Эльвира Латыпова
«Доброе слово». Конспект непосредственно образовательной деятельности (НОД) с детьми родителями во второй младшей группе (3–4)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности (нод) с детьми родителями во второй младшей группе(3-4) по программе «Социокультурные истоки»
Воспитатель муниципального дошкольного образовательного учреждения – детский сад № 4 «Морозко» города Мегион, ХМАО-Югры Латыпова Эльвира Халиловна
НОД №1 (сентябрь)
Публикация «„Доброе слово“, Конспект непосредственно образовательной деятельности (НОД) с детьми родителями во второй младшей группе (3–4)» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Конспекты занятий на тему добра
- Доброта. Консультации
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
НОД проводится совместно с родителями на основе книги 1 для развития детей 3-4 лет «Доброе слово» (часть первая)
Тема осваиваемой социокультурной категории (в соответствии с содержанием курса пропедевтики «Истоки») СЛОВО
Тема НОД (с указанием ведущей образовательной области)«Имя моего ребенка»,
Интеграция образовательных областей : социально-коммуникативное развитие + познавательное развитие + речевое развитие + художественно-эстетическое развитие
Цели:
- первоначальное прочувствованное восприятие младшими дошкольниками социокультурных категорий «Слово», «Образ», «Книга».
- развитие способности видеть образ, слышать Слово, чувствовать окружающий мир и проявлять к нему доброе отношение;
- развитие коммуникативных умений (выражать свои добрые чувства, проявлять доброе отношение к близким, понимать чувства других людей, слушать другого.
Задачи:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ :
- обучение выполнению правил поведения в ресурсном круге;
- мотивация родителей на совместную деятельность с ребенком и воспитателем.
РАЗВИВАЮЩИЕ:
- развитие коммуникативно-речевых умений и навыков детей;
- развитие самооценки у детей;
-создание условий для развития у детей мотивации использовать в общении с родными и близкими людьми, сверстниками группы использования ласкового имени.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
- воспитание добрых чувств и отношений со сверстниками и взрослыми;
-воспитание уважительного отношения к имени человека.
-воспитание у родителей уважительное отношение к традиции имянаречения.
Виды деятельности : коммуникативная, речевая, восприятие художественной литературы, игровая, познавательная, музыкально-художественная.
Формы организации: подгрупповая, 10-12 человек (совместная деятельность взрослого и детей) и индивидуальная (самостоятельная деятельность детей).
Формы реализации детских видов деятельности : Беседа. Самостоятельная художественная речевая деятельность (чтение фольклорных текстов наизусть). Ситуативный разговор. Игра. Музыкально-ритмические движения. Разговор в ресурсном круге.
Оборудование: клубок,мяч, книга для развития детей 3-4 лет «Доброе слово»; мольберт с фотографиями, мелки для рисования.
Предварительная работа:
- знакомство детей с первой частью книги для развития «Доброе слово»;
-чтение детям песенок-потешек с именами людей из книги «Доброе слово» с последующим обсуждением;
- заучивание детьми потешек с именами людей;
- игровая деятельность. Проиграть с детьми в игры : «Назови имя», «Каравай», «Назови соседа ласково», «Какими ласковыми именами называет вас мама?», и др. ;
-разговоры-беседы с детьми на темы :
«Как зовут твою любимую куклу?»;
«Как ласково зовет тебя мама, папа?»;
«Как ты ласково называешь имя своих друзей, братьев и сестёр?»
Место проведения: музыкпапаальный зал.
Ход НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Первая часть (вступительная).
Организационный момент
Под музыку (Предложить детям взять своих родных за руку и пройти в музыкальный зал).Детям предложить
Педагог обращает внимание на то, что на занятие к детям пришли гости – родители. Они будут сегодня заниматься с детьми, играть.
Воспитатель (В.) :
- Здравствуйте, уважаемые родители и дети! Я рада Вас видеть на нашей встрече. «Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, —значит вырастить угрозу для общества».
(Педагог предлагает детям по желанию пройти к мольбертам и порисовать и посмотреть на фотографии).
В. :
Общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Работать в этом направлении с нашими детьми нам помогает программа «Истоки и воспитание на социокультурном опыте», книга для развития детей 3-4 лет «Доброе слово», которая является первой из комплекта книг в программе «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» для дошкольного образования. Работа по данной книге поможет взрослым и детям освоить и осмыслить социокультурную категорию «Слово». Вторая книга «Добрый мир» помогает нам с детьми освоить и осмыслить социокультурную категорию «Образ». И завершающей из этого комплекта является книга «Добрая книга», которая поможет освоить и глубоко осмыслить социокультурную категорию «Добрая книга».
Сейчас мы остановимся на изучении первой книги «Доброе слово». Через слово ребенок начал открывать и постигать удивительный мир Добра и Света. Первое слово, которое на всю жизнь вы подарили ребенку – его имя. Имя – это как свет от образа человека.
В семье ребенок слышит ласковое, доброе слово, он сам учится его произносить, а так же понимать неразрывную связь слова и вызвавшего его чувства. Ласковое слово, соединяясь с мелодией, рождает ласковую песню. Первая песня, которую поет мама – колыбельная.
Уже в трехлетнем возрасте ребенок способен почувствовать, что песня может быть частью праздника, выражением общей радости. Приход гостей, чтение стихов и пение песен, веселый хоровод вместе с родителями, красивые и вкусные подарки создают ту атмосферу, которая помнится все последующие годы.
Чтобы из младенца вырос добрый плод, нужно с измальства приучать ребенка к добру и укреплять в добре. Особо ценится доброе слово. И как важно научить детей уметь слушать доброе слово и вовремя его произносить!
Родители рассматривают книги.
(Воспитатель предлагает поиграть в игру с детьми).
Игровое упражнение «Назови своё имя» (Педагог бросает присутствующим мяч, родители и дети называют своё имя).
Указания педагога:
- Имя, уважаемые родители и дорогие наши дети, нужно произносить громко, чётко и ясно.
В. :
- Спасибо. Вот мы с вами и познакомились.
(Педагог предлагает детям по желанию прочитать разученные наизусть стихи и потешки с именами).
Чтение (по желанию) потешек детьми наизусть
Разговор в круге (продолжение)
(Педагог предлагает детям с родителями сесть в круг рядом друг с другом).
В. :
Вот и книга «Доброе слово» направлена на приучение ребенка к добру и укрепление его в добре, которое происходит через доброе слово и доброе дело.
(Рассказ воспитателя об отечественных традициях имянаречения.)
В. :
Сегодня я хочу поговорить с вами о традициях имянаречения. Ведь «Имя человека – самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке».
В России существовал целый ряд традиций, связанных с имянаречением.
Имя выбирали по святцам: или в какой день родится дитя, или в какой крестится, или в промежутки, или дня в три по крещении.
Таким образом, чаще всего ребенка называли в честь святого, память которого приходилась на день рождения или день наречения имени, а также день крещения, потому что, христиане верят, что святые принимают живое участие в их судьбе: радуются, если они ведут богоугодную жизнь, скорбят при виде их падений, заблуждений и несчастий, предстательствуют за них в своих молитвах пред престолом Вышнего, невидимо соприсутствуют прибегающим к их помощи и ограждают их от искушений и бед своим невидимым заступлением и покровом. Имя святого обязывало уподобляться ему в подвигах и добродетелях. И в обычной жизни знаменитое, из рода в род переходящее имя предков заключает в себе как бы обязательство для их потомков поддерживать честь рода личными заслугами и доблестями. Знание жизни и подвигов святых помогает и в выборе имени.
В Исламе выбору имени как же уделяется большое внимание. Ведь дети – это дар и милость Всевышнего. После рождения ребёнка родители должны позаботиться о том, чтобы выбрать ему хорошее и красивое имя, ведь оно будет сопровождать его всю земную жизнь и по нему его призовут в День Воскресения. Ни одно мусульманское имя не дается просто так. Здесь учитываются и религиозные традиции, и значение имени, и его звучание. Среди этих имен можно обнаружить имена с персидскими, тюркскими, арабскими, татарскими корнями. В общем-то, мусульманским является любое имя, которое не противоречит исламским законам. Мужские имена в основном выбираются из имен-эпитетов Аллаха и имен его пророков. Девочек называют именами, которые упоминаются в Коране или обладают красивым, нежным значением.
Сохранилась хорошая традиция называть первенцев в честь бабушек и дедушек, что является проявлением уважения к родителям. Иногда назвать ребенка могут родители отца нарекаемого, что так же является проявлением уважения к родителям.
Хороводная игра «Именины».
2. Вторая часть. Основной этап.
Активное занятие
Ресурсный круг «Имя моего ребенка»
Воспитатель и дети с родителями сидят в круге, дети у родителей на коленках.
Воспитатель вносит клубок и предлагает рассказать об имени ребенка.
Надеюсь, мой рассказ был интересен для Вас. И очень хочется, чтобы каждый из Вас поделился своим опытом и мнением. Подумайте и ответьте, пожалуйста, на этот вопрос: «Почему именно это имя вы выбрали для своего ребенка?». Сделав минутную паузу, воспитатель, держа клубок в руках, первым отвечает на поставленный вопрос.
У меня трое детей. У нас русско-татарская семья. Имя старшего сына Данил, дал такое имя дед. Означает Слава миру с перевода мусульманского. Средняя дочь названа именем Юлия, в честь родной тети. Имя Юлия означает волнистая. У нее кудрявые волосы. А младшего сына назвали мы с мужем, в честь деда Александром. с перевода на мусульманский –Искандер (Завоеватель)
Ответив на вопрос, воспитатель передает клубочек, сидящему слева от себя родителю, и предлагает ответить на этот вопрос. Вместе с клубочком право ответить на вопрос предоставляется слева сидящему участнику ресурсного круга, и так против часовой стрелки. Круг замыкается на воспитателе. Держа конец размотанного клубка, воспитатель обобщает ответы родителей.
В. :
Спасибо Вам за столь интересную беседу! Каждый из вас руководствовался жизненным опытом имянаречения своей семьи. Некоторые из вас дали ребенку понравившееся имя, кто-то назвал его в честь своих родителей, некоторые руководствовались Святцами. Имя, с которым человек вошел в этот мир, остается с ним навечно. Учитывая это, родители должны внимательно, с большой тщательностью и любовью выбирать имя своему ребенку.
3. Третья часть НОД Заключительная:
В. : А в заключение хочу привлечь Ваше внимание к книге (показывает книгу1 для развития детей 3-4 лет «Доброе слово»). Вы уже с ней ознакомились. Как вы считаете, как книга поможет воспитать у детей уважительное отношение к имени? Родители высказывают свое мнение.
В. :
Мы с вами пришли к выводу, что книга лишь помогает воспитывать, а без участия взрослого это не возможно. Ведь именно нам с вами нужно быть ласковыми, нежными, заботливыми, обращаться к ребенку используя в речи только позитивные слова. Хвалите ребенка, зовите его исключительно добрым и ласковым именем. В книге «Доброе слово» на стр. 16-18 приведен литературный материал: песенки, потешки и хороводные игры, где проговариваются имена детей в ласкательной форме. Рекомендую их разучить с детьми для использования в кругу семьи, заменяя именем вашего ребенка. Предлагаю прочитать потешки, вставляя имя своего ребенка (родители по желанию читают потешки). Сейчас не трудно найти книги с потешками, закличками, песенками, колыбельными, хороводными играми. Очень много данного материала представлено на сайтах для родителей и детей.
Рефлексия
В. задаё т вопрос:
- Дети, вам понравилось наше сегодняшнее занятие? (Ответы детей)
Благодарю Вас за активное участие в этом мероприятии. Хотелось бы услышать ваше мнение о сегодняшней нашей встрече. Получили ли вы неоценимый опыт общения друг с другом? Понравилось ли вам слушать, и обмениваться своими мыслями и чувствами, своим мнением? (Ответы родителей) Благодарю всех за участие!