Папки-передвижки

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Мы — россияне» (3 фото)

Людмила Абаджерова
Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Мы — россияне»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

«Мы – россияне».

Подготовила Абаджерова Л. В.

Цель:

• формировать у детей понятия «МЫ - РОССИЯНЕ» - единый многонациональный народ нашей общей родины – России;

• воспитывать у детей чувство глубокого уважения к культурным и национальным традициям народов, проживающих на территории Российской Федерации, чувство дружбы и взаимопонимания между представителями разных национальностей.

Задачи:

Публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности „Мы — россияне“» размещена в разделах

Обучающие — Знакомить детей с культурой и обычаями национальностей ближайшего окружения. Углублять и уточнять представления о Родине — России. Формировать чувство симпатии к разной национальной культуре, обычаям, традициям, играм. Обогащать словарь детей (тюбетейка, яранга, сабантуй, бешбармак, баурсак, табани, перепечи, юрта, кухлянка, шаньги, кыстыбей и т. д.)

Развивающие — Расширять национальное самосознание. Закрепить умение вести диалог, отвечать на вопросы, участвовать в общей беседе. Продолжать работу по обогащению и активизации словаря. Продолжать развивать интерес к различным формам изучения и закрепления нового материала. Развивать художественный вкус.

Воспитательная — Воспитывать социальную толерантность, интерес и уважение к людям других национальностей.

Ход занятия:

Дети заходят в зал и рассаживаются на стулья.

—Ребята, смотрите, сегодня мы с вами ожидаем гостей, а что за гости, сейчас вы увидите (выходят дети в народных костюмах).

— Кто к нам приехал? (дети из других республик)

— Вы догадались, откуда они к нам приехали? (называют принадлежность костюма республике)

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Мы — россияне»

Гости читают стихотворение:

Каких народов только нет

В стране великой нашей:

Как пестрый солнечный букет,

Калмыки и чуваши,

Татары, коми и мордва,

Башкиры и буряты —

Всем скажем добрые слова,

Любому будем рады.

Прекрасен горный край Кавказ

Здесь разные народы.

На Крайнем Севере у нас

Живут оленеводы.

Вот кабардинец на коне,

Вот рыболов тунгусский,

Но больше всех у нас в стране Кого?

Конечно, русских!

Девочка в русском костюме выносит каравай и говорит: Здравствуйте, гости дорогие, милости просим. СЛАЙД 2

—Мы очень рады вам, присаживайтесь. Гости садятся на стулья.

— Сегодня с вами мы поговорим о дружбе, о Родине. Как вы думаете, что обозначает слово Родина? (место, где родились, где растем, где живут родные и близкие – твоя семья. Родина — значит родная).

—Как называется наша страна? (Россия)

— Мы с вами живём в России, значит мы….(Россияне,

— На каком государственном языке говорят граждане России? (русском)

— На территории России проживают более 100 национальностей, подумайте, как можно назвать нашу страну? (многонациональная).

—Да вы правы, мы живём в многонациональной стране. Какие национальности ещё проживают в России? (татары, башкиры, ханты, манси, цыгане).

—У каждого народа есть свои традиции и обычаи. Знаете ли вы, что такое традиции? (это то, что передаётся от одного поколения к другому).

—Но это не делает один народ хуже или лучше другого, наоборот, культура разных народов делает богатой и разнообразной культуру России. Каждый народ по капле вносит свой вклад в сокровищницу культуры и истории нашего государства. У каждого народа свои песни, сказки, национальные костюмы. Но у всех у нас одна Родина – Россия.

—А какие пословицы о Родине вы знаете?

Глупа та птица, которой своё гнездо не мило.

Родной край – сердцу рай.

Нет в мире краше родины нашей.

Родная земля и в горсти мила.

Кто за родину горой – тот истинный герой.

Дома и стены помогают.

Если дружба велика, будет родина крепка.

РОССИЯ

— Знаете ли вы столицу нашей страны? (Москва) СЛАЙД 3

Какие русские народные праздники вы знаете? (Масленица, Рождество, Пасха, Ивана-Купала и др.)

— Знаете ли вы, какое дерево является символом России? (берёза) СЛАЙД 4

Давайте научим гостей играть в русскую народную игру.

Русская народная хороводная игра «Березка»

Березка – это символ девицы-красавицы. А водили девушки такие хороводы на Троицын день.

Дети встают в круг, берутся за руки. Выбирается девочка-березка. Она находится в центре хоровода. Если хоровод большой, то можно выбрать несколько «березок». У каждого участника хоровода в правой руке платок. Дети двигаются по кругу со словами:

Ты, березка, белена, белена,

А макушка зелена, зелена.

Летом-то мохнатенька,

Зимой сучковатенька.

Где ты стоишь, там и шумишь!

Пока звучит эта песенка, девочка «березка» собирает у всех детей платки. Хоровод продолжает движение, а «березка», подняв над головой платки раскачивается, машет платками, изображая движение ветвей и шум веток:

Березка зеленеька,

По весне веселенька,

В чистом полюшке стоит

Да листочками шумит.

Ветки завивает,

С ветрами играет.

Затем девочка-березка обходит весь хоровод и каждому кладет на плечо платочек. Это делается под следующий приговор:

А осенью слякотной,

Осенью холодною,

Березка нарядная,

Краса ненаглядная,

Дождем умывается,

С красотой прощается.

Корни усыхают,

Листья опадают.

Один платочек «березка» оставляет себе. Тот, кому не хватило платочка, становится новой «березкой» и игра повторяется. После хоровода дети садятся на места.

— А хотите ли вы побывать в других республиках? (да) Тогда мы с вами отправляемся к нашим

соседям в республику Татарстан. Так как у нас большая страна, полетим на самолёте. СЛАЙД 5

Давайте посмотрим на карте куда будет лежать наш путь СЛАЙД 6

ТАТАРСТАН

— Назовите столицу Татарстана (город Казань). СЛАЙД 7 Это очень большой, старинный город,

— На какой реке стоит город? (Волга). СЛАЙД 8 У татар, так же как у народов других национальностей есть свои традиции и обычаи.

— Назовите обязательные атрибуты татарского костюма (жилетка или халат, на голову и женщины и мужчину надевают головной убор, который называется тюбетейка). СЛАЙД 9

— Одним из самых древнейших видов рукоделия татар считается вышивка. СЛАЙД 10 Ею украшали предметы быта и одежду. Широко распространено было кружевоплетение, золотое шитьё. Изготавливались кружевные салфетки, дорожки, воротники. Одним из старинных татарских промыслов, получившим мировое признание, является кожаная мозаика. Было развито у татар и керамическое ремесло.

— А ещё татарский народ очень любит свои народные праздники, какой вы знаете главный татарский праздник? (Сабантуй) СЛАЙД 11 – это праздник плуга, который проводится весной и символизирует окончание посевных работ.

— В праздничные дни в каждом доме готовят традиционные татарские блюда. Какие блюда вы помните? (плов, бешбармак, баурсак, чак чак). Этими блюдами угощают всех гостей.

Ребёнок в национальном костюме выносит чак чак.

— А теперь летим дальше! СЛАЙД 12

УДМУРТИЯ

— Удмуртия – край прекрасной природы, богатых недр, интересной истории, замечательных тружеников. СЛАЙД 13

— Вы знаете столицу Удмуртии? (Ижевск) СЛАЙД 14 (Собор Святого Михаила)

— Удмуртию воспевало множество поэтов (ребёнок в традиционном костюме Удмуртии читает стихотворение): СЛАЙД 15

Хватает Волге широты и сини,

Но с Камою она еще синей,

И для меня бы не было России,

Без маленькой Удмуртии моей.

— Сегодня Удмуртию ласково называют родниковым краем. Более 7 тысяч родников дают здесь начало малым рекам, которые, встретившись в едином русле Камы, вливаются в могучую Волгу. Если посмотреть на карту Удмуртии, то можно заметить, что по очертаниям она похожа на сердце.

— Удмурты славятся своими национальными блюдами. А какие национальные блюда вы знаете? (табани – лепешки, перепечи, шаньги, пельмени, кыстыбей). Как удмурты называют свои пельмени? (хлебное ушко). СЛАЙД 16

Удмурты придумали игру с италмасом. СЛАЙД 17 + аудиосопровождение «Италмас»

(Дети встают в круг, водящий снаружи с италмасом. Под музыку дети идут в одну сторону, а водящий в другую. Музыка останавливается, водящий просовывает цветок между двумя детьми. Дети разбегаются в разные стороны. Кто первый схватит цветок, тот и води)

Здесь растут целебные травы, кедры, а пчёлы делают замечательный мёд. Ребёнок в удмуртском костюме выносит мёд. СЛАЙД 18

— А теперь мы отправляемся дальше! СЛАЙД 19

ОСЕТИЯ

— Столица Осетии? (Владикавказ). СЛАЙД 20

Северная Осетия – край белоснежных гор-великанов, солнечных долин, бурных рек, ледников и хвойных лесов. Здесь находится самый высокий? (водопад Зейгалан, Большой Зейгеланский водопад, высота водопада более 600 метров.) СЛАЙД 21

Там у подножия кавказских гор,

Страна, вам не объять её простор:

И реки там, и горы, и равнины,

Все нации живут и осетины.

Прикладное искусство осетин богато и разнообразно. Это художественная обработка металла, художественная обработка дерева, ковроткачество, вышивка золотом. СЛАЙД 22 Мы с вами рисовали такой узор. Одно из древнейших ремесел народов населяющих территорию Северной Осетии - художественная обработка металла. С давних пор люди занимались литьем цветных металлов, чеканкой, ковкой железа, изготовлением оружия и орудий труда, медной домашней утвари, ювелирных изделий и украшений. СЛАЙД 23 Все ремесла хороши. Народная мудрость говорит: «Где труд, там и счастье».

У осетин есть хорошая традиция – угощать гостей тремя пирогами. СЛАЙД 24 Эта традиция своими корнями уходит глубоко в древность. Они символизируют солнце, небо и землю. Традиционная форма пирогов круглая. (Выносят пироги)

— А сейчас мы с вами отправляемся дальше! СЛАЙД 25

БУРЯТИЯ

— Можете назвать столицу Бурятии? (Улан-Удэ) СЛАЙД 26

— На берегах какого озера располагается Бурятия? (Байкал) СЛАЙД 27 Это самое глубокое озеро на планете, крупнейший природный резервуар пресной воды. Многие в России традиционно называют Байкал морем. Вода здесь невероятно прозрачная и чистая, поэтому легко увидеть глубину вплоть до 40 метров.

У Байкала невероятно богатые флора и фауна. В нём обитает много видов растений, животных и рыб. Многие из них относятся к таким существам, которые обитают только в этом озере (около 1700 видов представителей флоры и фауны). Например, 27 видов рыбы точно нигде больше не встретить, кроме этого водоёма. Здесь ещё есть так называемые байкальские нерпы (другими словами, тюлени).

На берегах находится очень много национальных парков и заповедников. СЛАЙД 28 На берегах часто встречаются кедры и лиственницы, возраст которых более 200–300 лет.

Байкал нуждается в защите. Не стоит мусорить и загрязнять то, что славится своей чистотой. Озеро очень древнее, но будет существовать, вероятнее всего, ещё очень долго.

— Как называется традиционное жильё бурятов? (юрта) СЛАЙД 29

— Бурятская юрта - исторически сложившийся образец жилища, идеально приспособленный для кочевого образа жизни. В юрте жили круглый год, это устойчивая против ветров полусферическая форма небольшой высоты, сейсмобезопасная - за счет подвижной конструкции стен.

— Мальчиков учат обращаться с лошадьми, уверенно держаться в седле и стрелять из лука, а девочек – помогать по хозяйству и народным ремеслам. Буряты славятся как гостеприимный народ. С незапамятных времен для этих людей одним из важнейших был принцип взаимопомощи и взаимовыручки. Каждый бурят считает своим долгом поделиться тем, что у него есть, с менее обеспеченным соседом. В этой стране каждого постучавшего в дверь сначала угостят чаем, и только после спросят, что случилось.

—Как называются похожие на крупные пельмени или манты с дырочкой? (Буузы) Буузы известны также под названием «позы». Ещё традиционным блюдом Бурятии являются боовы, посыпанные сахарной пудрой. СЛАЙД 30

Рога различных животных – это традиционно используемый материал в Бурятии в народных промыслах. Ремёсла: льтьё, достояние республики: гобелены из конского волоса. Женщины у них большие мастерицы, сейчас и мы с вами поиграем в игру.

Игра «Иголка, нитка и узелок» под народную музыку Бурятии (ВИДЕО)

Играющие становятся в круг, держась за руки. Считалкой выбирают иголку, нитку и узелок. Все они друг за другом то забегают в круг, то выбегают из него. Если же нитка или узелок оторвались (отстали или неправильно выбежали за иголкой из круга или вбежали в круг, то эта группа считается проигравшей. Выбираются другие игроки. Выигрывает та тройка, которая двигалась быстро, ловко, правильно, не отставая друг от друга.

Правила игры. Иголка, нитка, узелок держатся за руки. Их надо не задерживая впускать и выпускать из круга и сразу же закрывать круг.

Ребёнок в бурятском костюме выносит кедровые орешки и угощает ими детей.

— А сейчас мы с вами отправляемся далеко на север! СЛАЙД 31

ЧУКОТКА

— Чукчи – это коренной народ севера, живут они в Чукотском автономном округе.

— Знаете ли вы столицу Чукотки? (Анадырь). СЛАЙД 32

— Чукчи живут в стойбищах недалеко от моря. Одежда чукчей очень тёплая. Как вы считаете, почему? (На Севере очень холодно.) СЛАЙД 33

— Как вы думаете, из чего чукчи шьют одежду? (Одежда чукчей сделана из оленьих шкур, ведь, прежде всего, она должна быть тёплой и удобной.) СЛАЙД 34

— Как называется традиционный наряд чукчей? (Чукчи одеты в меховые штаны, меховую рубашку с капюшоном, которая называется кухлянка, а шапка называется авун).

Народы Севера очень талантливы. Они делают очень красивые изделия из меха. В долгую полярную ночь женщины расшивают одежду из оленьего меха. СЛАЙД 35

— А как называется жилище чукчей? (яранга) Это большой разборный шатер неправильно-многоугольной формы, крытый полотнищами из оленьих шкур, мехом наружу.

— Чем питаются чукчи? (олениной, рыбой, мясом и жиром морских животных) Охотно они едят и дикие коренья, стебли, листья, ягоды и супы, приготовленные из овощей и крупы. СЛАЙД 36

Девочка в чукотском костюме приносит сушёные ягоды брустники.

— Чукчи очень ценят юмор, смех. Приучают детей быть веселыми, сами постоянно шутят, подтрунивают друг над другом. Уныние и тоска – это удел злого духа. Чукчи независимо от возраста просто обожают петь, танцевать, слушать сказки.

— А какие у чукчей праздники? (Праздник кита, Праздник молодого оленя - Кильвэй) СЛАЙД 37

— Традиционный транспорт чукчей? (собачьи упряжки, лодки из кожи, сани, запряженные оленями) СЛАЙД 38

— Чем занимаются чукчи? (охотой на китов и моржей, а также на тюленей и нерп. Занимаются разведением оленей, с целью получения мяса и шкур. А также для получения ездовых оленей.)

— Чтобы стадо не уменьшалось, чукчи выращивают оленей и ухаживают за ними. Сейчас мы с вами тоже заведём стадо оленей.

Моделирование «Северный олень» СЛАЙД 39

(дети собирают оленя из счетных палочек по схеме).

— Целое стадо оленей у нас получилось! Молодцы.

— Как-то здесь холодно, пора возвращаться домой. Вам понравилось путешествие? Что запомнилось больше всего? (ответы детей)

– Сейчас я вам и нашим гостям предлагаю взяться за руки, что бы получился хоровод дружбы. СЛАЙД 40

Ведь мы должны дружить, не зависимо от того какой мы национальности, должны знать, чтить и уважать традиции и обычаи друг друга и тогда нас никто не сможет обидеть и никаким злым силам нас не одолеть. (ВИДЕОКЛИП «Я ты он она – вместе дружная страна»)

Дети идут в группу пробовать угощения.

Фото «Мы — россияне»
Конспект непосредственно-образовательной деятельности - фото

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект непосредственно образовательной деятельности НОД для детей 3–4 лет по теме «Гости из леса» Задачи: • Развивать у детей диалогическую, связную речь. • Активизировать речь детей. • Закреплять.

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Помощники пешехода» МАДОУ «Детский сад №57 комбинированного вида» Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению детей правилам дорожного.

Конспект НОД по ОО «Социально-коммуникативное развитие» для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по сказкам» Тема «Путешествие по сказкам» для детей старшего дошкольного возраста Цель: развитие эмоциональной сферы старших дошкольников через сказки.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по опытно-экпериментальной деятельности «Волшебная капелька» Конспект непосредственно образовательной деятельности по опытно- экпериментальной деятельности «Волшебная капелька» Цель : Формировать.

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Электробезопасность» НОД по основам электробезопасности с детьми подготовительной группы. Тема: «Страна знаков» Вид детской деятельности: продуктивная. Интеграция.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Подарок маме» ОО Художественно- эстетическое развитие аппликация в технике «Коллаж» Тема: «Подарок маме». Цель: Создание социальной ситуации развития.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Рассматривание кожи»Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Рассматривание кожи» Конспект «Рассматривание кожи» образовательная область «Познавательное развитие» (валеология) средний дошкольный возраст Цель: Сформировать.

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Щелкунчик» МБДОУ «Детский сад № 88 комбинированного вида» КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности. Образовательная область «Художественное.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Осень» Формы работы: игровые упражнения, ситуативный разговор, беседа, ведение диалогов. Интеграция: познавательное развитие, социально-коммуникативное.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Юные пожарные» Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Юные пожарные». (С использованием информационно-коммуникативных технологий; технологии.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Мы — россияне»
Опубликовано: 24 апреля 2019 в 22:36
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Мы — россияне»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Абаджерова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД