Наталья Кичигина
Конспект мастер-класса с детьми старшей группы «Ах, яблочко»
▼ Скачать + Заказать документы
(с демонстрацией методов исследовательской деятельности)
- Уважаемые коллеги! В ходе своего мастер-класса, который я проведу с детьми, я представлю вам систему методов, рекомендованную профессором Савенковым А. И. для организации исследовательской деятельности. Например, при проведении исследовательских проектов - для сбора познавательной информации. Это такие методы, как (слайд) : подумать самим, что мы знаем о предмете исследования; спросить другого человека или специалиста об этом, прочитать в книге; посмотреть информацию в интернете, провести эксперимент, провести наблюдение или рассматривание. И сейчас эти методы я буду применять в работе с детьми.
Публикация «Конспект мастер-класса с детьми старшей группы „Ах, яблочко“» размещена в разделах
Дети заходят в зал в шапочках исследователей.
- Ребята мы сегодня с вами опять превратились в юных исследователей, а это значит, что нас ждё т увлекательная работа: опыты, открытия, ведь часто самые привычные окружающие нас предметы оказываются очень интересными и полезными. Вы готовы приступить к исследованию? Тогда начинаем. Предмет нашего исследования находится в сундучке. Попробуем угадать вместе, что здесь.
На экране появляется метод исследования и его схема: подумать самому
1. Цветёт белым,
висит зелёным,
падает красным.
2.(Круглое, румяное,
И растёт на ветке.
Любят его взрослые,
И маленькие детки.) (ответы детей)
Откроем сундучок - это яблоко!
- Мы уже что-то знаем об этом продукте и можем поделиться информацией друг с другом. А помогут нам в этом сигнальные карточки. Я буду называть то или иное утверждение про яблоко. Если вы с ним согласны, нужно поднять зелёную карточку, если не согласны, то поднимаем красную. Поиграем?
Игра «Да - нет» :
1. Яблоко - это фрукт.. Верно! (воспитатель тоже поднимает зелёную карточку)
2. Яблоко растёт в огороде на грядке… Почему вы подняли красную карточку? (растёт в саду на яблоне). Верно!
3. Яблоко полезный для здоровья продукт. Объясните свой выбор…. (ответы детей) Верно, в свежих яблоках содержится много витаминов и минеральных веществ, которые
- помогают бороться с простудными заболеваниями
- придают нам бодрость, улучшают настроение, а также работу сердца сосудов и других органов.
4. Если под рукой нет зубной пасты и щётки, очистить зубы нам поможет яблоко… И «да» и «нет»! (поднимает 2 карточки одновременно) В яблоке много воды и есть вещества, которые убивают вредные микробы, вызывающие кариес - заболевание зубов. Но в нём содержится и сахар, а он как раз и вызывает кариес. Поэтому съев яблоко, нужно обязательно прополоскать рот.
- Чтобы исследовать предмет, нужно, прежде всего, хорошо его рассмотреть. Предлагаю пройти за столы
На экране появляется метод исследования: рассматривание (наблюдение)
Подходит к первому столу На 1подносе яблоки : желтое, красное, зелёное, разных размеров. На 2-м подносе: яблоко, разрезанное пополам; на 3-м подносе: земля, кашпо, палочка, клеёнка.
- Итак, кто хочет рассказать, какого цвета бывают яблоки? (яблоки бывают разного цвета: желтого, красного, зеленого)
- Что вы скажете о размерах яблока? ( разный размер: бывают крупные яблоки и мелкие)
Снимает салфетку со 2-го подноса.
- У яблока интересное строение. Из каких частей оно состоит (сверху - кожура, под ней - мякоть, в середине мякоти - косточки, семена).
- Как вы думаете, почему мякоть яблока темнеет на разрезе, о чём это может говорить?
- В яблоке содержится железо, которое взаимодействуя с воздухом, темнеет.
Снимает салфетку с 3-го подноса
- Как вы думаете, можно из семечка вырастить деревце яблони? Чтобы это проверить, нужно посадить семечко в землю и затем пронаблюдать. У нас на столе есть всё необходимое, чтобы приступить к посадке. (Звучит музыка, закончив работу, дети вытирают руки влажной салфеткой).
- Ребята, подскажите, когда мы что-то исследуем, где мы можем найти информацию об интересующем нас предмете? (Ответы детей). Мои юные исследователи, я приглашаю вас в библиотеку. Уверена, мы найдём в книгах интересные сведения о яблоке.
На экране появляется метод: чтение литературы
Подходят ко 2-му столу "библиотека», рассматривают книги
- Ребята, яблоки часто упоминались в русских народных и авторских сказках. Какие сказки, вы можете назвать из представленных в нашей библиотеке? (" О мертвой царевне. ", "Гуси-лебеди", «Хаврошечка», молодильные яблоки, наливное яблочко - золотое блюдечко и др.)» .
- В этой энциклопедии я нашла поучительные пословицы:
«Не вырастив яблоню – не съешь яблока».
-Как вы понимаете эту пословицу? (Чтобы вырос хороший урожай яблок, нужно ухаживать за яблоней : поливать, рыхлить землю, обрезать сухие ветки
А вот ещё : «Яблоко на ужин – и доктор не нужен».
- О чём эта пословица нам говорит? (Яблоко очень полезно для здоровья, его надо есть почаще)
«Каков садовник – такое и яблоко».
- Что это значит? (если хорошо ухаживать за садом, то яблоки получатся вкусные, сочные)
В нашей библиотеке есть книга «Шедевры живописи», и в ней есть репродукции картин художников про яблоки. (Рассматривают картины) А ещё смотрите, наша библиотека украшена репродукциями картин. Нравится? Здорово, правда?
- Ребята, знаете, о чём я подумала, если яблоко бросить в речку, оно утонет в воде, как вы считаете? (ответы детей). Проверить ваши предположения мы сможем в нашей лаборатории.
На экране появляется метод: провести эксперимент
Подходят к 3-му столу "лаборатория" (на столе сосуд с водой и яблоки; одевают подлокотники целлофановые)
- Попробуем утопить яблоко в воде. (Воспитатель сама делает, дети наблюдают) Тонет яблоко в воде? Саша, может, ты попробуешь? Тоже не получается. Какой же вывод мы можем сделать, почему оно не тонет? (Яблоко в воде не тонет, значит, в нём содержится воздух).
- Верно, яблоко на четверть состоит из воздуха, в сердцевине есть отверстия, (показать) которые создают эффект поплавка.
На экране появляется метод: посмотреть в интернете
- Много интересной информации можно найти в интернете. Я нашла там интересное применение яблока в качестве штампа для рисования. Вы можете попробовать нарисовать при помощи яблока интересные картинки в нашей изостудии. ( дети проходят за столы и рисуют на фоне: дерево, ветка, банка, платье и др. Вывесить на мольберте)
- Какие замечательные получились рисунки!
На экране появляется метод: спросить другого человека
- Ребята, у нас сегодня много гостей в детском саду. Наверняка, они тоже могут поделиться с нами интересной информацией о яблоке. Мы можем взять у них интервью. Итак, кто начнёт?
Кто-то из детей берё т интервью с микрофоном у зрителей:
Зритель 1: Стародуб всегда славился фруктовыми садами и производством яблок, которые возили продавать в другие города.
Зритель 2: 19 августа на Руси отмечается праздник сбора урожая яблок «Яблочный спас». Считается, что с этого дня можно есть яблоки нового урожая. Их освящают в церкви. Откусив яблочко, можно загадать желание, и оно обязательно сбудется.
- Спасибо всем за интересную информацию.
На экране появляется метод: связаться со специалистом
- Ребята, вас ожидает встреча с шеф-поваром детского сада!
(Выходит повар, выносит на большом подносе блюда для дегустации).
- Друзья! Вы конечно же знаете, что яблоко - не только вкусный, но и очень полезный продукт, помогающий сохранить здоровье и хорошее настроение. Поэтому, с давних времё н из него готовили очень много разных блюд: яблочный пирог, оладушки, варенье, фруктовый салат, яблочный мусс, компот, джем, мармелад. Яблоки употребляют в пищу в разном виде: печёное, мочёное, сушеное, консервированное. Только семечки нельзя кушать, в них содержатся вредные для организма вещества. Предлагаю продегустировать блюда из яблок в своей группе.
- Спасибо за угощение. Но прежде, чем мы вернёмся в группу и попробуем все эти вкусности, хочется выразить своё восхищение этим необыкновенным фруктом, какое же удивительное, волшебное, необыкновенно вкусное и полезное – это яблоко! Оно и здоровья нам прибавит, и настроение поднимет, подарит бодрость и силу. Русские люди посвящали ему стихи и песни, рисовали картины, создавали музыку. А посмотрите, как красивы ветки яблони, так и хочется завести с ними хоровод. Потанцуем? Тогда выбирайте веточки для хоровода. (снимают шапочки)
Хоровод «Яблонька» с яблоневыми ветками.
- Ребята, я думаю, мы продолжим наше исследование, а сейчас нас ждёт дегустация яблочных блюд.