Людмила Антощук
Конспект НОД по речевому развитию с детьми старшей группы «Зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательные области: «Речевое развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Программное содержание:
• закреплять и расширять словарный запас детей по теме «Зима» словами- признаками (какой? какая)
• формировать умение детей составлять рассказ по мнемосхеме;
• упражнять в согласовании существительных и прилагательных в роде и числе,
• образовывать слова по теме «зима»;
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию с детьми старшей группы „Зима“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2016
• закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением,
• развивать координацию движений с речью,
• развивать мелкую моторику рук,
• закрепить изолированное произнесение звуков С, З, Ш,М
• развивать мышление, внимание и память, активизировать словарный запас детей.
Оборудование: интерактивная доска, слайды о зиме, снежинки на всех детей, игрушка ёжик.
Предварительная работа:
Пальчиковая гимнастика «Пришла зима» с элементами кинезиологии, кинезеологическое упражнение на расслабление «снеговик», пальчиковая гимнастика «Мы с тобой снежок слепили», мнемосхема по теме «зима».
Речевой материал :
Снег (какой) – белый, мягкий, пушистый, лёгкий, липкий, искристый.
Зима (какая) – морозная, холодная, вьюжная, метельная и т. д.
Снежинки (какие) – … (белые, лёгкие, мохнатые, пушистые, красивые, прозрачные, холодные и др.)
Снегопад, вьюга, сугроб.
Ход
(Дети сидят на ковре)
1. Организационный момент.
Сейчас я прочитаю стихотворение- загадку. Попробуйте отгадать о каком времени года идёт речь?
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила.
И на санках прокатила.
- Какое время года? (зима)
Ребята, посмотрите, кто это прячется? Вы видите? Как он здесь оказался, что он сейчас должен делать? Спросите его, почему он здесь, не спит?
Ежик: «Мама мне сказала, зимой я должен спать.
Но что зимой бывает, мне хочется узнать
Вы мне поможете?»
Ребята, поможем ежику узнать, какая бывает зима?
2. Просмотр изображение картинки о зиме (слай 1)
-Какое время года на экране? (зима)
-Как вы догадались? Дети называют, что увидели
-Зима какая? (морозная, холодная, белоснежная,красивая, пушистая, снежная, веселая, вьюжная, метельная)
- Мороз, что делает (щиплет, трещит,кусает,рисует)
(Слайд2)
-Снег какой? (белый, пушистый, воздушный,мягкий, чистый)
- Снег, что делает? (лежит, падает, идет, кружится,летит,скрипит….)
- Мороз, что делает (щиплет, трещит,кусает,рисует)
Кажется наш ёжик замерзает, давай те все вместе погреемся.
3. Комплекс упражнений с элементами кинезиологии (пришла зима)
Пришла зима, трем ладошки друг о друга
Принесла мороз. пальцами массажируем плечи, предплечья
Пришла зима, трем ладошки друг о друга
Замерзает нос. ладошкой массажируем кончик носа
Снег, плавные движения ладонями
Сугробы, кулаки стучат по коленям попеременно
Гололед. ладони шоркают по коленям разнонаправлено
Все на улицу — вперед! одна рука на колени ладонью, вторая рука согнута в локте, кулак (меняем)
Теплые штаны наденем, ладонями проводим по ногам
Шапку, шубу, валенки. ладонями проводим по голове, по рукам, топаем ногами
Руки в варежках согреем круговые движения ладонями одной руки вокруг другой ладони
И завяжем шарфики. ладони прикладываем друг на друга к основанию шеи
4. Упражнение на речевое развитие (с мячом)
- «Незаконченные строчки»
Пришла снежная…
Все засыпал белый…
5. Дыхательная и речевая зарядка Снег из чего состоит? Из снежинок Снежинки (какие) – … (белые, лёгкие, мохнатые, пушистые, красивые, прозрачные, холодные и др.)
На полянку, на лужок
Тихо падает снежок.
Улеглись снежинки,
Белые пушинки.
Если снег падает тихо, не спеша, как называется это явление? (Снегопад) А если снега много, то получится (сугроб).
Но подул вдруг ветерок,
Закружился наш снежок.
Кружатся снежинки,
Белые пушинки.
Ветер дует, снег летит, кружится. (Дети дуют) Как называется это явление? (метель, вьюга) Давайте послушаем, как воет вьюга. Включаю звукозапись с завыванием вьюги. (слайд 3) Дети встают в кружок
Проговариваем вместе с детьми :
Старая, седая, с ледяной клюкой,
Воет вьюга: «3-з-з-з-э-з».
(С усилением звука, руки медленно вытягивать вперёд)
Застонал лес от вьюги: «М-м-м-м-м-м».
(Тихо, высоким голосом.)
Тяжело стонут Дубы! М м-м-м-м м».
(Громко, низким голосом.)
Стонут березы М-м-м-м-м-м».
(Тихо, высоким голосом.)
Шумят ели: «ш шш ш-ш-ш-ш».
Стихает вьюги: «С-с-с-с-с-с.
(руки плавно опускать вниз)
6. Пальчиковая гимнастика «Поиграем в снежки»
Раз, два, три, четыре, (загибают пальчики,
начиная
с большого)
Мы с тобой снежок лепили. («лепят», меняя положение
ладоней)
Круглый, крепкий, (показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят
одной ладонью другую) очень гладкий
И совсем - совсем не сладкий. (грозят пальчиком)
Раз – подбросим. (смотрят вверх, подбрасывают
воображаемый снежок)
Два – поймаем. (приседают,
ловят воображаемых снежок)
Три – уроним. (встают,
роняют воображаемый снежок)
И…сломаем. (топают)
7. Спряжение существительных в родительном падеже.
Ребята, а что можно делать зимой кататься на санках, лыжах. коньках…
8. Рассказ о зиме
Ежонок, чтобы ты не забывал что можно делать зимой, дети расскажут тебе. А поможет,ребятам мнемосхема, чтобы они ничего не забыли. (На интерактивной доске выложена мнемосхема) Дети составляют рассказ о зимних развлечениях.
Дети зимой катаются, на санках, на лыжах, лепят снеговиков,играют в снежки.
Послушайте загадку: С метлой в руке,
С ведром на голове
Стою зимой я на дворе. (Снеговик)
9. Сравнение двух снеговиков. Что можно лепить из снега? (Снеговика.) Посмотрите, (слайд 4) на полянке слепили двух снеговиков. (На интерактивной доске картинка двух снеговиков.)
Ежонок не может понять
Перед ним снеговики: снежные и разные.
Кто ему поможет.
Давайте посмотрим внимательно, они одинаковые? Чем они отличаются. Кто найдет отличие, тот снежинку прицепит на доску. Сколько снежинок, столько отличий. (дети находят отличие, называют его: У этого снеговика две пуговицы, а у этого одна. И т. д. В конце считают количество снежинок)
комочков, снежков
Давайте мы представим, что мы снеговики.
Кинезиологическое упражнение «Снеговик» на расслабление.
Итог. Ежонок: Да, теперь, я знаю, какая зима и что делают дети зимой. Спасибо вам.
Спасибо вам, ребята. Алиса, хороший рассказ составила, а Артем, полными предложениями отвечал и т. д.
И тебе спасибо, Ежонок, тебе пора в лес, засыпай и спи до весны. Приходи к нам ещё.