Мурашева В С
Конспект занятия по развитию речи для детей дошкольного возраста 4–6 лет «Перелетные птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект мероприятия (занятия) по развитию речи для детей дошкольного возраста 4–6 лет
Тема: "Перелетные птицы"
Цель: Закрепить знания о признаках весны, представления о перелетных птицах. Расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Перелётные птицы». Совершенствование грамматического строя речи.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи для детей дошкольного возраста 4–6 лет „Перелетные птицы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Птицы. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Обеспечение оборудования: Слайды с изображение перелетных птиц, разрезные картинки к игре “Собери картинку перелётных птиц”, карточки для игры “Считай и называй”, сюжетные картинки к игре “Исправь ошибку”, сюжетные картинки к сказке “Грач, Росток и Гусеница”, мячик.
Ход занятия:
Игра с мячом «Назовите признаки весны»
В. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Назовите признаки весны» в этом нам поможет мячик. Будем по очереди называть признаки весны и передавать мяч дальше. Наши предложение будут начинаться со слова “Весной” (Ответы детей)
В. Молодцы всё ответили правильно. А сейчас отгадайте загадку:
Гости приходят весной,
А уходят осенью. (Перелетные птицы)
Правильно, сегодня мы с вами поговорим о перелётных птицах. Давайте с вами отгадаем загадки о перелётных птицах :
Он прилетает каждый год
Туда, где птичий домик ждет. (Скворец)
Весной прилетает птица.
Поле вспашут – там любит кормиться. (Грач)
Брюшко в крапинках как будто,
Он поет, бывает, утром.
У птицы невысокий рост,
Называют ее …. (Дрозд)
Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (Ласточка)
Встали братья на ходули,
Ищут корма по пути.
На бегу ли, на ходу ли
Им с ходулей не сойти. (Журавли)
Раньше всех из птиц встаёт,
Солнцу песенку поёт,
Всё живое поднимает,
Как ту птичку называют? (Жаворонок)
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту. (Аист)
Всего две буквы знает,
В лесу их повторяет. (Кукушка)
Ест, висит на тонких ветках,
Часто дети держат в клетках,
Глянь-ка, коли разглядишь:
Изжелта-зеленый …. (Чиж)
Перелётная крякушка ловит лягушек.
Ходит вразвалочку, спотыкалочку. (Утка)
В. Давайте повторим названия птиц.
Как мы назовём их одним словом? (Ответ детей : Птицы.)
А почему вы думаете, что это птицы? (Ответ детей)
Почему мы этих птиц не видели зимой?
Ответ детей : Они улетали в теплые края.
В. Как называют птиц, которые зимой улетают в теплые края, а весной возвращаются снова?
Ответ детей : Перелетные птицы.
Игра “Собери картинку перелётных птиц”.
Раздаем детям коробочки с разрезными картинками, на которых изображены перелетные птицы.
В. Перед вами коробочки, давайте откроем их и посмотрим, что там внутри. Перед вами разрезанные на части картинки попробуем собрать их (можно для каждого ребёнка, а можно разделиться на команды).
Тем детям, которые затрудняются в выполнении задания, воспитатель дает зрительную опору в виде целой картинки.
В. Давайте по очереди расскажем, чьи изображения вы сложили.
(Ответы детей)
В. Всё верно, а сейчас сравним наши изображения с целыми картинками.
Вы большие молодцы.
Упражнение: «Птенчики в гнезде»
Цель: Формирования устной речи ребенка и мелкой моторики рук.
Птичка над моим окошком
Гнездышко для деток вьет,
То соломку тащит в ножках,
То пушок в носу несет. (Проговариваем вместе с детьми)
Обхватить все пальчики правой руки левой ладонью и шевелить ими. (Воспитатель показывает, далее дети вместе с ним.)
Воспитатель предлагает детям закрыть картинку ладонью так, чтобы каждый пальчик закрыл нарисованную птицу.
Упражнение повторяется с обеими руками поочередно.
Игра с мячом «У кого кто».
Приглашаем детей на ковер.
В. Давайте поиграем в игру с мячом, она называется «У кого кто». Я буду бросать мячик каждому из вас и называть взрослую птицу. Вы будите ловить мяч, называть птенцов этой птицы и возвращать мяч мне.
Грач (грачата, Ласточка (ласточата, Скворец (скворчата, Стриж (стрижата) и т. д.
Игра «Кто как передвигается?»
Цель: Учить развитию речевого слуха, воображению, подражательности.
Перед игрой воспитатель объясняет детям то, что они должны показать, как передвигаются животные. Ласточка, медведь, цапля, заяц, грач, лиса, и т. д.
В. - Вокруг себя повернись и в ласточку превратись.
- Вокруг себя повернись и в детей превратись.
В. Ребята каких птиц мы изображали? (Ответ детей.)
Игра «Исправь ошибки».
Воспитатель предлагает детям вернуться на свои места.
Детям показывает картинка, произносит предложение. Ребенку необходимо исправить неправильную фразу, т. е. заменить предлог.
В. Внимательно посмотрите на картинку и исправьте ошибку в предложении, которое я произнесу.
- Скворец на скворечнике. (в)
- Скворец в скворечнике.
- Скворец вылетел от скворечника. (из)
- Аист улетает из поля. (с) И т. д.
Упражнение «Считай и называй».
В. Недавно мы с вами вместе внимательно наблюдали за птицами, а я для вас сфотографировала их. Вы поможете мне посчитать сфотографированных птиц.
Все дети получают свою фотографию и приступаю к подсчёту птиц.
(Далее слушаем ответы детей и вместе пересчитываем)
- Правильно. Вы большие молодцы. Спасибо вам за помощь.
Пересказ сказки по серии сюжетных картин. (Развитие речевого слуха, мышления. Научить детей ценить дружбу.)
Воспитатель размещает на магнитной доске сюжетные картинки к сказке.
В. Внимательно послушайте сказку.
«Урок дружбы»
Жили два воробья — Чик и Чирик.
Однажды Чику пришла посылка от бабушки. Целый ящик пшена. Но Чик об этом ни словечка не сказал своему приятелю.
«Если я пшено раздавать буду, то себе ничего не останется», — подумал он. Так и склевал все зёрнышки один. А когда ящик выбрасывал, то несколько зёрнышек все же просыпалось на землю.
Нашёл эти зёрнышки Чирик, собрал в пакетик аккуратно и полетел к своему приятелю Чику.
— Здравствуй, Чик! Я сегодня нашёл десять зёрнышек пшена. Давай их поровну разделим и склюём.
— Не надо… Зачем?. — стал отмахиваться крылышками Чик. — Ты нашёл — ты и клюй!
— Но мы же с тобой друзья, — сказал Чирик. — А друзья все должны делить пополам. Разве не так?
— Ты, наверно, прав, — ответил Чик.
Ему стало очень стыдно. Ведь он сам склевал целый ящик пшена и не поделился с другом, не дал ему ни одного зёрнышка. А сейчас отказаться от подарка приятеля это значит обидеть его.
Взял Чик пять зернышек и сказал:
— Спасибо тебе, Чирик! И за зёрнышки, и за урок… дружбы…
- Какая посылка пришла Чику?
- Что Чик сделал со своим ящиком пшена?
- Почему Чик не захотел делиться со своим другом?
- Правильно ли поступил Чик?
- Почему Чик отказался от зёрен друга?
- Почему Чирик поделился с Чиком? И т. д.
Воспитатель дает образец пересказа сказки по серии сюжетных картин. Далее воспитатель предлагает детям пересказать сказку, оказывает помощь (одна картинка – один ребенок; один ребенок - все картинки).
В конце занятия предлагаем детям вспомнить, чем они сегодня занимались на занятии, что им понравилось делать больше всего.