерить при помощи линейки.
Физкультминутка.
В понедельник я купался,
(изображаем плавание)
А во вторник – рисовал
(изображаем рисование).
В среду долго умывался,
(умываемся)
А в четверг в футбол играл.
(Бег на месте)
В пятницу я прыгал, бегал, (прыгаем)
Очень долго танцевал,
(Кружимся на месте.)
А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши).
Целый день я отдыхал.
(Дети садятся на корточки, руки под щеки – засыпают).
6. - Ребята, давайте попробуем узнать вес наших апельсинов с помощью процесса, который называется взвешиванием. Взвешивать мы будем апельсины при помощи весов.
– Ребята, а какую единицу измерения веса вы знаете? (кг).
Воспитатель напоминает о том, что весы имеют схожее строение с часами (наличие стрелки и цифр, объясняет разницу в предназначении данного предмета, а также напоминает о ходе проведения взвешивания.
Воспитатель предлагает детям аккуратно упаковать апельсины в пакет, подвесить пакет и узнать вес.
Воспитатель помогает выполнить взвешивание и подсказывает результат.
7. Воспитатель спрашивает ребят, чем они занимались в научной лаборатории. (Мы измеряли апельсин).
При помощи каких действий они измерили апельсины? (Мы измеряли длину апельсина ниткой и линейкой, измеряли вес апельсина).
Воспитатель делает обобщение:
«Мы измеряли длину и ширину апельсинов с помощью условных мерок-ниток; длину долек мы измерили с помощью линейки, а взвешивание провели с помощью весов.
Воспитатель подводит итоги данного исследования; отмечает старательность, активность, внимательность детей во время выполнения заданий в ходе данного исследования, вручает удостоверения «старших научных сотрудников».