Олейник Елена Николаевна
Конспект мастер-класса «Ознакомление дошкольников с правилами безопасности через художественную литературу»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект мастер-класса ««Осторожные сказки». Ознакомление дошкольников с правилами безопасного поведения через художественную литературу». Составила и провела : воспитатель подготовительной к школе группы МБОУ «СОШ» пгт. Войвож Олейник Елена Николаевна.
Цель: освоение и последующее применение одной из активных форм работы по обучению безопасному поведению в практической деятельности воспитателя.
Задачи:
Публикация «Конспект мастер-класса „Ознакомление дошкольников с правилами безопасности через художественную литературу“» размещена в разделах
1. Совершенствовать воспитательно-образовательный процесс по расширению и уточнению представлений о безопасном поведении.
2. Построить модель познавательной беседы при ознакомлении дошкольников с правилами безопасного поведения с помощью сказок.
Материал: ребусы, иллюстрации к сказкам, листы для бесед, карточки для рефлексии, буклеты.
Предполагается, что в процессе обсуждения и выполнения заданий участники мастер-класса смогут познакомиться (освежить в памяти) с технологией ознакомления детей дошкольного возраста с правилами безопасного поведения через сказки, обменяться опытом, задать свои вопросы друг другу и ведущему, проанализировать проблему ребенка.
Ход мастер-класса
При ознакомлении дошкольников с правилами безопасного поведения я использую такие формы работы как занятия, беседы, экскурсии, чтение художественной литературы, игры-тренинги, обучающие ситуации, наблюдения и др. В своей работе, чтобы понять, что именно дети знают, думают, чувствуют, я использую беседы, дискуссии, что позволяет мне избежать передачи уже известных им знаний или таких, которые они пока не могут использовать из-за их непонятности или удаленности от реальной жизни. Сегодня я расскажу о практике использования художественной литературы с дошкольниками подготовительной группы. Ребёнок должен понимать, что именно может быть опасным в общении с другими людьми. Мы должны рассказать детям об опасности контактов с незнакомыми (людьми) взрослыми. Наблюдая за детьми, я сделала вывод, что дети считают, что опасными бывают люди с неприятной внешностью, «бородатые дяди» или неприятно одетые люди. А молодые, хорошо одетые симпатичные женщины, девушки или юноши не могут причинить вред так же, как и любой человек с открытой дружелюбной улыбкой. Здесь нам помогут сказки. Все дети любят сказки, особенно волшебные. Сказки, неиссякаемая сокровищница мудрости и фантазии, опыта и наблюдательности. Чудеса и увлекательный сюжет занимают фантазию ребёнка, отвлекая от беготни и шумных игр и заставляя затаить дыхание в ожидании волшебства. Сказки помогают формировать художественный вкус, воспитывать доброе отношение к миру и людям. Но сказки выполняют не только развлекательную роль и несут воспитательную функцию, но сказки и обучают безопасности.
Сказки - это учебник, по которому маленький человек начинает учиться жить. Это только по форме сказки иносказательны, а содержание их - жизненный опыт многих поколений. Сказки многослойны, и один из слоев - те самые уроки безопасности, которые должны освоить наши дети. Слушая и "обсуждая" с вами народные сказки, играя в них, ребенок легко усвоит, что в "другом", большом мире необходимо соблюдать определенные правила. Не верить, кому ни попадя, обращаться за помощью, не преступать запреты, не робеть и не сдаваться. Раз, за разом повторяя эти нехитрые, но очень важные "сказочные" истины, вы научите ребенка и бдительности, и осторожности. Причем, не запугивая и не очерняя окружающий мир. Постепенно дети смогут понять, что мир - разный, что есть в нем и добрые, и злые и от тебя самого зависит, в какие руки, в какое окружение ты попадешь.
Например: Чудовище в «Аленьком цветочке» оказалось добрым заколдованным принцем. Золушка была одета в лохмотья, испачкана сажей и золой, но была доброй.
Хорошим подтверждением несовпадения приятной внешности и добрых намерений является «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина, в которой злая мачеха притворилась доброй старушкой и дала царевне отравленное яблоко. А царевна нарушила правило безопасности : нельзя брать угощение от незнакомых людей. Детям необходимо помнить, что они должны спросить разрешения у родителей или людей, их опекающих, прежде чем принять от кого-то конфету или подарок. Другая типично опасная ситуация контакта с незнакомыми людьми: взрослый уговаривает ребёнка пойти с ним куда-то, обещая дать или показать что-то интересное. Необходимо научить детей говорить нет людям, которые хотят их куда-то увести без разрешения родителей.
Типичным примером того, что может случиться, если поверить ласковому голосу, привлекательным обещаниям чужого является русская народная сказка «Кот, петух и лиса». Ласковым голосом лиса предлагала петушку выглянуть в окошко, обещая дать горошку, приглашала клевать горох, который некуда девать, подбирать пшено, рассыпанное на дороге. Всё это усыпило бдительность петуха. Три раза он выглянул в окно и трижды был схвачен лисой, которой захотелось петушиного мяса попробовать.
В ситуации насильственного поведения со стороны взрослого (если хватают за руку, берут на руки, затаскивают в машину) дети должны знать, что им надо громко кричать, призывая на помощь и привлекая внимание окружающих.
Каждый раз, когда лиса хватала петушка, он кричал: «Несёт меня лиса за тёмные леса, за высокие горы! Котик-братик, выручи меня!»
А теперь давайте вспомним русскую народную сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Почему ведьме удалось утопить Алёнушку? Да потому, что она с совершенно незнакомой женщиной, которая её ласково звала купаться, пошла на речку, нарушив правило безопасности : нельзя никуда ходить с незнакомыми людьми.
Дети должны понять, что опасность подстерегает не только на улице, но и дома. Необходимо разъяснить детям, что нельзя открывать дверь чужим, даже если у незнакомца ласковый голос или он представляется знакомым родителей, знает, как их зовут, и действует якобы от их имени. Примером того, что из этого может получиться, является русская народная сказка «Волк и семеро козлят».
А в сказке Ш. Перро «Красная шапочка» можно увидеть сразу несколько нарушений правил безопасности. Во-первых, Красная Шапочка остановилась в лесу и стала разговаривать с волком (она ещё не знала, как это опасно, во-вторых, рассказала ему, где живёт её бабушка («Вон в той деревне за мельницей, в первом домике с краю», а в-третьих, увидев, что её бабушка выглядит не так, как обычно, легла рядом вместо того, чтобы позвать кого-нибудь из взрослых на помощь.
Существует такое правило безопасности : родители всегда должны знать, где находятся дети, а детям нельзя никуда уходить без разрешения родителей. Колобок в одноимённой русской народной сказке ушёл гулять без спросу и поплатился за это, встретив хитрую лису, которая льстивыми речами заманила колобка сесть себе на нос. Девочка в русской народной сказке «Гуси-лебеди» вопреки наказам матери оставила маленького братца одного около дома, а сама ушла гулять. Кончилось это тем, что брата унесли гуси-лебеди, и ей пришлось долго его искать и приложить немало сил, чтобы вернуть.
Ушла одна в лес девочка из русской народной сказки «Три медведя» и заблудилась. Правило безопасности гласит : чтобы не заблудиться, не ходи в лес один. А уж если пошли в лес, помните: в лесу надо держаться вместе. Маша из русской народной сказки «Маша и медведь» и Снегурушка из русской народной сказки «Снегурушка и лиса» были в лесу невнимательны: деревце за деревце, кустик за кустик, и они потеряли подруг.
Говорить о сказках можно долго. Многих бед в сказках могло бы не случиться, если бы герои знали элементарные правила безопасности. Но ведь недаром говориться: «Сказка – ложь, да в ней намё к: добрым молодцам урок».
Большинство известных сказок содержат хотя бы один элемент грубого нарушения правил персональной безопасности. Кроме того, в последнее время появляются современные рассказы и сказки, которые в доступной и увлекательной форме знакомят детей с правилами безопасности жизнедеятельности.
Воспитатель: И сегодня, мы с вами, уважаемые коллеги, на практике попробуем убедиться в том, что сказки выполняют не только воспитательную роль, но и обучают безопасности.
Упражнение «Мозговой штурм».
Задание подгруппам: вам нужно по представленным словам назвать сказку. (Участники мастер-класса по словам называют сказку.)
Слова 1 подгруппе.
1. Волк, три, кирпичи. («Три поросенка»);
2. Заяц, лиса, мука. («Колобок»).
Слова 2 подгруппе
Собака, лиса, коса. («Заюшкина избушка»);
Олень, снег, роза. («Снежная королева»).
Слова 3 подгруппе.
1. Волк, ружье, пирожки. («Красная шапочка»).
2. Огонь, кошка, ведро. («Кошкин дом»);
Ответы участников.
Воспитатель: Молодцы, вы все правильно назвали сказки.
Воспитатель: Перед вами, уважаемые коллеги, иллюстрации из перечисленных вами сказок. Давайте еще раз по картинкам назовем сказки.
- Как вы думаете, на какие группы по правилам безопасности можно разделить эти сказки?
Участники называют правила безопасности. Если нужно, я уточняю.
1. Опасные контакты с незнакомцами.
2. Один дома.
3. Пожарная безопасность.
Воспитатель: Молодцы. А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Вопрос-ответ». Вы должны ответить на вопрос, выбрав правильный ответ.
Вопросы к участникам.
Воспитатель: Скажите:
- Какой сказочный герой совал свой нос, куда ни попадя?
Емеля. Буратино. Пьеро.
- Чем укололась принцесса из сказки «Спящая красавица»?
Гвоздем. Шилом. Веретеном.
- Отчего уснула царевна в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях»?
От скуки. От кусаного яблока. От снотворного.
- По какой причине произошел пожар в доме кошки?
Уголек из печки упал на пол. Играла со спичками. Забыла выключить утюг.
- Какую ошибку по безопасному поведению совершил Кай?
Разбил зеркало. Принял угощение от королевы. Привязал свои сани к саням незнакомки.
- Каким образом ведьма заманила к реке сестрицу Аленушку?
Сообщила, что с козленочком что-то случилось.
Позвала ее ласковым голосом.
Предложила угощение.
- Кто подложил горох девушке в сказке «Принцесса на горошине»?
Королева. Принц. Придворный.
Воспитатель: Молодцы.
Каждой подгруппе даются названия сказок.
Дети очень любят переделывать сказки на новый лад. Предлагаю и вам придумать такой вариант сказки, где герои соблюдали бы правила безопасного поведения и обходили стороной все опасные ситуации. Каждой подгруппе даются названия сказок («Три медведя», «Три поросенка», «Волк и семеро козлят»). И показать фрагмент диалога между героями, при помощи настольного театра.
Воспитатель: Молодцы. Безопасные сказки получились у вас.
Мастер : Уважаемые коллеги, скажите, пожалуйста, какие формы работы вы используете при ознакомлении дошкольников с правилами безопасного поведения?
(Занятия, беседы, экскурсии, чтение художественной литературы, игры-тренинги, обучающие ситуации, наблюдения и др.)
Мастер. Молодцы!