Екатерина Артамонова
Конспект мастер-класса по использованию кинезиологических упражнений в работе с детьми дошкольного возраста «Умные мячики»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект мастер-класса
«Умные мячики».
Выполнили:
Артамонова Екатерина Владимировна;
(Ф. И. О.)
Учителя физкультуры
(должность)
МБДОУ №33 «Аленький цветочек»
(место работы)
Пояснительная записка
Забота о здоровье детей - это величайший труд педагога
Сухомлинский В. А.
Публикация «Конспект мастер-класса по использованию кинезиологических упражнений в работе с детьми дошкольного возраста „Умные мячики“» размещена в разделах
- Кинезиология. Кинезиологические упражнения и игры для детей
- Мяч, мячик
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2019
Одной из важнейших задач нашего общества является формирование жизнеспособного, здорового подрастающего поколения. В условиях неблагоприятной экологической обстановки, неустойчивых социальных условий проблема здоровья детей является особенно актуальной, и начинать решать эту важную проблему необходимо с самых первых дней жизни ребенка. Поэтому в детских садах большое внимание уделяется сбережению и укреплению здоровья детей. Одним из путей решения этой проблемы является целенаправленное использование в процессе физического воспитания дошкольников известных физкультурно-оздоровительных методик и инновационных здоровьесберегающих технологий, адаптированных к возрастным особенностям детей.
В нашем образовательном учреждении физкультурно - оздоровительная работа ведется постоянно и систематически. Все мероприятия выстроены в последовательную цепочку и равномерно распределены на весь день в различных видах деятельности. Ведется совместная деятельность педагогов, каждый из нас информирует друг друга об особенностях детей, конкретизируя именно ту часть информации, которая может быть полезна специалисту. Но надо двигаться дальше, и стал такой вопрос, а может ли физическая культура помочь ребенку развить психические процессы.
А теперь представьте себе с какими трудностями столкнётся будущий школьник с «тусклыми мозгами», так как учёба в школе требует в первую очередь концентрации внимания, хорошей краткосрочной памяти и правильной речи. Но это касается не только школьников, но и взрослых. Что мы можем дать ребёнку, если у нас самих «затуманенное мышление». Мы не сможем иметь здоровых, счастливых, уравновешенных детей, если сами не достигнем сбалансированности, если сами находимся в хронической смене полярности.
Одним из универсальных методов, которая нам может помочь является кинезиология- наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют, создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта.
Кинезиология - это методика сохранения здоровья путём воздействия на мышцы тела, т. е. путём физической активности. Кинезиологические упражнения - комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, развивать комиссуры (нервные волокна, осуществляющие взаимодействие между полушариями) как межполушарное интеграторы, через которые полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация работы полушарий. Упражнения позволяют активизировать межполушарные взаимодействия, приводят к гармонизации баланса жизненной энергии у человека и обладают оздоравливающим и антистрессорным эффектом, снижают утомляемость, повышают способность к произвольному контролю, улучшают мыслительную деятельность, память и внимание. Особенно эффективной оказалась кинезиологическая гимнастика у детей, т. к. пластичность детского мозга является благоприятной почвой для его развития.
По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга - гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие - слуховой информации, постановку целей и построений программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело). Нарушение межполушарной передачи информации искажает познавательную деятельность.
Кинезиология - наука о развитии головного мозга через движение. Кинезиологические упражнение – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению память и внимания, облегчают процесс чтения и письма, благотворно воздействуют на весь организм ребенка.
Работы В. М. Бехтерева, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, Н. С. Лейтеса, П. Н. Анохина, И. М. Сеченова доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот.
Основная часть
Цель: помочь педагогам, родителям, усвоить применение кинезиологических упражнений в развитии интеллектуальных способностей; помочь ребенку применять эти упражнения в свободной деятельности для развития своего интеллекта и снятия мускульной зажатости в стрессовых ситуациях, используя различные виды мячей.
Задачи:
- изучить, проанализировать психолого- педагогические основы метода кинезиологии и развития интеллекта детей дошкольного возраста.
-определить основные приемы и формы использования кинезологических упражнений с различными видами мячей и их комплексного применения в рамках жизненного пространства ребенка в детском саду.
- помочь педагогам, родителям изучить и усвоить применение кинезиологических упражнений, особое внимание уделяя систематичности и правильности из выполнения.
- помочь ребенку самостоятельно применять эти упражнения в свободной деятельности для развития своего интеллекта и снятия мускульной зажатости в стрессовых ситуациях.
Участники: педагоги, родители (по желанию).
Материалы: теннисные мячи, су-джок мячи, мячи различной степени жесткости.
Предварительная работа : знакомство с различными видами мячей и их свойствами, установление связей между свойствами мяча и органами чувств (зрение, осязание);
Повестка мастер-класса :
1. Вступительное слово учителя физкультуры.
2. Знакомство с видами кинезеологических упражнений для детей дошкольного возраста.
3. Особенности использования кинезеологических упражнений с различными видами мячей.
4. Работа по схемам.
5. Заключительная часть, рефлексия.
Ход собрания
На столах, расставленных по кругу: корзиночки с различными видами мячей и схемы кинезеологических упражнений.
До мастер-класса тихо звучит музыка.
Участникам мастер-класса предлагается рассмотреть содержимое корзин и схем, расположенных на столах.
1. Вступительное слово учителя физкультуры:
Учитель ФК: Уважаемые коллеги и родители! Мы очень рады, что Вы пришли на наш мастер-класс! Много должен знать и уметь ребенок, вступая в незнакомую, но такую притягательную жизнь. Постоянно растущее число детей с нарушениями в физическом и психическом развитии ставит перед педагогом задачу поиска эффективных форм и приемов профилактики и укрепления здоровья малышей в условиях дошкольного образовательного учреждения. Одной из увлекательных и полезных форм такой работы мы предлагаем сделать комплексы кинезеологических упражнений с различными видами мячей, которая подразумевает под собой развитие головного мозга через движение. Об этом мы с вами сегодня и поговорим.
2. Знакомство с видами кинезеологических упражнений для детей дошкольного возраста.
Кинезиологические упражнения для дошкольников несложны, дети с легкостью и большим интересом их выполняют. К ним относятся следующие виды развивающих действий:
1. Растяжки - нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).
2. Дыхательные упражнения - улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность, применяются в основном в вводной и заключительной части занятия.
3. Глазодвигательные действия - помогают снять у детей мышечные зажимы, а также способствуют лучшему взаимодействию двух полушарий.
4. Телесные движения - развивают межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы.
5. Упражнения для развития мелкой моторики - стимулируют речевые зоны головного мозга.
6. Массаж - воздействует на биологически активные точки.
7. Релаксация- способствует расслаблению, снятию напряжения.
Изучив, методы мы можем дать рекомендации по применению кинезиологических упражнений в работе с детьми :
-проводятся занятия в доброжелательной обстановке
-используются систематически
-темп заданий наращивается и уложняется
-от детей требуется точное выполнение движений и приемов
-используются разнотипные и однотипные движения рук
-включаются все 5 пальцев каждой руки
- используются движения на сжатие, растяжение и расслабление мышц
-примененяются упражнения на занятиях и в свободное время
-проводятся кинезиологические упражнения перед интенсивной умственной нагрузкой
-продолжительность занятий составляет от 5-10 до 20-35 минут в день, в зависимости от возраста
-упражнения выполняются в медленном темпе от 3 до 5 раз, сначала одной рукой, затем другой рукой, а в завершение - двумя. Все указания даются чётко, спокойно, педагог следит за правильностью выполнения заданий
-упражнения проводятся только в том случае, если идет стандартная учебная работа, творческую деятельность прерывать нецелесообразно.
3. Особенности использования кинезеологических упражнений с различными видами мячей.
Захваты кистью:
Цель этих захватов: регуляция силы броска и координация правильного направления при работе с мячом.
1. «Обезьянка», мяч захватываем сверху, задействуя все пальцы ( цель: почувствовать работу кисти руки).
2. «Стаканчик», мяч захватывается тем же движением, когда мы держим стакан, с боков мяч захватывается с одной стороны большим пальцем, с другой стороны всеми оставшимися пальцами (цель6 вся рука включена в работу).
3. «Шашечка», мяч бросаем «обезьянкой», ловим, подставляя ладонь снизу, под мяч.
4. «Перебрасывания», мяч перебрасываем из руки в руку через пол или навесу перед собой, обязательное условие: отслеживание мяча глазами.
Все упражнения начинаются с самого простого варианта, постепенно усложняясь. Можно усложнять упражнения чередованием, например, бросаем мяч вниз «обезьянкой», ловим «стаканчиком» и одновременно приседаем, можем выполнять упражнения как одной рукой, так и двумя по очереди или одновременно, можно выполнять упражнения с пересечением или чередование обычного движения с пересечением.
Вариантов великое множество.
В данных видах упражнений включается и задействуется все окружающее вас пространство + мы работаем со всеми полями зрения (потому, как в основном мы работаем в нашем ближайшем срединном поле (читаем, вяжем, используем с гаджеты – все действия перед собой, точнее, перед глазами, а методика позволяет работать со всеми полями зрения (сбоку, снизу, сверху и т. д.).
Для детей выбираем самые простые формы работы, постепенно их усложняя в соответствии с возрастом, возможностями детей и тем, чему они уже научились.
4. Работа по схемам.
Практическая часть. Участникам мастер-класса предлагаются несложные схемы с кинезеологическими упражнениями (с различными видами мячей). Предлагаем попробовать и продемонстрировать окружающим данные виды упражнений.
5. Заключительная часть, рефлексия.
Мы были рады поделиться с вами своими наработками, надеемся, что данный мастер - класс вам понравился и был полезным. Ждем от вас обратную связь и предлагаем оставить отзывы о нашем мероприятии в специальном почтовом ящике.
Список источников:
1. Деннисон П. Деннисон Г. Гимнастика мозга М, 1997.
2. Сиротюк А. Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. М. 2000.
3. Сиротюк А. Л. Упражнения психомоторного развития дошкольников. Практическое пособие М. Аркти 2008.
4. Шанина Г. Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков. М, 1999.