Апанасенкова Екатерина Николаевна
Конспект ООД в старшей логопедической группе с элементами мастер-класса «Мастера осетинского орнамента»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Мастера осетинского орнамента».
Цель: Расширить знания детей о народном декоративно – прикладном искусстве.
Задачи:
Коррекционно -образовательные:
1. Учить отвечать на вопросы в краткой и распространенной форме, не торопясь, точно употребляя слова по смыслу.
2. Закреплять знания об истории возникновения и особенностях осетинского национального орнамента.
3. Совершенствовать все стороны речи: добиваться чистого произношения всех звуков родного языка, расширять и активизировать словарный запас по теме, развивать диалогическую речь.
Публикация «Конспект ООД в старшей логопедической группе с элементами мастер-класса „Мастера осетинского орнамента“» размещена в разделах
- Логопедические занятия
- Орнамент и узоры
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Республика Северная Осетия - Алания
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2018
4. Продолжать учить передавать в изображении не только основных свойств предметов (форма, величина, цвет, но и характерных деталей, соотношений предметов и их частей по величине, высоте.
5. Знакомить с характерными элементами росписи народов России и Осетии.
Коррекционно -развивающие:
1. Развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, установление сходства и различия предметов, выделение общего и единичного, характерных признаков, обобщение.
2. Формировать интерес к осетинской музыке, живописи, литературе, народно – прикладному искусству.
3. Развивать художественно – творческие способности, поэтический слух, чувство цвета, ритма, формы, композиции.
Воспитательные:
1. Воспитывать любовь к искусству, традициям и культуре родного края.
2. Воспитывать усидчивость, умение понимать поставленную задачу, способы её достижения; проявлять настойчивость, целеустремлённость в достижении конечного результата.
3. Воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду товарищей и его результатам.
Демонстрационный материал:
Экран, мольберт, столы, декоративные изделия народных мастеров, чаша, книга с осетинским орнаментом, указка, сигнальные значки.
Раздаточный материал:
Подносы на каждого ребёнка с элементами осетинского орнамента из декоративной ткани,мольберты, эмблемы, кукла – осетинка для каждого гостя.
Методы и приемы:
Наглядный, словесный, игровой, рефлексия, поощрение, логические рассуждения, гимнастика для глаз, дыхательное упражнение, активизация словаря, вопрос- ответ, беседа, сюрпризный момент.
Предварительная работа:
Рассматривание предметов декоративного искусства, беседы: «Наша Родина Россия», «Наша республика» «Большая и малая Родина», рассматривание иллюстраций к сказкам, разучивание чистоговорок, скороговорок, поговорок о родном крае, дидактические игры: «Народные промыслы», «Что лишнее», «Собери узор», «Разбитая посуда», создание в группе познавательного мини – музея «Культура народов Кавказа», прослушивание музыкальных произведений, знакомство с элементами росписи, выкладывание орнамента.
Индивидуальная работа:
Следить за правильным произношением слов, построением предложений, формирование правильного речевого выдоха.
Словарная работа:
Геометрический, астральный (от слова «астра» - звезда, животный, растительный,орнамент, узор, символ, схема, прикладное искусство, ритм,мастер, циновка.
Ход ООД:
1. Вводная часть:
Слайд 1. (Горы.)Звучит осетинская музыка.
Воспитатель:-Я рада вас видеть. Ребята, посмотрите как много в нашем зале гостей, а гость – это радость. Поприветствуйте их.
Звучит осетинская музыка тихо.
Дети: - Драйсомхорз.
Речевая настройка:
Край наш Осетия – сказочный дом
Всем нам уютно и радостно в нём!
Всё в нашем доме мы делаем вместе:
Сказки читаем, поём одни песни,
Любим лепить, рисовать и играть,
Музыку слушать и танцевать!
2. Основная часть:
Воспитатель: – Ребята, как вы думаете, какому народу принадлежит эта музыка?
Дети: - Осетинскому народу принадлежит эта музыка.
Воспитатель: – К нам пришёл настоящий мастер народно – прикладного искусства.
Заходит Данилко.
Данилко: - Здравствуйте.
Дети: - Здравствуйте.
Воспитатель: - Ребята, вы узнали нашего гостя?
Дети: - Да. Это Данилко из сказки Павла Петровича Бажова «Каменный цветок».
Воспитатель: - Как же ты попал к нам в Осетию?
Данилко: - Прожил я немало лет, на Урале в горном крае. Много в жизни повидал, перешёл из века в век, вот такой я человек!
Воспитатель: - Видим ты умелый человек, у тебя красивая чаша.
Данилко: - Я сделал необыкновенной формы чашу, а узор так и не смог подобрать.
Воспитатель: - Мы продолжаем знакомство с осетинским народным декоративно-прикладным искусством, и расскажем тебеоб осетинском орнаменте, оставайся с нами.
Воспитатель: - Ребята, что является важнейшей частью декоративно-прикладного искусства.
Дети: - Частью декоративно-прикладного искусства является орнамент.
Слайд2.(Орнамент)
Воспитатель: - Итак, что же такое орнамент?
Дети: - 1. Украшение, узор. 2. Узор, который повторяется много раз – называется орнаментом.
Воспитатель: - Как вы думаете, для чего нужен орнамент?
Дети: - Для украшения.
Воспитатель: - Что украшалось орнаментом?
Слайд 3.
Дети: - Мебель, оружие, застёжки, пуговицы, пояса, головные уборы, одежда, обувь, посуда, здания, орудия труда, предметы быта, утварь, инструменты, строительные сооружения, ковры, циновки.
Воспитатель: - В какую силу орнамента верили люди раньше?
Дети: - 1. Орнамент оберегает от бед и несчастий. 2. Орнамент приносит счастье, благополучие, удачу.
Воспитатель: - Одним из древнейших является осетинский орнамент. История его развития насчитывает тысячелетия. В наше время основная задача орнамента – сделать предмет более нарядным и привлекательным.
Я предлагаю вспомнить этапы развития осетинского орнамента.
Слайд 4. (Геометрический).
Воспитатель: - Перечислите, основные элементы геометрического орнамента.
Дети: - Точка, круг, штрих, линия, зигзаг.
Слайд 5. (Точка, круг, штрих, линия, зигзаг).
Воспитатель: - Верно.
Слайд6.(Астральный).
Воспитатель: - Какие символы включает в себя астральный орнамент?
Дети: - Небесные символы: небо, солнце, звезды, облака, включает астральный орнамент.
Слайд7. (Небо, солнце, звезды, облака).
Слайд 8. (Животный).
Воспитатель: - Какие элементы включает в себя животный орнамент?
Дети: - Силуэты животных: медведи, лошади, олени, бараны, включает животный орнамент.
Слайд 9. (Медведи, лошади, олени, бараны).
Слайд10. (Растительный).
Воспитатель: -Перечислите элементы растительного орнамента?
Дети: - Листья, цветы, плоды.
Слайд 11. (Листья, цветы, плоды).
Воспитатель: - Правильно. Молодцы!
Данилко: - Я вас внимательно слушал, а как вы думаете растительный орнамент существовал только в осетинском искусстве?
(Нет. Растительный орнамент занимает почетное место в изобразительном искусстве нашей большой Родины – России).
Данилко: - Верно. Молодцы!
Слайд 12. (Гжель, Хохлома, Жостово)
Воспитатель: - Вспомним с какими народными промыслами России мы уже знакомы?
Дети: - Гжель, Хохлома, Жостово.
Данилко: - Я много путешествовал и собрал коллекцию для вас.
Нам мастерам прикладного искусства
Историю России полезно знать!
Орнамент на посуде, о быте, нравах может рассказать.
В себе не станем мы растить невежу.
По ярмарке пройдёмся не спеша.
Рассмотрим мы красивую посуду,
Не правда ли проста и хороша!
Слайд 13. Звучит русская народная музыка.
Воспитатель: - Ребята, пойдём на ярмарку и расскажем о народных промыслах. Как вы думаете, какой народный промысел перед вами?
Дети: - Гжельская роспись.
Воспитатель: - Какие особенности этого промысла?
Дети: - 1. Чудо с синими цветами, голубыми лепестками, белыми цветочками, нежными виточками. 2. Использование синих цветочных рисунков на белом фоне.
Воспитатель: - Как вы считаете, какой промысел представлен сейчас?
Дети: - Хохлома.
Воспитатель: - Как вы думаете, что особенного в этом промысле?
Дети: - 1. Редкие, мудрые формы природы. Птицы и петли, круженья, разводы, листья и стебли, травы, цветы. 2. Использование желтого, черного и красного цвета, растительный узор.
Воспитатель: - Как вы считаете, что особенного в этом промысле?
Дети: - 1. Вотжостовский чёрный изящный поднос, с букетом из лилий, тюльпанов и роз. 2. Расписные подносы с яркими цветами и фруктами).
Воспитатель: - Молодцы!
Данилко: - Ребята, можно сказать, что и в русском искусстве растительный орнамент нашёл самое широкое применение.
Слайд 14. (Дорога)
Воспитатель: - По какой дороге мы сейчас пойдём?
Динамические упражнения — речь с движением:
Раз, два, три, четыре, пять – (прыгают)
В горы мы пойдём гулять, (шагают)
Свежим воздухом дышать. (Круговое движение руками сверху вниз, последнее движение делают около своих стульчиков).
Скороговорка:
До города дорога в гору, от города - с горы.
Слайд 15.
Воспитатель: - Дети,ритмами пронизана вся жизнь природы и человека, а какие ритмы знаете вы?
Дети: - Биение сердца.
Слайд 16.
Воспитатель: - Положите руку на сердце и послушайте его биение.
Слайд 17.
Дети: - Мерцание звёзд.
Слайд 18.(Звёзды).
Слайд 19.
Воспитатель: - Ребята, ритм - это речь и движение, он прослушивается и в чистоговорках.
Чистоговорка:
Ру-ру-ру – рано, рано поутру.
Ра-ра-ра– в окне виднеется гора.
Ры-ры-ры – покатаемся с горы.
Данилко: - Как вы думаете, в изобразительном искусстве,что такое ритм?
Дети: - Это узор, который повторяется много раз.
Воспитатель: - Посмотрите на экран,расскажите о ритме, используя форму, цвет, размер.
Гимнастика для глаз: (На экране появляется схема).
Слайд 20.
1. Общее – форма (круг) и цвет (красный). Различия – размер (большой и маленький).
Слайд 21.
2. Общее – размер (большой) и цвет (зелёный). Различия – форма (круг и треугольник).
Слайд 22.
3. Общее – размер (большой) иформа (квадрат). Различия –цвет (фиолетовый и жёлтый).
Слайд 23.(Орнамент).
Воспитатель: - Молодцы! (Одеваются эмблемы – дети становятся мастерами).
Данилко:- Эй, не зевай, честной народ,
Город Мастеров тебя зовёт.
Чествуй мастеров скорей,
Рук своих ты не жалей.
Славен город мастеров
Мастерами на все руки.
И строитель, и печник
Повар и кондитер.
Вы очень много знаете о народно – прикладном искусстве, теперь вы стали мастерами и меня научите выкладывать осетинский орнамент.
Воспитатель: - Конечно, научим, но сначала разомнём наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика:
Пальцы будем разминать,
Хотим мастерами – умельцами стать.
Чтоб легко осетинский узор составлять,
Край Моздокский прославлять!
Воспитатель: - Теперь пройдём в нашу мастерскую и выложим узор и ты, Данилко, украсишь орнаментом свою чашу.
Данилко: - Пожелаю вам удачи, за работу, в добрый час!
(Дети выкладывают осетинский орнамент на цветных мольбертах под музыку. Данилко спрашивает у детей, какой орнамент получился).
3. Итог:
Воспитатель: - Данилко, тебе понравились осетинские узоры?
Данилко: - Мастерам осетинского края большое спасибо сказать должен я.
За то, что их руки не устают и сказочные узоры создают.
Не зря говорят у нас в народе: «Умелец да рукоделец себе и другим людям радость приносит». Я теперь ваши узоры буду применять в своём мастерстве, а свою чашу я оставляю вам в подарок.
Воспитатель:- Спасибо, Данилко. Мы тебе дарим книгу. В ней ты найдёшь коллекцию осетинских орнаментов, для своих сказочных работ, и вас дорогие гости без подарка мы не оставим.
Дети дарят подарки и уходят в группу под музыку.
Воспитатель: - Уважаемые коллеги у вас по 3 карточки.
1. Если вам было всё понятно, интересно – красную карточку.
2. Если не всё понятно, но интересно – синюю карточку.
3. Если не понятно, не интересно – зелёную карточку.