Наталья Камнева
Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений
▼ Скачать + Заказать документы
ГБОУ г. Москвы «Школа «Содружество» учебный корпус №4 «Сказка»
Вид НОД – Интегрированное открытое занятие.
Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений
Тема: «Новоселье Колобка»[/b]
Воспитатель: Камнева Наталья Николаевна
Вторая младшая группа «Колобок»
Москва
2018 г
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2019
Цели:
• Создавать условия для развития элементарных математических представлений у детей и усвоения определённых понятий через игру.
Обучающие задачи:
• Способствовать развитию сенсорного восприятия и эталонов;
• Формировать умения называть и различать геометрические фигуры - круг, квадрат, уметь обследовать их осязательно-двигательным путем и сравнивать по размеру – большой, маленький;
• Совершенствовать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять из нее один предмет, учить отвечать на вопрос «сколько?» и определять совокупности словами - один, много, ни одного;
Развивающие задачи:
• Закреплять умение различать и называть шар (шарик) и куб (кубик) независимо от цвета и размера фигур;
• Развивать умение отгадывать загадки, логически мыслить, слушать и понимать заданные вопросы воспитателем, правильно отвечать.
• Развивать наблюдательность, творческое воображение, слуховое и
зрительное внимание, желание использовать в деятельности природный
материал;
• Расширять и обогащать активный словарный запас детей.
Воспитывающие задачи:
• Воспитать интерес к занятию и умение следить за развитием действий, сопереживать героям сказки и желание трудиться;
• Воспитывать доброту, эмоциональную отзывчивость, дружеские взаимоотношения между детьми и коллективизм.
Предварительная работа:
Беседы о русском быте, о народном творчестве и фольклоре. Рассматривание картинок и фотоиллюстраций к русским народным сказкам. Чтение художественной литературы, в том числе русской народной сказки «Колобок», видео-просмотр сказки «Колобок», обсуждение сюжета.
Наблюдение, рисование и лепка персонажей. Настольный театр «Колобок», изготовление шапочек-масок по сказке. Загадывание загадок.
Форма организации: групповая, совместная деятельность педагога с детьми.
Место проведения: в групповой комнате, с использованием ковра, детских столов.
Словарная работа: сказка, геометрическая фигура, круг, большой. маленький, куб, кубик, цвет, один, много, ни одного, коробка, предмет, желуди, орехи, ягоды, шишки.
Методы и приемы: игровой, использование наглядного материала, сюрпризный момент, вопросы к детям, загадывание загадок, музыкально-ритмичные движения, дидактическая игра, художественное слово; словарная работа по развитию речи, обогащению словаря, участие родителей на НОД (включение музыкального сопровождения, индивидуально-личностный подход, практическая деятельность детей.
Материалы и оборудование: фланелеграф, ноутбук, магнитофон, магнитная доска, подставки, геометрические модули, пластиковые коробочки для шариков, ширма, дорожка.
Демонстрационный материал: мягкие игрушки – зайчик, медведь, лиса, игрушка- Колобок, большие и маленькие шарики и шары, куб, корзинки, цветы бумажные, изображение большого и маленького колобков, картинки с загадками.
Раздаточный материал: тарелочки на каждого ребенка, кукурузная крупа, маленькая коробка, игрушки-мячи и шарики, кубики
I. Вводная часть-3 минуты.
а) доброжелательное приветствие детей, гостей;
б) сюрпризный момент – появление воздушного шара;
в) чтение письма, загадывание загадки;
г) приглашение от Колобка в гости на новоселье;
II. Основная часть - 12 минут
а) беседа о природе, о лесе;
б) встреча с первым героем – медведем, загадывание загадки;
в) дидактическая игра «Запасливый Мишка» (понятия - один, много);
г) физ-минутка, музыкально-ритмичные движения под фонограмму;
д) встреча со вторым героем – зайчиком, дидактическая игра «Найди пару»;
е) встреча с третьим героем – лисичкой, загадывание загадок, практическая часть «Рисуем портрет Колобка», закрепление понятий –большой круг, маленький круг.
III. Заключительная часть (рефлексивный этап) -2 минуты
а) встреча с Колобком, приветствие, показ своих работ, беседа о приключениях и полученных знаниях;
б) обобщение проделанной работы, подарок от Колобка;
в) подведение итога, поощрение.
Ход НОД.
Дети заходят в комнату под музыкальное сопровождение «Кто там катится в дали (№ 1)
Воспитатель:
- Ребята! Сегодня такой чудесный день! У вас хорошее настроение? (Ответы детей). Давайте поделимся друг с другом своим настроением!
-Встаньте в круг, посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Молодцы!
Собрались мы с вами в круг.
Я твой друг, и ты мой друг!
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся!
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите, какой красивый воздушный шар прилетел сегодня в наш детский сад «Сказка»! А в его корзинке лежит конверт, давайте посмотрим, что в нем! А вот и письмо!
Воспитатель открывает конверт, достает письмо, загадывает загадку
Из муки, сметаны он,
В жаркой печке был печён.
На окошке полежал,
Да из дома убежал.
Он румян и круглобок
Кто же это? (Колобок).
Ответы детей
Воспитатель: Письмо от Колобка, наш друг приглашает всех ребят к себе в гости отметить новоселье! Он очень любит бабушку и дедушку, которые построили новый дом. Чтобы не расстраивать их, решил не убегать из дому, а пригласить своих друзей к себе!
- Вы согласны?
Дети: Да!
Воспитатель: Прекрасно! Тогда отправляемся в путь! Колобок живет в избе с бабушкой и дедушкой вон за тем лесом, на полянке!
- Дорога будет нелегкая, через лес!
-Но мы все преодолеем, потому что мы дружные, сильные и крепкие ребята!
Воспитатель предлагает малышам отправиться в лес, для этого он произносит волшебные слова:
Мы шагаем по дорожке,
Раз, два! Раз, два!
Дружно хлопаем в ладошки.
Раз, два! Раз, два!
Поднимаем ручки
К солнышку и тучке!
«Вокруг себя ты повернись и в лесу ты очутись»
Воспитатель: Посмотрите дети вокруг, какой чудесный осенний лес! Как тут красиво! Тихо и спокойно! Деревья надели золотой наряд, на полянке еще много цветов! Ой, кто же это тут затаился?
Подходят к берлоге, где лежит медведь. Воспитатель читает загадку.
Отойди-ка от берлоги.
Уноси скорее ноги,
А не то начну реветь.
Я не ежик, а (Медведь)
Дети отгадывают загадку. Воспитатель показывает мягкую игрушку.
Воспитатель: Правильно дети, это наш друг Миша, познакомьтесь с ним! Он мне сказал, что хочет с нами подружиться и показать дорогу к дому колобка. Но он какой - то грустный, а я знаю почему!
Воспитатель: Какое сейчас время года?
Дети: Осень!
Воспитатель: Правильно, сейчас время года осень, а затем зима, и медведи впадают в зимнюю спячку. Мишке надо хорошо подготовиться, досыта покушать и уснуть до весны, но он, к сожалению, нашел только одну ягодку.
(Показывает детям ягоду)
Воспитатель: Я предлагаю ему помочь и собрать для него много разной еды. Осенью в лесу созревают разные плоды: желуди, шишки, орехи и ягоды. Все они - его любимые лакомства, и мы сейчас их соберем!
- Проводится игра «Запасливый Мишка»»
Дети под музыку собирают предметы (природный материал)
из разных коробочек в одну большую корзинку.
(звучит фонограмма)
Воспитатель: Молодцы ребята! Как много вы собрали припасов для нашего друга! У него была одна только ягодка (показывает, а теперь много: ягод, шишек, желудей, орехов! Держи Миша!
- А теперь нам надо отдохнуть!
- Как мы весело провели время с Мишей, но нам пора двигаться дальше, а, чтобы у Мишки всегда было хорошее настроение, подарим ему бочку меда!
- Ну а теперь скажем нашему другу - до свидания! Нам пора идти дальше!
Дети машут мишке рукой и идут дальше по тропинке, встречают зайку, который сидит под кустиком.
Воспитатель: Ой! А чьи это ушки под кустиком выглядывают? Кто тут спрятался? (загадывает загадку)
Комочек пуха,
Длинное ухо,
Прыгает ловко,
любит морковку!
-Кто это?
Дети: Зайчик!
Воспитатель: Правильно детки! Мы повстречали зайку, вот он!
(показывает мягкую игрушку).
- Но Зайке скучно одному, он тоже грустит, нет у него друзей, все разбежались по лесу, играть не с кем, да и игрушки его все перемешались, давайте развеселим его и поиграем с ним в интересную игру, а заодно разложим все по местам!
Дидактическая игра «Разложи правильно»
Воспитатель: посмотрите дети, в корзинке у зайки много разных игрушек, как они называются?
Дети: Шарики, мячи, кубики!
Воспитатель: правильно, это шарики, какой они формы?
Дети: Круглой формы!
Воспитатель: правильно, круглой формы и умеют катиться, у них нет углов. - Давайте проверим! (воспитатель прокатывает шарик по ковру)
- Как называются эти предметы? (показывает на кубики)
- Правильно, это кубики, они не умеют катиться, потому что мешают углы.
-Какой формы кубики?
Дети: Квадратной!
- Нужно из этой большой коробки все шарики сложить в один ящик, а все кубики в другой. Все предметы нужно опускать в ящик через специальные окошечки, разные по размеру и форме. Вы справитесь с заданием?
Дети: Да! (Дети раскладывают предметы)
Воспитатель: Вот молодцы наши ребята! Все сделали правильно, научили Зайку порядку, и он теперь не перепутает свои игрушки! Давайте подарим ему морковку! А теперь нам надо отдохнуть!
(Динамическая пауза «Заинька попляши»)
- Нам пора дальше в путь! Колобок нас ждет, детки!
- Давайте поблагодарим Зайку и скажем - До свидания!
Дети машут Зайке рукой и идут дальше по тропинке, встречают лисичку, которая спряталась за деревом. Воспитатель читает загадку.
Воспитатель: Это кто там под кустом,
С пышным рыженьким хвостом?
Это рыжая сестричка,
Это хитрая (лисичка).
(показывает детям мягкую игрушку – лисичку).
-А вот и наша подружка лиса Алиса! Давайте с ней поздороваемся!
Дети: здравствуй лиса Алиса!
Воспитатель: лисичка спрашивает, куда идут детки-конфетки?
Дети отвечают, что идут на новоселье к Колобку.
Воспитатель: Лиса спрашивает, а несут ли дети подарок Колобку.
Дети отвечают, что про подарок они забыли. Что делать?
Воспитатель: Лиса Алиса предлагает всем деткам нарисовать его портрет и затем устроить выставку, пусть любуется!
Воспитатель: Вы согласны?
Дети: Да!
Воспитатель: а рисовать мы будем необычным способом – пальчиком, и не на бумаге, а на кукурузной крупе, из которой повара варят очень вкусную кашу!
Дети подходят к столам, на которых стоят тарелочки с крупой
Воспитатель: перед тем, как начать рисовать пальчиком по крупе, посмотрите на эти два портрета колобка, которые нарисовала я на бумаге!
(Изображения большого и маленького Колобка)
Воспитатель: Они разные по величине, один какой?
Дети: Большой!
Воспитатель: какой по величине второй?
Дети: второй Колобок маленький!
Воспитатель: Правильно дети, один Колобок большой, другой маленький.
- На какую фигуру похожи наши колобки?
Дети: На круг!
Воспитатель: Хорошо ребята, на круг, наши милые Колобки круглой формы! Повторите за мной! А теперь нарисуем в воздухе круг пальчиком. (Дети показывают.)
-А какого цвета Колобок?
Дети: Желтого!
Воспитатель: правильно, Колобок жёлтого цвета! Как осенний листок, как солнышко яркое!
- А сейчас приступим к работе, нарисуем маленький портрет нашего друга!
(Дети рисуют пальчиками по крупе, воспитатель помогает, звучит музыка)
Воспитатель: У вас все получилось хорошо, вы нарисовали замечательные портреты Колобка! Наш друг будет очень рад таким подаркам! Давайте поблагодарим лисичку за помощь и подарим ей подарки, вот эти бусы и прекрасный зонтик!
Воспитатель: Посмотрите, а вот уже виден домик Колобка!
Дети подходят к домику и на полянке их встречает Колобок.
(из-за деревянной избы выглядывает Колобок)
Воспитатель: дети, давайте поздороваемся с Колобком и поздравим его с новосельем! Дом, который построили его бабушка и дедушка, просто прекрасный, им всем тут будет хорошо и уютно!
Дети: поздравляем!
Колобок благодарит детей за то, что, они пришли к нему в гости и порадовали его, внимательно рассматривает готовые портреты из крупы, и хвалит всех детей.
Рефлексия.
Воспитатель: Колобок спрашивает вас, понравилось ли вам путешествие?
- Кого вы встретили в лесу? Что запомнилось и понравилось?
-Какие добрые дела ещё сделали, пока шли к нему? С кем подружились?
- Колобок тоже приготовил для вас сюрприз – вкусное печенье «грибочки», которые он сам испек. Угощайтесь!
Дети получают угощение, прощаются с гостями и уходят.
Путешествие на новоселье к Колобку подошло к концу.