Нестеренко Нина
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в мир насекомых»
Вид регламентированной образовательной деятельности:комплексная (реализация задач средствами разных видов деятельности).
Возрастная группа : старший возраст.
Тема занятия (отражает конечный продукт детской деятельности) : «Путешествие в мир насекомых».
Приоритетная образовательная область:познавательное развитие.
Цель занятия :систематизировать представления детей о многообразии насекомых.
Образовательные задачи:
Публикация «Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста „Путешествие в мир насекомых“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Старшая группа
- Темочки
1. Уточнять и обобщать знания детей о насекомых;
2. Формировать умение различать насекомых по внешнему виду;
3. Активизировать употребление в речи названий частей тела насекомых (голова, брюшко, ноги, усики);
4. Познакомить с циклами развития насекомых;
5. Расширять и углублять представления о способах передвижения и пользе насекомых;
6. Развивать познавательные способности детей (развитие памяти, мышления, внимания с помощью специально организованных игр и упражнений);
7. Развивать любознательность и познавательный интерес к природе.
Словарная работа (обязательная для любого занятия) :бабочка, комар, божья коровка, стрекоза, оса, пчела, таракан, муравей, муха, кузнечик, светлячок, майский жук, саранча, червяк, паук, клещ, вша, сороконожка, клоп.
Оборудование:ноутбук с колонками (звук луга, лэпбук «Насекомые», кукла Соня
Предварительная работа: наблюдение за насекомыми на участке, рассматривание сюжетных картинок с насекомыми, чтение художественной литературы «Муха Цокотуха», «Тараканище», В. Бианки «Приключения Муравьишки», К. Ушинский «Капустная бабочка», Л. Толстой «О муравьях», Т. Н. Нуждина «Мир насекомых»; заучивание стихов о насекомых; отгадывание загадок; дидактические игры.
Ход деятельности:
I. Вступительная часть.
Дети под звуки луга садятся на ковёр.
Собрались ребята в круг
Слева – друг и справа – друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в волшебную страну. Но какую – вы узнаете чуть позже.
Воспитатель: Скажите, какое время года сейчас идет? (Весна)
Воспитатель: Правильно, весна. А какие вы знаете весенние месяцы? (Март, апрель, май) Какой месяц сейчас? (Апрель)
Воспитатель: Сегодня) день весны, а скоро наступит лето. Все вокруг нас радует. Солнышко светит ярко, распускаются почки. Давайте потянемся к солнышку, вдохнем глубоко. (Дети делают глубокий вдох и выдох).
Воспитатель: Давайте вспомним, каких живых существ мы вчера увидели на прогулке? (Ответы детей)
Воспитатель: Как можно назвать шмеля и божью коровку одним словом? (Насекомые).
Воспитатель: Проснулись насекомые, выползли из своих норок.
В это время слышится стук в дверь.
II. Основная часть.
Воспитатель: Ребята, к нам кто-то пришел.
Воспитатель открывает дверь и вносит куклу и лэпбуком.
Воспитатель: У нас гости. Как тебя зовут? Соня.
Воспитатель меняет голос и отвечает. Воспитатель: Давайте, поздороваемся с Соней.
Воспитатель голосом Сони: Ребята, у меня есть очень интересная книга. В ней вы узнаете очень много интересного. Воспитатель: Спасибо, Соня. Ребята,а как называется эта книга? (Ответы детей).
Воспитатель: Она называется –Лэпбук. О ком или о чём эта книжка?
Воспитатель показывает обложку лэпбука.
Воспитатель: Правильно, эта книга о насекомых. Именно в страну насекомых мы сегодня и отправляемся. Давайте, откроем эту чудо-книгу. Сколько здесь много кармашков.
Воспитатель: Каких насекомых вы знаете? (Ответы детей)
Воспитатель: А теперь я вам загадаю загадки).
Воспитатель достаёт из кармашка «Загадки» карточки и читает детям.
Зелёная красавица
Птицам очень нравится,
Человек её не любит,
Ведь она капусту губит. (Гусеница).
Высоко! Далеко!
Скачет очень он легко.
Удивились дети: «Ах!
Его уши на ногах». (Кузнечик).
Пьёт он кровь как молоко,
Поймать его не так легко
Ведь тихо он на вас сидит,
Объедает и не пищит. (Комар).
На лапах микробы на стол принесла.
Разносит заразу. Такие дела. (Муха).
Его укус бывает опасен.
Что делать? Ответ бывает понятен и ясен:
Коль укусил – беги к врачу.
Скорей беги, я не шучу! (Клещ).
Воспитатель:Молодцы, все загадки отгадали. Ребята, а что вы знаете о насекомых? (Ответы детей)
Воспитатель:Из каких частей состоит насекомое?
Воспитатель: Насекомое имеет голову, грудь, крылья, брюшко, 6 ног, усики и глаза. Также, у некоторых насекомых на голове есть хоботок. Для чего он нужен? (Ответы детей)
Воспитатель открывает страницу «Строение насекомых» добавляет и корректирует ответы детей.
Воспитатель:Молодцы! Предлагаю нам немного размыться.
Физкультминутка «Гусеница»
Этот странный дом без окон (медленно поворачиваются вокруг себя)
У людей зовётся «кокон».
Свив на ветке этот дом, (вращают руками)
Дремлет гусеница в нём. (ладошки под правой щекой)
Спит без просыпа всю зиму. (ладошки под левой щекой)
Но зима проходит мимо - (взмахи руками вверх)
Март, апрель, капель, весна… (хлопки руками на каждое слово)
Просыпайся, соня – сонюшка! (потягиваются)
Под весенним ярким солнышком (рисуют руками солнышко)
Гусенице не до сна. (грозят пальцем)
Стала бабочкой она! (бегут по кругу, машут руками, как крыльями)
Воспитатель:Как же интересно устроены насекомые.
Воспитатель:Смотрите!В нашем лэбуке есть кармашек «Виды насекомых». Тут вы можете найти ответы на многие вопросы и даже интересные факты о них.
Воспитатель:Ну, например, вы знаете кого чаще всего кусают комары?А где зимуют божьи коровки? Что едят тараканы? (Ответы детей).Воспитатель достает карточки с ответами и зачитывает информацию о некоторых насекомых.
Воспитатель:Видите какие интересные, необычныеи непохожие друг на друга насекомые.
Воспитатель:Откроем следующий конверт «Стадии развития насекомых». А вы знали, что у некоторых насекомых нет стадии куколок, и взрослые насекомые появляются из личинок. Например, клоп, таракан.
Воспитатель показывает карточки из кармашка «Стадии развития».
Воспитатель:Предлагаю вам взглянуть на изображение и рассказать, какие этапы развития проходит комар. (Яйцо – личинка – куколка – взрослая особь)
Воспитатель:Молодцы. Давайте передохнём.
Воспитатель предлагает встать детям в кружок.
Физкультминутка «Бабочка»
Утром бабочка проснулась (плавные взмахи руками)
Потянулась, улыбнулась (выполнять движения в соответствии с текстом)
Раз – росой она умылась.
Два – изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела.
На четыре – улетела.
Воспитатель:Стрекозы откладывают яйца в воду, комары откладывают личинки в воду, жук откладывает личинки в землю, ребята, а где же живут насекомые? (В траве, на деревьях, в цветах, в воде, в земле).
Воспитатель: А как они передвигаются? (Летают, ползают, прыгают)
Воспитатель: Теперь, давайте поиграем. Кто первый найдет путь насекомому к домику, тот и победил.
Воспитатель достаёт из кармашка «Лабиринты» несколько карточек и приглашает 3-5 детей.
Воспитатель:Молодцы,ребята! А как вы думаете, какую пользу приносят нам насекомые?
Далее воспитатель открывает книжку-гармошку и обсуждает каждую страницу.
Уничтожение вредителей: какие насекомые уничтожают вредителей, где обитают эти насекомые, как передвигаются насекомые.
Опыление: какие насекомые опыляют растения, как передвигаются, для чего насекомые опыляют растения.
Питание: какие птицы питаются насекомыми, каких насекомых не едят птицы.
Медицина: каких насекомых используют в медицине, все ли насекомые полезны в медицине.
Шё лк: кто такой Тутовый шелкопряд, как получают шёлк.
Воспитатель:Молодцы! Давайте немного поиграем.
Воспитатель достает карточки из кармашка «Передвижение» и предлагает детям поделиться на 3 команды. Первая команда будет помещать в баночку насекомых, которые прыгают; вторая команда будет помещать в баночку насекомых, которые летают; третья команда будет помещать в баночку насекомых, которые ползают.
III.Заключительная часть
Воспитатель:Давайте вернемся на коврик и немножко расслабимся, выполним пальчиковые гимнастики.
Воспитатель достаёт две карточки пальчиковых гимнастик из кармашка.
Воспитатель:Пальчики размяли. И сейчас мы отблагодарим куклу Соню за такую интересную книжку – выполним творческое задание и подарим ей свои рисунки.
Воспитатель: Мы будем превращать кружочки в паучков, разукрашивать крылья бабочкам, рисовать муравьёв в подземном муравейнике, украшать жучков пятнами и полосками, превращать геометрические фигуры в насекомых.
Воспитатель достаёт задания из кармашка «Дорисуй» и предлагает на выбор детей индивидуальную карточку.
Воспитатель:Молодцы! Вы сегодня постарались!
Воспитатель:Вам понравилась книжка, которую принесла нам Соня?
Воспитатель:Про кого мы сегодня говорили?
Воспитатель:Чем полезны насекомые?
Воспитатель:Какого они цвета, размера?
Воспитатель:Как передвигаются?
Воспитатель:Из каких частей они состоят?