Ковалёва Людмила
Упражнения как эффективный метод формирования основных исполнительских приёмов начинающего пианиста
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка на тему :
«Упражнения, как эффективный метод формирования основных исполнительских приёмов начинающего пианиста»
преподавателя первой категории
МБУ ДО «ДШИ № 2» МО г. Братска
Ковалевой Людмилы Ивановны
Пояснительная записка
Целью методической разработки является подбор и описание упражнений, направленных на формирование основных исполнительских умений и навыков, на начальном этапе обучения в классе фортепиано.
Темочки:
Актуальность заключается в том, что методы и приемы работы подобраны с учетом возрастных особенностей восприятия детей 6-7 лет.
Содержание:
1. Введение.
2. Практическая часть.
3. Заключение.
Начало обучения игре на фортепиано – одна из наиболее сложных этапов воспитания ученика – пианиста. И в тоже время, живой, творческий и очень индивидуальный процесс. На этом этапе дети впервые знакомятся с музыкой, учатся её понимать, получают первоначальные навыки игры.
Общеизвестно, что начальное музыкальное обучение заключается в донотном и нотном периодах обучения ученика. Продолжительность донотного периода обучения индивидуальна и зависит от скорости и качества освоения ребенком музыкальной грамоты.
Именно в этот период, на первых занятиях, педагог знакомит ученика с инструментом. Первые занятия музыкой, представляют для ученика слушание различной музыки, знакомится с основными жанрами музыки – песней, танцем, маршем, учится различать характер музыки.
Основная цель педагога – научить детей пианистическому мышлению, научить управлять слуховыми и двигательными ощущениями.
Цель данной работы: спланировать каждый урок с начинающим пианистом, охватить разные направления его развития. Все упражнения и задания педагог должен сопровождать яркими, образными, словесными пояснениями.
Методы работы фортепианной педагогики с начинающими обучение, в основном, следующие: словесный метод (объяснение, рассказ, метод подражания, метод эмоционально волевого воздействия и практический метод (работа за инструментом).
Одним из главных принципов, в работе с начинающими пианистами, заключается в том, что ребенку должно быть интересно и легко то, чем он занимается.
Основной вид детской деятельности – игра, я стараюсь на начальном этапе обучения придерживаться игровых методов, что в свою очередь, добавляет интереса к занятиям музыкой.
Обучение игре на инструменте – процесс индивидуальный. Каждый ученик на начальном этапе обучения проходит этап предварительного музыкального развития. Это доигровой (донотный) период.
Исходя из опыта работы, на начальном этапе основные направления планирования работы на уроке следующие:
1. Упражнения для организации игровых движений.
2. Слушание музыки.
3. Сообщение теоретического материала.
4. Пение и игра на инструменте, коротких песенок.
5. Ритмические игры и упражнения.
Организация игровых движений начинающего пианиста начинается с первых уроков. Ввести ребенка в мир музыки, играя ему яркие, образные, разнохарактерные пьесы.
Известно, что мастерство невозможно без владения определенными техническими приемами игры на инструменте. Путь к технически качественному исполнению на фортепиано труден тем, что начинается с раннего детства – здесь не обойтись без регулярных продолжительных упражнений.
Я стараюсь превратить работу над упражнениями в игру. Рука (кисть) сравнивается с «парашютиком», купол которого прилетает на клавишу.
Главная задача педагога состоит в том, чтобы помочь каждому ученику индивидуально приспособиться к инструменту, почувствовать свободные движения рук. Урок, как правило, проходит в форме диалога, что способствует развитию музыкально – образного мышления, поддерживает интерес ребенка к занятиям.
Существуют подготовительные упражнения на постановку руки. Упражнение : Выполняется сидя. Поочередно поднимать руки и, расслабив, бросить на колени.
Упражнение : То же, но рука падает на подушечки пальцев.
Упражнение : То же, но рука падает на третий палец, сначала на колени, потом на стол или крышку инструмента, затем на клавишу.
Как «вариант», первый и пятый пальцы «падают» одновременно.
Упражнение : «Шмель» выполняем 1- 2, 1 - 3, 1- 4 пальцами. Это упражнение помогают почувствовать 1 палец, не заваливаться на него. 1 палец должен ставиться на самый кончик пальца.
Используем подтекстовку :
Я веселый желтый шмель
Сяду я на эту ель
Упражнение : «Жук» - стучим с повтором каждые два пальца. (1-2, 1-2; 3-4, 3-4; 5-4, 5-4; 3-2,3-2; 1)
Используем подтекстовку :
Жу - жу - жу да жу - жу – жу
Я всем сказку расскажу.
Упражнение : «Часы» - стучим 1 - 3, 3 – 5, представляем как «ходит» маятник часов.
Подтекстовка:
На стене часы весят,
Тихо, мирно говорят:
Тик-так, тик-так.
Упражнение : «Зайчик». Прыжки через клавишу по белым, короткие, экономные кистевые движения.
Подтекстовка:
Вы скачите пальчики,
Как солнечные зайчики.
Для интонационного развития полезно петь с учеником небольшие попевки и детские песенки, которые он выучивает на уроке под аккомпанемент педагога.
Затем можно приступить к более сложным упражнениям, развивающим координацию движений, цепкость и свободу рук, глубину взятия звука, глубокое легато.
Упражнение : «Марширующие гномы». Пальцы «шагают» как гномы шагают ножками. Работают 2 и 4, 3 и 1, 2 и 1, 2 и 5, 3 и 5, 1и 5, 4 и 3 пальцы. Кисть остается в спокойном состоянии, а двигаются только согнутые пальцы.
Упражнение : «Паучок или Краб». Шагают все пальцы. Учитель (а дома – мама) дает команду, какими пальцами «шагать». Например, 4 и 2 пальцами правой руки, потом – левой, а затем называть разные пальцы для правой и левой руки. Затем одновременно «шагают» в левой 5 и 1, а в правой руке – 2 и 4.
Так ребенок научиться координировать свои движения и быстрее запомнит нумерацию пальцев. Затем можно приступить к игре на инструменте 3 пальцем.
Упражнение : «Радуга» играем 3 пальцем «большую радугу» на расстоянии 2 октав правой, затем левой рукой.
Упражнение : «Перелеты» играем 3 пальцами по всей клавиатуре левой, затем правой рукой, вверх и вниз.
Упражнение : «Разлеты» играем 3 пальцами от середины клавиатуры правой и левой рукой, в разные стороны.
Упражнение : «Два друга поссорились» играем 3 пальцами в разные стороны от одной клавиши клавиатуры.
Упражнение из пяти звуков : «Стрекоза» - играем вверх и вниз 3 пальцами.
Подтекстовка:
Стрекоза летит и назад спешит
А потом ещё разок летит.
Упражнение : «Капельки». Играем подряд по белым клавишам вверх и вниз, мягкие кистевые движения. Кисть «дышит» в воздухе.
Подтекстовка:
Капельки падают, осень пришла.
Ходит в сапожках вся детвора.
Работа над звукоизвлечением.
Одна из наиболее важных задач педагога в работе с начинающими заключается в том, чтобы научить их слышать и исполнять мелодическую линию. Работу над звукоизвлечением необходимо сейчас же связать с исполнением мелодий. Работая над несвязными мелодиями, ученик начинает всё более чутко прислушиваться к звуку; он учится свободно использовать при звукоизвлечении массу всей руки.
Чтобы организовать руку, добиться её свободы, достичь устойчивости пальцев и, наконец, научить слушать протяжность звучания, лучше начинать обучение звукоизвлечению с non legato.
Legato – наш основной приём игры на фортепиано, и ему следует уделять особое внимание с самого начала. Начинать игру legato можно только тогда, когда ученик овладел навыками игры non legato и у него появился устойчивый звук, он научился свободно использовать всю массу руки при звукоизвлечении, а главное – стал чутко прислушиваться к звуку.
Упражнение : «Поём» соединяем два звука, 2 и 3 пальцем правой, затем левой рукой.
Упражнение : «Мы поем» соединяем три звука, 2, 3 и 4 пальцами правой, затем левой рукой.
Все упражнения должны быть четко организованы ритмически. После каждого звена – небольшое «дыхание руки». Всегда чувствовать движение вперед – «вести руку за пальцами». Часто приходится напоминать ученику, чтобы он не играл на краю клавиатуры. Надо показать, что удобнее располагать, ближе к черным клавишам.
На самом начальном этапе занятий надо, чтобы ученик вслушивался в звучание, не путал штрихи, не брал фальшивые ноты, играл ритмически точно. Необходимо сразу приучать к осмысленному разбору: посмотреть, что стоит при ключе, прохлопать ритм в ладоши, считать вслух, назвать ноты, встречающиеся в тексте.
Овладение начальными навыками игры non legato и legato позволит расширить круг изучаемых пьес.
Заключение
Очень важно играя с учеником упражнения или несложные песенки давать музыкальную характеристику исполняемого материала на инструменте, искать подходящие образы, эмоции и настроения.
С первых занятий нужно стремиться воспитать в ребенке творческое отношение к любой музыкальной деятельности, работать над выразительным эмоционально – образным исполнением. Необходимо научить ребенка мыслить особым языком – музыкальным.
Только творческий подход педагога к своему делу может дать высокий результат и устойчивый интерес к занятиям начинающего пианиста.
Список использованной литературы
1. Л. Баренбойм Путь к музицированию// Фортепиано и начальное обучение / Ленинград; Советский композитор, 1979
2. Г. Г. Нейгауз, Об искусстве фортепианной игры М. ; Музыка, 1957
3. Т. И. Смирнова, Фортепиано. Интенсивный курс 1994
4. Г. М. Цыпин Обучение игре на фортепиано, - М., 1988
5. В. Крюкова. Музыкальная педагогика. - Ростов на Дону, Феникс, 2002г.
6. Б. Милич Воспитание ученика-пианиста 1-2 классы. Изд. : Музична Украина, 1979г.
7. Г. Коган Работа пианиста. Москва Издательство «Музыка» 1979г.