Светлана Тултаева
Конспект занятия по познавательно-речевому развитию для старшей группы «У солнышка в гостях»
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 269» городского округа Самара
План НОД по познавательно-речевому развитию
«У солнышка в гостях»
для детей старшей группы
Подготовила: воспитатель Тултаева С. П.
Самара, 2016
План НОД по познавательно-речевому развитию
«У солнышка в гостях»
Группа : старшая
Тема: «У солнышка в гостях»
Публикация «Конспект занятия по познавательно-речевому развитию для старшей группы „У солнышка в гостях“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Солнце, солнышко
- Солнце. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Цель: формировать фонетических слух и фонематическое восприятие.
Задачи игрового занятия :
• Учить различать звуки «З-С» по их качественной характеристике;
• Учить находить звуки «З-С» в слове;
• Формировать представление о смысло-различительной функции звука;
• Освоение послогового способа чтения с опорой на гласные;
• Закреплять умение дифференцировать гласные и согласные звуки;
• Совершенствовать умение анализировать слово, находить ударный звук;
• Совершенствовать умение анализировать предложение и составлять схему предложения;
• Совершенствовать речь детей, учить строить собственные высказывания;
• Закреплять знания детей о весенних приметах и явлениях;
• Формировать интерес к чтению, самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач.
Виды деятельности: коммуникативная, игровая, познавательно-исследовательская.
Предварительная работа: заучивание стихов, чтение сказок о весне (словацкой сказки «В гостях у солнышка», деление звуков на гласные и согласные, твердые и мягкие, обозначение звуков с помощью цветных фишек, работа по составлению схемы предложения.
Работа с родителями: беседа с детьми о погодных изменениях весной около дома, о приметах весны, чтение стихов и сказок разных народов о весне.
Оборудование: конверт с головоломками «Собери картинку о весне» - 2 шт. ; Картинки: солнышко, туча, цыплята, пенёчки – 2 шт., ежик,зайчик, домик; домики с красной и синей крышей – 2 шт. ; Карточки с буквами, фишки (красные, синие, зеленые); картинки на звуки [с], [сь], [з], [зь] в начале, в конце и в середине слова; атрибуты к играм «Собери цветы», «Сложи яблочки»; карточки со словами в форме тучки.
Ход занятия.
-Посмотрите, ребята, нам почтальон принес послание. Давайте посмотрим, что здесь лежит.
- Попробуем собрать головоломки. (2 картинки, 2 группам)
Собирают на столе, садятся на ковер.
- Какое время года на ней изображено? Какие приметы весны вы знаете?
Чтение стихотворений о весне детьми:
1. Сияет солнце спозаранку,
Снег темный сделался, намок
И, распевая звонко песню,
Бежит веселый речек.
2. Ледоход, лед идет,
Вышел на берег народ,
Смотрит, как река играет,
Лед в кусочки разбивает.
3. Когда сосульки плачут,
Мы слышим каждый день
Веселую и звонкую
Весеннюю капель
- О каких природных явлениях говорится в стихотворениях?
Игра «Солнышко»
-Ребята, а какое солнышко у нас весной? Что солнышко весной делает? А я вас приглашаю в сказку.
-Однажды большая черная туча занавесила небо. Солнышко три дня не показывалось. Заскучали цыплята после солнечного света и решили отыскать.
- Шли цыплята и увидели домики, буквы в этих домиках перепутались. Поможем их расставить по своим местам.
- Возьмите по одной букве.
- Какие буквы живут в домике с красной крышей?
-Положите в домик ваши гласные буквы. Споем их.
- У какой гласной буквы есть секрет?
- Какие буквы живут во втором домике?
- Поселим в домик согласные буквы. Почитаем их твердо. Подберем к ним мягкую парочку.
- Есть ли у Ш мягкая парочка?
- Буква Ш обозначает только твердых звук.
-Помогли мы буквам, а цыплята пошагали дальше.
Дети садятся на свои места.
-Шли они, шли и решили на пенечке присесть, отдохнуть. И вдруг услышали странный звук: «З-З-З, зь-зь-зь»
-Какая буква спряталась за пенечком?
-Какие звуки она обозначает? (буква З обозначает твердый звук З и мягкий звук Зь). Какими фишками обозначаем?
-Звуки З-Зь – гласные или согласные?
- Звуки З-зь – глухие или звонкие?
- Как проверить? (Если горлышко дрожит, значит, звонкий звук бежит).
- Посмотрите, какая буква спряталась за вторым пенечком?
- Какие звуки обозначает буква С? Какими фишками обозначаем?
-Звуки С-Сь – гласные или согласные?
- Звуки С-Сь – глухие или звонкие?
-Посмотрите на картинке.
-В каком слове спрятался звук З? Где в слове спрятался звук З: в начале, в середине или в конце? (Перемещаем под фишку). В каком слове слышим звук Зь?
-Найдите слово со звуком С и Сь?
-Цыплята пошли дальше искать солнышко, и вдруг увидели ежика, загрустил он без солнышка.
Поможем ежику полянку оживить, цветы сложить и слоги прочитать.
Серединке З-Зь, С-Сь уже на ковре. Лепесточки на столе. Подумайте, какие гласные буквы смягчают согласные, и правильно выполните задание.
- Чудесная полянка у нас получилась. Прочитаем слоги от середины к центру. Молодцы, садимся на полянку и будем выполнять следующие задания.
Игра «Сложи яблочки»
-Подставь первую букв З или С в слово, прочитай его: зуб, сова, зима, сила, сосна.
- Отправились наши цыплята дальше солнышко искать. Угадайте, кого они еще встретили?
Загадка: Хвост короче уха, быстрые повадки, мчусь я, что есть духу, мчусь я без оглядки. Кто я, угадай-ка? Ну, конечно, зайка. (Выставляю картинку зайца)
- Выполним задание. (Проанализируем слово «зайка» - работа за столами.)
- Сколько слогов в слове зайка? Прохлопаем в ладоши.
-Назовем один слог, второй слог. Какой слог ударный?
Проанализируем слово. Возьмите карточки – схемы и фишки.
-З-З-зайка. Первый звук З – согласный, твердый, обозначаем синей фишкой.
-З-а-а-йка. Второй звук А – гласный, обозначим красной фишкой.
- Какой звук ударный (ударный звук А)
- Сколько в слове всего звуков? Сколько согласных звуков? Сколько гласных звуков?
-Выложим под схемой слово зайка и прочитаем хором по слогам.
-Подсказал зайчик дорожку цыплятам. И подошли они к высокой горе. Чтобы на горку забраться, нужно слово в тучке прочитать и предложение составить.
-Прочитайте слово в тучке, все вместе по слогам.
Солнышко в домике крепко спит.
-Составьте предложение, прочитайте его. (Один ребенок и все вместе по слогам)
- Выложим схему предложения (Один ребенок у доски, а остальные за столами)
Подошли зверята прямо к воротам домика солнца.
Стали они солнышко будить, водичкой умывать, соринки смывать, щеточкой начищать. Вышло солнышко на небо лучистое да золотое, весь мир теплом согрело.
Итог занятия
-Какие звуки встречались за занятии? Чем они похожи, чем различаются?
Что вам понравилось?
Список использованных источников
1. Бородич А. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М. :Просвещение,2004.
2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду:Пособие для воспитателей детского сада. -М. :Просвещение,2005.
3. Нищева Н. В. Серия картинок для обучения дошкольников рассказыванию. -С. -Пб. :Детство-Пресс,2014.
4. Ушакова О. С. -М. :Совершенство,2001.