Светлана Попова
Конспект занятия «Мы путешественники» с элементами экспериментирования (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Мы путешественники»
Воспитатель: Попова С. Г.
Цель: Формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие и интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.
* Задачи:
* Образовательная:
Публикация «Конспект занятия „Мы путешественники“ с элементами экспериментирования (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2020
* Формировать элементарное представление об Африке: продолжать знакомить с животным и растительным миром африканского континента. Учить проводить элементарные опыты, учить делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи. Продолжать учить решать логические задачи.
* Развивающая:
Развивать интерес к представителям живой природы; расширять активный понятийный словарь воспитанников, развивать внимание при решении игровых и творческих заданий, развивать коммуникативные качества дошкольников в ходе общения и выполнения общего творческого задания, учить высказывать предположения, не боясь ошибиться.
* Воспитательная:
Воспитывать интерес к окружающему миру и умение разговаривать о его объектах со взрослыми и сверстниками, воспитывать чувство товарищества.
* Дидактический и игровой материал:
Платочки на шею, макет континента Африка: декорация- мягкие игрушки, плакаты, карта Африки, глобус, карточки животных, бумага для поделки оригами «сделай корабль», манная крупа в ёмкостях, карандаши. Игра «кто это?» в конвертах, фонограммы звуков саванны, животных, песни Чунга Чанга, колонка, интердоска.
* Методы работы:
Беседа, экспериментирование с природным материалом. Поисково-исследовательский метод. Релаксация. Психогимнастика, рассматривание иллюстраций, художественное слово, загадка.
Словарная работа:
Глобус, карта, модель, суша;, Африка, пустыня, саванна.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, нам прислали из бюро путешествий путевку по нашему выбору какую страну мы бы хотели посетить? А вы любите путешествовать? Путешественники открывают много нового и интересного для себя и других. Кто такие путешественники?
Ответы детей
Воспитатель: А вы знаете, что такое открытие?
Ответы детей
Воспитатель: Я уже путешествовала по Африке и хотела бы поделиться с вами своими впечатлениями, чтоб вы вместе со мной отправились туда, я предлагая месте со мной открыть Африку. Вы согласны? Для путешествий нам понадобится дружба, взаимовыручка, любознательность.
Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки, улыбнёмся друг другу и пожелаем отличного веселого путешествия! А я стану вашим гидом. Вы согласны?
Воспитатель: предлагаю посмотреть на маленькую модель земли – глобус. Что это?
Ответы детей: это глобус, модель Земли.
Воспитатель: кто-нибудь из вас знает. Где находится Африка?
Ответы: дети показывают.
Воспитатель: Да далековато… скажите, а на чём можно отправиться в путешествие?
Ответы детей: на самолете, корабле…
Воспитатель: Давайте на корабле поплывём, это хоть и подольше путь, но интересней! Для этого нам нужно сделать кораблики. Садитесь за столы строим корабли (оригами сделали кораблики)
Воспитатель: молодцы, у вас у всех получилось! И так вперёд к новым открытиям! Справа по борту океан, слева по борту Земля! Это Африка! Зайти в гавань! Опустить якоря! Подать трап!
Мы доплыли до Занзибара.
Погуляем по Сахаре
Поглядим на Килиманджаро.
Да, интересная страна…
Воспитатель: (на интердоске изображение пустыни Сахары) (воспитатель жестами показывает, как ему жарко. Что такое пустыня, как в думаете?
Дети: здесь пусто.
Воспитатель: Ребята. Под ногами горячий, сыпучий песок. Лицо обжигает пустынный ветер, который носит редкий сухой куст перекатиполя. Других растений нет. Воды тоже нет. Жара. Жажда… да неприветливое место.
Подойдите ко мне и почувствуйте, какой горячий воздух (проводится опыт с феном)
Воспитатель: Кто же может жить в таких жарких условиях? Кто нам поможет побыстрее выбраться из пустыни?
Я хочу спросить, ребята, как царя пустынь зовут?
У него спина горбата потому что он…
Дети, ответ: верблюд
Воспитатель: верно. Верблюда называют кораблём пустыни. Как вы думаете почему?
Дети: ходит плавно, перевозит грузы, людей.
Воспитатель: А вот и он – горделиво вышагивает по песчаным барханам… (на интердоске изображение верблюда). Внимательно приглядитесь – какой он? Это мелкое животное? Какие части тела у него длинные, какие короткие? Чем покрыто тело верблюда? Что необычного есть у него?
Ответ: горбы, бывает один, и бывают два.
Воспитатель: верблюд отлично приспособился к жизни в жаркой пустыни. Он может кормиться колючками и много дней идти под полящим солнцем без запасов пищи и воды. Зато потом он может выпить сразу больше10 вёдер воды
Ребята, в пустыне не только горячий воздух, но и песок. Поэтому на ногах у верблюда есть мозоли. Как вы думаете, почему верблюды могут так легко передвигаться по раскалённому сыпучему песку и не проваливаться?
Ответ: предположения детей.
Воспитатель: почему он не проваливается мы узнаем из опыта.
Опыт: (дети садятся за столы. Где для каждого заготовлена ёмкость с манкой и заточенные карандаши, перед вами манная крупа, такая же мелкая, как песок в пустыне. Предлагаю детям продавить крупу острым концом карандаша, а затем тупым. Продавите легко крупу своими карандашами. Теперь другой стороной. Какая сторона карандаша глубже вошла в крупу и почему?
Ответы: острые концы карандаша проваливаются в песок, а широкие нет.
Воспитатель: значит какие мозоли должны быть у верблюда?
Дети: широкие
Воспитатель : всё верно, ребята, всё дело в широких раздвоенных копытах верблюда. Они помогают ему легко передвигаться по сыпучему песку и не проваливаться, на таких копытах наш караван легко и быстро преодолевает всю африканскую пустыню Сахару.
Воспитатель: и вот на горизонте появляется зелень тропических лесов. Идите скорее сюда, слышите звуки музыки, она зовёт вас потанцевать (звучит музыка «Чунга- чанга». Показываю движения, физминутка)
Воспитатель: дети подойдите к карте Африки, какой цвет на карте преобладает?
Ответ: желтый, есть и зелёный
Воспитатель: Да, огромная пустыня в Африке, она отмечена желтым цветом, а зеленым отмечена саванна, повторите это слово, (дети закрепляют, словарная работа)
(На экране иллюстрации Саванны)
Воспитатель :Ребята, оглянитесь вокруг : мы с вами в тропическом лесу, присядьте на мягкую зелёную травку. Удобно? Тогда закройте глаза. Слышите? Это звуки африканского тропического леса. (дети слушают звуки животных). Чем покрыта земля в саванне?
Ответ: травой, есть деревья.
Воспитатель: Как вы думаете, кто живёт в саванне?
Ответ: львы, зебры, жирафы.
Воспитатель (на интердоске появляется лев) Лев это –царь зверей. Какой цвет шерсти у льва?
Ответ: желтый, как и трава.
Воспитатель: почему льву важно быть незаметным? Лев хищник или нет? На кого охотятся львы?
Ответ: да, хищник, на антилопу, на зебру. (На экране появляется жираф)
Воспитатель: жираф самое высокое животное. У него длинные ноги и шея. Зачем жирафу такая длинная шея?
Ответ: чтобы достать листья высоко на деревьях.
Воспитатель: молодцы. А какое самое большое животное в Африке? Отгадайте загадку. Носом – шлангом великан моется, как в душе. Это житель жарких стран всех крупней на суше. (на экране появляется слон)
Дети: слон.
Воспитатель: ребята, для чего слону хобот?
Дети: чтобы пить, есть, переносить деревья.
Воспитатель: а такие большие уши для чего?
Подойдите к столам, возьмите листы бумаги (по 2 альбомных листа) Опыт с воздухом)
Воспитатель: давайте представим, что мы с вами слоны, а это наши уши. Помашите ушами, что вы почувствовали?
Дети: прохладный ветерок.
Воспитатель: Для чего?
Дети: чтоб ему было не жарко.
Воспитатель: А каких животных Африки мы еще не назвали?
Дети: обезьяны, носорог, антилопа, зебра и т. д
Воспитатель: раз вы так хорошо знаете животных, давайте поиграем в игру «угадай кто?» (детям показывается часть животного, они должны отгадать, кто это)
Воспитатель: Молодцы, ребята. посмотрите на карту, в Африке кроме пустыни и саванны что еще есть?
Дети: горы и реки.
Воспитатель: молодцы, смотрите у нас на столах стоят животные, давайте на макете этого континента расставим так животных, в ту часть Африки, где эти животные обитают.
Воспитатель: вы настоящие путешественники, понравилось вам путешествие? Чем понравилось? Что нового для себя узнали, о чём расскажите своим друзьям? Даже в тропическом лесу не заблудились и больше узнали о животом мире этого континента.
Наше путешествие подходит к концу, нам пора возвращаться в детский сад, проходите на корабль по трапу, усаживайтесь поудобней. Закройте глаза. (звучит спокойная музыка).
Воспитатель: ребята, мне очень понравилось с вами путешествовать, мы с вами обязательно поблагодарим бюро путешествий за такое увлекательное путешествие и в благодарность для вас у меня есть африканский сюрприз. Догадайтесь, что это? Это любимое блюдо обезьян. (Раздаю бананы)