Римма Хафизова
Конспект музыкального занятия «У музыки — в гостях»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формировать основы музыкальной культуры дошкольников.
Развивать музыкальные и творческие способности у детей.
Задачи: Познакомить детей с понятием вокальная, инструментальная музыка. Закрепить знания детей о музыкальных звуках, нотах.
Развивать навыки элементарного музицирования в оркестре, чувства ритма, воспитывать интерес к игре на дет. муз. инструментах.
Публикация «Конспект музыкального занятия „У музыки — в гостях“» размещена в разделах
Работать над интонационной выразительностью во время исполнения песен, следить за исполнением песни легким, естественным звуком.
Учить детей точно выполнять движения в соответствии с текстом. Побуждать детей к активной деятельности.
Ход занятия
Дети входят в муз. зал спокойным шагом и встают по кругу.
Звучит музыкальное приветствие.
Муз. рук: Я вижу, у вас очень хорошее, позитивное настроение. Давайте мы его оставим до конца нашего музыкального занятия. Как известно хорошее настроение создаёт и музыка. Музыку любят все на свете : и взрослые и дети. Ребята, а как вы думаете – что такое музыка? Из чего она состоит? Музыка - это искусство звука. Музыкальными звуками наполнен весь окружающий мир. Они бывают разные: звонкие, глухие, звенящие, шуршащие. Одни мелодичные, другие похожие на шум. Мир без звуков был бы грустный, серый, скучный. Прежде всего разделим все окружающие нас звуки на 2 важные группы: звуки шумовые (от слова «шум») и звуки музыкальные (от слова «музыка», которые можно сыграть или спеть).
Музыку, предназначенную для пения, называют вокальной. Её исполнителей называют певцами. Голос певца нередко звучит в сопровождении музыкальных инструментов. Если же произведение исполняется только на инструментах, мы называем инструментальной. Ребята, а кто же делает музыку? Музыку создаёт, творит, пишет – композитор. Правильно! И всё? А ещё это и те, кто доносит эти музыкальные произведения до слушателей. Это - исполнители. Итак, композитор сочиняет, исполнитель воспроизводит – а вместе они творят музыку. И тех и других можно назвать музыкантами. А если музыкальное произведение для целого оркестра (группы музыкантов)? Тогда на сцену выходит – руководитель оркестра – дирижер. Управляя игрой оркестра, он вносит свой вклад в создание музыки. Ребята, сейчас мы с вами превратимся в музыкантов. И будем учиться исполнять музыку.
(Дети играют на музыкальных инструментах и поют.)
Муз. рук. Прекрасна музыка! Ей снова мы распахнуть сердца готовы,
чтоб слушать звуки, им внимать, их чувствовать, переживать.
Царицей музыку зовут и королевой величают.
Служить ей - это тяжкий труд, но радость каждый получает!
Ребёнок. Непростая это штука - музыкальная наука.
Чтобы петь и чтоб играть, надо звуки изучать.
Высокие и низкие, отрывистые, плавные,
То громкие, то тихие… Да! Звуки – это главное!
Ребёнок. Любим музыку послушать, посидеть и помечтать.
Темп, характер, настроенье – можем мы определять.
Ребёнок. Знаем, ноты где живут; и какую как зовут.
Ребёнок. Фразы, паузы, репризы…Нам уже не до капризов!
Ребёнок. Форте, пиано и легато, лад мажорный и стаккато…
Ребёнок. Это всё нам надо знать, чтобы пьесы исполнять.
Ведь на детских инструментах очень любим мы играть.
Ребёнок. Чтобы было интересней, мы сейчас сыграем вместе!
Инструменты есть у нас. Что ж, за дело?
Муз. рук. - В добрый час! (Дети берут инструменты).
Но пусть вначале каждый сам - свой инструмент представит нам.
Ребёнок. Мой колокольчик – не цветок, имеет тонкий голосок,
Звенит в оркестре круглый год. И никогда не устаёт. (играет)
Ребёнок. Ксилофон имеет звук, как лесного дятла стук:(играет)
Он отрывист, глуховат, но так радует ребят.
Ребёнок. Вот так звучит металлофон (играет.) Какой хрустальный,
чистый звон! Как будто падают дождинки – и поют они: дин-дон.
Ребёнок. Выразительно поёт, если дуете в неё. И звук её протяжный, в
оркестре очень важный! Не палочка, не трубочка - это наша дудочка!
Ребёнок. Треугольник музыкальный, родственник звоночку дальний.
С ним не выполнишь чертёж, но в оркестре он хорош (играет).
Ребёнок. Вот красивый, звонкий бубен! Он в руках молчать не будет!
Мы в него сейчас ударим – радость всем гостям подарим)
Ребёнок. Будет здесь играть сейчас - яркий красный маракас! (играет).
Ребёнок. А кому знакомы эти: рубль! (играет).
Ребёнок. Трещотки! (играет).
Ребёнок. Кастаньеты! (играет).
Все: Мы для вас сыграем дружно, вам лишь только хлопать нужно!
Муз. рук. - Спасибо, друзья! А теперь – не зевать! Сейчас начинаем все вместе играть. Прошу у всех внимания! Вот первое задание:
1. Равномерное движение начинаем мы сперва.
Звук один мы повторяем вместе дружно: раз и два. («Марш»).
2. Чтоб смену темпов передать – движенье будем ускорять:
Сначала мы идём спокойно, неторопливо и достойно.
Внимательным пусть будет каждый: услышать паузу здесь важно.
Затем быстрей начнём шагать - без пауз следует играть.
В репризе – бег, он лёгкий, быстрый. И звук – отрывистый, искристый.
(Р. н. п. «Травушка Муравушка»).
3. Если звуки станут в ряд, мы получим - Звукоряд.
Снизу вверх и сверху вниз, ты сыграй, не поленись. (поют и играют звукоряд.)
4. Кроме плавного движенья есть скачки ещё у нас.
Восходящий, нисходящий – все известные для нас.
Самый маленький скачок – то кукушкин голосок.
Как поёт кукушка, знаем: через ноту вниз играем. (песня «Кукушка»).
5. На глиссандо упражненья все мы любим без сомненья.
Жест скользящий, звук летящий, а восторг наш – настоящий! (играют).
6. Сейчас в «ритмическое эхо» начинаем мы играть.
Мой ритмический рисунок каждый будет повторять.
(Дети выходят в круг. Игра «Ну-ка, повторяйте!»)
Муз. рук. : Что ж, вы справились отлично, ведь для вас это привычно.
Звонко музыка играет, в круг гостей всех приглашает.
Муз. рук. Приглашаем поиграть. Свои таланты показать.
(Игра «Музыкальный кубик»).
Муз. рук. (обращает внимание на волшебный сундучок, накрытый ярким шёлковым платком). – Давайте в него заглянем. Он откроется, если вы отгадаете загадку:
«Деревянные подружки - звонко бьются друг об дружку.
Расписные, как матрёшки… Угадали? Это…. (ложки)
Песня - танец «Вот наши ложки - расписные ложки».
Муз. рук. : Ребята, я смотрю - вы улыбаетесь! У вас хорошее настроение. И всё это благодаря музыке. Желаю сохранить его на весь день. Вы так старались. Все задания выполнили. (слышится звук колокольчика)
Мне кажется, я что – то слышу. Как вы думаете, что бы это могло быть?
ДЕТИ: Это звенит колокольчик.
МУЗ. РУК. : Наверное, он хочет нам что – то сказать. Нужно его найти. Колокольчик очень хитрый и ему хочется поиграть с нами. Закройте глазки. Когда вы услышите звон колокольчика, покажите рукой в сторону, откуда он будет доноситься.
(Игра на развитие слуха «Найди звук»).
…Раз, два, три, четыре – вместе все глаза закрыли…
. Раз, два, три, четыре, пять – можно глазки открывать.
(В конце игры, колокольчик оказывается, на спрятанном сундуке.)
МУЗ. РУК. : Ребята, в этом сундучке спрятались маленькие волшебные колокольчики. Вы все так старались! Вот и подарки. Я хочу вручить их вам – они будут вести вас по прекрасной стране музыкальных звуков. На этом наше занятие законченно. В группу вам пора. Дружно на прощание скажем - «до свидания».
(Под марш дети выходят из музыкального зала.)