Булгакова Евгения Владимировна
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Люблю березу русскую» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Ознакомление дошкольников с берёзой, как символом России.
Задачи:
Обучающая: познакомить детей с берёзой, ставшей символом России, рассказать о том, какую пользу приносит это дерево людям. Продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением.
Развивающая: развивать у детей речь, познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания. Передавать в художественном творчестве характерные особенности изображения берёзы.
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности „Люблю березу русскую“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Береза, березка. Конспекты занятий
- Береза. Все на тему березок для детей
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Воспитательная: воспитывать любовь к Родине через художественно-эстетическое восприятие; видеть и наслаждаться красотой русской берёзы.
Интеграция образовательных областей : социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие.
Предварительная работа:
• чтение сказки «Как березка зверей лечила»
• разучивание стихов о берёзе
• знакомство с разными видами деревьев
• наблюдение за сокодвижением берёзы на прогулке (фото 1)
• рассматривание репродукций русских художников-пейзажистов
• рисование березки
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, обратите внимание на интерактивный стол, послушайте куплеты песен. (Дети смотрят презентацию на столе, сопровождающую песнями о берёзе)
Отгадайте загадку:
Стоит красавица - косы зеленые,
платье белое, кора горючая,
ветка плакучая, семя летучее? (Берёза)
Воспитатель: Вы, наверное, уже догадались, о чём у нас пойдёт речь? (Сегодня мы поговорим о русской березке). Береза - символ красоты русской природы, символ России. Ею можно восхищаться в любое время года.
• Где можно встретить, увидеть березу? (В лесу, на поляне, около дома, в парке)
• Как называется лес, где растут одни березы? (Березник, Березовая роща).
Посмотрите, и у нас в группе сегодня эта русская красавица, она послушает, что мы о ней знаем. Берёза воспета поэтами в стихах, писателями в прозе, композиторами в песнях. Давайте мы с вами расскажем стихи о белоствольной красавице березке, которые написаны российскими поэтами:
Я прочту отрывок Михаила Матусовского из песни «С чего начинается Родина» :
С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот,
С той самой березки, что во поле,
Под ветром, склоняясь, растет!
Стихи читают дети:
1. Люблю березу русскую, то светлую, то грустную,
С красивыми застежками, с зелеными сережками.
Люблю ее нарядную, родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую, то грустную, плакучую! (Александр Прокофьев)
2. Белее снега чистого, и месяца лучистого,
Как в белых платьях девицы, березы стали в круг.
Их ветви - руки тонкие, как будто струны звонкие,
Лишь ветер к ним притронется, и все поет вокруг. (Герман Ходыров)
3. Чуть солнце пригрело откосы, и стало в лесу потеплей,
Береза зеленые косы развесила с тонких ветвей.
Наряд ее легкий чудесен, нет дерева сердцу милей,
И много задумчивых песен поется в народе о ней.
(Всеволод Рождественский)
4. Опять о них, кудрявых и белесых,
А что тут делать, если на Руси,
У всех дорог встречаются березы,
Хоть день, хоть год, хоть вечность колеси.
5. Они стоят, дороги отороча,
И ткут, и ткут зеленый свой навес.
И Русь моя - березовая роща,
Которую не вырубить вовек. (Геннадий Тумарев)
Воспитатель: Спасибо ребята. А сейчас поделитесь своими знаниями об этом дереве, поиграем в игру «Вопрос - ответ» :
- Какой ствол у берёзы? (прямой, тонкий, белый)
- Если у неё белый ствол, как можно назвать берёзу одним словом, какая она? (белоствольная)
- Сколько лет может прожить берёза? (150 лет)
- В какое время года начинается сокодвижение у берёзы? (Весной)
- Можно ли пить берёзовый сок? (Да, берёзовый сок полезен, в нём много витаминов, глюкозы)
- Что изготавливают из древесины берёзы? (мебель, лыжи, фанеру)
- А знаете ли вы, что такое береста? (Береста – это поверхностный, белый слой коры берёзы. Она защищает дерево от солнечных ожогов, т. к. белый цвет отражает солнечные лучи.)
- Раньше для чего использовали бересту? (Её использовали как бумагу, на ней писали, делали короба). Можно дать детям рассмотреть, потрогать кусочек бересты, попробовать написать на ней.
- Что ещё делали и делают из бересты? (Поделки, сувениры, корзины, шкатулки, посуду, лапти)
Хочу обратить ваше внимание на выставку изделий из бересты, берёзы. Посмотрите, какие изделия могут изготавливать русские умельцы. (Рассматривают выставку, организованную в группе)
Издавна на Руси любили белоствольную красавицу – берёзу. Её называли деревом счастья. Вокруг берёзы водили хороводы. Давайте и мы организуем хоровод, споём нашей берёзе песню. (Звучит песня «Во поле берёза стояла», дети водят хоровод).
А сейчас садитесь, возле нашей берёзки, я расскажу вам ещё что – то важное и интересное об этом дереве (дети вместе с воспитателем садятся на палас)
Рассказ воспитателя сопровождается картинками (фото2.)
Воспитатель: 1. Березой мы любуемся, поем ей песни, водим хороводы. А ведь она еще помогает с бедой справиться.
2. В истории нашей Родины немало трагических событий. Русь защищалась от многочисленных завоевателей, одерживала победу. Одержали мы Победу и в Великой Отечественной войне. И здесь белоствольная березка давала силу нашим бойцам.
3. В годы войны березка была символом непобедимой России. Она стояла в полях, напоминала матерей, жен, сестер. Воины погибали за Родину и русскую березу.
Я в бою столкнулся с нею –
С берёзой на Смоленщине…
Я к ней приполз – мне было на нее
Взглянуть хоть перед гибелью охота!
…Берёза, ты – дыхание и стать!
Я углядел в тебе черты России.
“Россия, ты пришла…” – успел сказать
И выдохнуть: “В атаку!” – обессилев.
Сколько раз осколки били в каску,
Но живым я вышел из огня:
Верил я не в присказку, не в сказку,
А в березку, ждущую меня.
4. Над могилой погибших воинов, в России существует издавна обычай, сажать березу, чтобы их жизнь продолжалась в зеленом цветущем дереве.
Стоят три березки у Вечного огня в любом уголке России.
Горит вечный огонь- символ неугасаемой жизни. А те три березки у Вечного огня! Почему их три? Почему не четыре березки глядят на Вечный огонь? Да потому, что каждый четвертый погиб, сгорел в адском пламени войны. Три березки - тоже символ (вообще, Троица - святой символ Руси). Три березки- глубокий след, жгучее напоминание о войне.
5. Но, где бы ни росла береза, она приносит людям радость. Может исполнить желание. Только к ней надо крепко-крепко прижаться и тихо-тихо прошептать заветные слова (попросить силы, здоровья, ума и т. п.). Конечно, желание не исполнится сразу - в сей же час как в сказке, но если очень постараться, то обязательно все так и будет.
Спасибо, дети за то, что внимательно слушали меня.
Ответьте мне, ребята, что же главное о берёзе мы узнали сегодня, чем является берёза для русского народа? (Берёза – символ России, она символ русской природы, берёза даёт силу, приносит радость людям, может исполнить желание)
Я думаю, вы убедились в том, что берёза – красивое и ценное дерево, поэтому мы должны беречь и заботиться о ней.
А вы хотите оформить берёзовую рощу на бумаге?
Предлагаю всем вместе выполнить аппликацию «Берёзы России», используя различные изотехники: «пушком», «обрывание бумаги». Приступаем к работе (Дети выполняют коллективную работу (фото 3), звучит песня «С чего начинается Родина»).
Литература:
1. Т. А. Шорыгина. Деревья. Какие они? М. : ГНОМ, 2003.
2. Н. С. Авдеев. Русские пословицы и поговорки. Детская литература, 1996
3. Т. Поликарпова. Две берёзы на холме. Детская литература, 2003.
4. Брем А., Жизнь растений. Новейшая ботаническая энциклопедия - М. : Эксмо,2005.
5. Губанова Г., Азбука жив. природ. Раст. и животные леса, М. ,Родничок, 1999.
6. https://pedportal.net/
7. https://www.maam.ru/