Светлана Фомина
Конспект мастер-класса для педагогов «Современные игровые технологии в развитии речи детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель мастер-класса : повышение профессиональной компетентности в сфере речевого развития детей дошкольного возраста через использование современных, традиционных и нетрадиционных педагогических технологий.
Задачи.
1. Познакомить педагогов с эффективными методами, приёмами речевого развития детей.
Публикация «Конспект мастер-класса для педагогов „Современные игровые технологии в развитии речи детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
2. Активизировать самостоятельную работу педагогов, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.
Ход:
Использование игровых технологий на всех этапах педагогического процесса решает проблемы снижения речевой активности детей. Проявление речи ребёнка наиболее ярко выступает в игре и через игру.
В соответствии с ФГОС образовательный процесс должен строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности является игра.
Игровые технологии в речевом развитии можно представить следующими разделами:
• Игры для развития фонематического восприятия;
• Игры для коррекции звукопроизношения;
• Игры для развития мелкой моторики;
• Игры для развития связной речи;
• Голосовые и логоритмические игры;
• Игры для профилактики и преодоления нарушений письма и чтения;
Для детей игра является приятным времяпрепровождением. А в играх по развитию речи ребенок :
- приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания;
- развивает речь;
- развивает любознательность;
- осваивает опыт человеческой деятельности;
- развивает творчество и фантазию;
- развивает память;
- развивает внимание;
- развивает мыслительную деятельность;
- развивает навыки общения.
Сегодня с помощью игровых методов и приемов мы хотели бы вам показать, как можно заинтересовать и побудить ребенка к речевой деятельности.
А начнем мы с дыхательной гимнастики.
1. .Дыхательная гимнастика – ритмичные шумные вдохи и выдохи способствуют насыщению организма кислородом, улучшают обменные процессы, психо – эмоциональное состояние, выводят из стресса, повышают иммунитет.
Игра-упражнение «Машина»
Дети становятся на одной линии, делают вдох ("наливают бензин") и начинают движение вперед, при этом делая губами "бр-р-р". Дети, как обычно, копируют работу мотора. Победитель тот, кто дальше всех "уехал" на одном дыхании.
2. Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Пальчиковая игра «Шаловливые сосульки»
Шаловливые сосульки (Поднимаем обе руки вверх, пальцы складываем щепоткой, острием вниз)
Сели на карниз. (Кладем левую руку на правую)
Шаловливые сосульки (Так же)
Посмотрели вниз. (Смотрим вниз)
Стали думать, чем заняться? (Чешем голову то левой рукой, то правой)
«Будем каплями кидаться!». (Поднимаем руки вверх, кистями вниз. Взмахиваем кистями рук одновременно)
Целый день идет трезвон: (Кистями рук рисуем в воздухе круг)
Дили-дили, дили-дон! (Взмахиваем кистями рук по очереди.)
3. Игра с использованием цветных палочек, которые называются клавесы. Это система игровых упражнений построена на объединении словесного материала, музыки и движений. Мы будем отстукивать ритм под маленький стишок.
«Чики, чики, чики, чок,
Кто ты, дедушка молчок?
Может ты боровичок?
Или ты лесовичок?
Только лес шумит, шу-шу,
Только лес шуршит, ша-ша,
Только лес поет, ши-ши
Спать пора малыши.
4. Подвижно – речевые игры.
Игра «Два круга» Дети строятся в два круга – внешний (большой) и внутренний (3-4 человека). Дети из большого круга стоят, а из малого идут вместе с ведущим и приговаривают: «Мы по кругу идем и с собою берем… фрукты». Игроки большого круга должны быстро назвать любой фрукт, например яблоко. Ребенок первым назвавший предмет, становится во внутренний круг. Игра продолжается («… с собою берем посуду, мебель, животное, и т. д.) Последний взрослый, оставшийся в большом круге должен выполнить какое-либо задание.
Игра «Шаги» («Кто быстрее доберется до…») С помощью этой нехитрой игры с элементами соревнования можно заниматься с ребенком расширением его словарного запаса и развитием речи, в общем.
2 игрока стоят на старте. Через 8-10 шагов финиш. Называется тема: «Вежливые слова». Каждый ребенок может сделать шаг, лишь назвав какое - нибудь вежливое слово. Другие темы: «Все круглое», «Слова утешения», «Ласковые слова для мамы»….
5. Упражнения с речевым сопровождением.
«Доскажи словечко».
- Посмотрите-ка, ребята, Ведь играют тут. (котята).
- Вот пустилось что-то вскачь. Рассмотрели - это… (мяч).
- Очень чисто вымыт пол, На него поставим… (стол).
- Иглы колкие торчат прямо с детства у - … ежат.
- В аквариум чистой водицы нальёшь, плавать, плескаться будет там… ёрш.
- Через горы и леса в край родной летит … птица.
- Устают, наверно, скулы грызть орехи у …белки.
- Из цыпленка вышел толк, вырос бравый, храбрый…петух.
- Звонко цокают подковы на копытцах у …коня.
- Кто грызет на ветке шишку? Ну, конечно, это…мишка? белка.
- Кто с утра в хлеву мычит? Я так думаю, что…кит? корова.
- Кружевную паутину сплел искусно… Буратино? паук.
- Нарушая утром тишь, распевает в роще? соловей.
Игра «Почемучки».
• Почему улетают птицы?
• Почему зимой нельзя купаться?
• Почему засыхают цветы?
• Почему весной тает снег?
• Почему летом не носят шубы?
• Почему люди берут зонты?
• Почему пришел врач?
• Почему деревья мокрые?
• Почему мяч катится?
• Почему ребята не едят яблоки?
А сейчас мы с вами сыграем ещ в одну игру. Для которой нам понадобится вот такой предмет - орто - пазлы, обычно мы привыкли использовать для массажа стоп после дневного сна. Но мы вместе с вами сейчас сыграем с этими предметами в речевые игры. Предлагаю выложить дорожку перед собой.
Игра: «Протопай столько раз, сколько звуков в слове». На заданное слово надо определить, сколько звуков в этом слове. Например: слово ау, дом, мама.
Придумай слово на заданный звук. Выиграет тот, кто первым дойдет до конца дорожки.
Спасибо за внимание!