Ирина Папиш
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Буря в стакане, или Природные явления в моей комнате»
▼ Скачать + Заказать документы
«Позновательно-исследовательской деятельности» в старшей группе
на тему «Буря в стакане или природные явления в моей комна
те»[/b]
Папиш Ирина Геннадьевна
Цель: Закрепить знания детей о природных явлениях (ветер, дождь, шторм, радуга, вулкан, их особенностях,значении или опасности для человека и окружающего мира; учить детей самостоятельно делать выводы и обобщения, устанавливать связи между предметами и явлениями в процессе экспериментальной работы; пополнить словарный запас детей такими словами, как «обжигающий», «свирепый», «пронизывающий», «шторм», «семицветная», «вулкан», «кратер», «лава».Развивать речь, мышление, любознательность, наблюдательность. Формировать эмоционально-ценностные отношения к окружающему миру. Воспитывать умение работать сообща.
Публикация «Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности „Буря в стакане, или Природные явления в моей комнате“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Погода и природные явления
- Уголок природы и календарь наблюдений
- Темочки
Материал:
• Слайды с изображением: моря спокойного и во время шторма; радуги; вулкана.
• Емкость (таз, противень) с водой.
• Моток узкой изоленты, ножницы, воронка, кувшин с водой, две одинаковые пластиковые бутылки.
• Стакан с водой, зеркало и луч солнца.
• Раствор уксусной кислоты 9%-ный, тарелка, баночка из мыльных пузырей, пластилин, красная гуашь, вода (холодная, сода, средство для мытья посуды, чайная ложка, заготовленный конус из картона.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами находимся в волшебной лаборатории, где сможем, как настоящие волшебники создать природные явления в одной комнате.
А что это такое, природные явления?
Дети: Природные явления - идет снег, дождь, гром и молнии
Воспитатель: Совершенно верно. Мы с вами много говорили, наблюдали за природными явлениями, некоторые природные явления рассматривали в энциклопедиях.
Ребята отгадайте загадку:
Он бескрылый, а летает,
Безголосый, а свистит,
Хоть безрукий, но бывает,
Груши с веток обрывает –
Так порою, он сердит.
Только что он был везде,
Миг и нет его нигде!
Что это?
Дети: Ветер!
Воспитатель: Правильно. Почему ветер называют невидимкой?
Дети: Ветер нельзя увидеть, его можно только почувствовать.
Воспитатель: Какой бывает ветер?
Дети: Ветер бывает сильный, слабый, холодный, злой, колючий, нежный, освежающий, южный, северный, тёплый.
Воспитатель: Что такое ветер?
Дети: Движение воздуха.
Воспитатель: Можно ли создать искусственный ветер?
Дети: Да. Помахать руками, подуть друг на друга, помахать веером, включить вентилятор.
Воспитатель: А теперь отправимся к нашему маленькому морю (к столу где таз с водой).
Какое сейчас море?
Дети: Спокойное.
Воспитатель: Почему вы так решили?
Дети: Волн нет, вода не движется.
Воспитатель: Можно ли сделать так, чтобы на море появились маленькие волны?
Дети: Надо подуть на воду.
Давайте подуем на воду.
Образовать волны.
Воспитатель: Ветер заставляет воду двигаться, гонит волны.
Давайте спустим на воду игрушечный кораблик с парусами. Кораблик не тонет и не двигается, стоит на месте.
Воспитатель: Почему же наш кораблик не плывет?
Дети: Нет ветра.
Воспитатель: Что должно произойти, чтобы кораблик поплыл?
Дети: Надо чтобы подул ветер.
Воспитатель: давайте подуем на кораблик.
Во время сильного ветра надвигаются дождевые тучи и на море поднимается сильный шторм, который может перевернуть корабль, разбиться его о скалы. И поэтому когда надвигается шторм, корабли остаются в порту, чтобы переждать бурю.
(показ слайдов – шторм)
- Шторм можно увидеть только в большом море или океане. Однако маленький водоворот получится даже в нашей лаборатории.
Опыт «Шторм в бутылке»
1. Снимаем с обеих пластиковых бутылок крышки. Наливаем в одну из бутылок воду (больше половины).
2. Совмещаем горлышки бутылок. Закрепляем конструкцию изолентой.
3. Переворачиваем бутылку с водой вверх дном и крутим несколько раз. Быстро ставим на стол (пустая бутылка – снизу). Наблюдаем причудливый водоворот.
Вывод: прокрутив бутылку, мы заставили частички воды толкать друг друга. А в природе за нас это делает ветер и земное притяжение.
Воспитатель: После шторма и дождя тучи рассеиваются, и на небе появляется… Дети: радуга
(показ слайдов - радуга)
Над речкой – рекой
Рыбка выгнулась дугой.
Оперлась о хвост,
Изогнулась словно мост.
В каплях теплого дождя
Заискрилась чешуя – семицветная.
И над зеленью ракит
В небе радуга горит семицветная.
Радуга – очень красивое природное явление, вы ее наверняка видели, но если кто не видел, мы можем воссоздать ее в нашей лаборатории.
Опыт «Радуга»
Берем стакан с водой, погружаем в него зеркало и ловим луч света. Так появляется радуга.
Вывод: после дождя в воздухе висят мельчайшие частички воды. Солнечные лучи преломляются в каждой крошечной капельке. Белый свет преломляется на семь цветов его составляющих: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. Один цвет плавно переходит в другой, образуя сказочной красоты небесные ворота.
Воспитатель: Помимо природных явлений, которые вы сегодня видели…. Каких? (Ветер, водоворот или шторм, радугу). Мы решили вас познакомить с одним из самых грозных и завораживающих явлений природы, связанное с горами. Это огнедышащий вулкан.
(показ слайдов о вулкане)
Послушайте о нем стихотворение.
Не гора, а великан –
Огнедышащий вулкан!
Лаву извергает он,
Что сжигает горный склон,
Изрыгает камни, газы, -
Небеса темнеют сразу.
Пепел, ядовитый дым
Поднимается над ним.
Слышится подземный гул,
Словно великан уснул,
И храпит и видит сон,
Как велик и страшен он!
Воспитатель: К счастью, мало на земле найдется людей, которые видели действующий вулкан. Но те кто хоть раз в жизни наблюдал извержение вулкана, несомненно, не забудет это необыкновенное зрелище! И сегодня мы с вами увидим извержение вулкана в нашей волшебной лаборатории.
Опыт «Извержение вулкана»
Заранее приготавливаем из картона конус, похожий на гору.
1. Наполняем баночку водой наполовину, добавляем 1 чайную ложку соды и каплю средства для мытья посуды.
2. Добавляем туда же гуашь, чтобы вода стала ярко красной. Все компоненты хорошо перемешиваем.
3. На горлышке баночки делаем кольцо из пластилина – оно будет служить креплением.
4. Баночку со смесью для лавы устанавливаем внутрь конуса.
5. Вулка помещаем на тарелку. Аккуратно наливаем в жерло вулкана уксус – начинается извержение!
(Показ сопровождается рассказом воспитателя)
Вулкан представляет собой гору, в верхней части которой есть углубление, называется вулканическим кратером. В самой горе находится канал, его называют жерлом. Он ведет в самую подземную пещеру – очаг магмы. Магму называют – лавой вулкана, которая при извержении вулкана стекает вниз по горе и сжигает все на своем пути.
При извержении на поверхность выбрасываются газы (ядовитый воздух, иногда вылетают огромные каменные глыбы и много пепла, который разносится ветром и застилает синеву неба.
Воспитатель: Как вы думаете, можно вокруг вулкана построить города или поселки?
Дети: Нет, потому что очень опасно.
Воспитатель: Совершенно верно, извержение вулкана приносит людям большие беды и разрушения. Даже если, вулкан потухший, все-ровно он несет в себе опасность.
В нашей стране много действующих вулканов на Камчатке и Курильских островах.
Воспитатель: Вот и подошли к завершению наши лабораторные исследования.
- Сегодня о чем мы с вами говорили? (о явлениях природы: ветре, дожде, шторме, радуге и вулкане).
- И не только говорили, узнавав много нового и интересного, но с помощью опытов смогли увидеть эти природные явления в нашей лаборатории.
Воспитатель: Всем спасибо, можете теперь отдохнуть.