Анастасия Корельская
Применение кинезиологических упражнений в работе с детьми дошкольного возраста как способ гармоничного развития личности
▼ Скачать + Заказать документы
Кинезиология – это наука о развитии головного мозга через движение, наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения.
Кинезиологические упражнения – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие.
Публикация «Применение кинезиологических упражнений в работе с детьми дошкольного возраста как способ гармоничного развития личности» размещена в разделах
- Кинезиология. Кинезиологические упражнения и игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Благодаря кинезиологическим тренировкам происходит развитие внимания, памяти, мышления, пространственных представлений, двигательной активности, речевое развитие. Важно, что чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения.
Картотека кинезиологических упражнений
• Упражнение «Ухо – нос»
Левая рука - взяться за кончик носа, правая рука - взяться за правое ухо. По
команде отпустить ухо-нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук "с
точностью наоборот".
• Упражнение «Замок»
Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, вывернуть
руки к себе. 1 вариант: ребенок с закрытыми глазами называет палец и руку,
к которым прикоснулся педагог. 2 вариант: точно и четко двигать пальцем,
который называет педагог. Следить, чтобы остальные пальцы в движении не
участвовали.
• «Колечко»
Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в
кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д.
Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному
пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно,
затем сразу двумя руками.
• «Кулак-ребро-ладонь»
Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг
друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на
плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется
сначала правой рукой, потом -левой, затем -двумя руками вместе по 8-10 раз.
Лягушка (кулак) хочет (ребро) в пруд (ладонь,
Лягушке (кулак) скучно (ребро) тут (ладонь).
• «Горизонтальная восьмёрка»
Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку – НАЧАЛО ВСЕГДА ВЛЕВО ВВЕРХ - как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключить язык, т. е. одновременно с глазами следить за движением пальцев, хорошо выдвинутым изо рта языком.
• «Зеркальное рисование»
Положите на стол чистый лист бумаги (лист прикрепить к столу). Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру (лучше использовать восковые мелки). Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально - симметричные рисунки, буквы, цифры, линии и т. д. При возникновении сложностей, перед выполнением упражнения необходимо прорисовать изображение в воздухе поочередно каждой рукой и двумя руками одновременно.
• «Звёздочки»
Руки вытянуты перед собой. Одна ладонь сжата в кулак, вторая - пальцы расставлены в стороны. Ритмичная смена позиций (звездочки зажглись и погасли)
• «Лезгинка»
Левая ладонь повернута к себе, пальцы в кулак, а большой - в сторону. Правая рука прямой ладонью вниз прикасается к мизинцу левой. Потом - одновременная смена положений рук.
Кисть мы в кулачок сжимаем,
А другую разжимаем,
А потом их поменяем.
И лезгинку начинаем
• «Слоник»
Правая рука встает на выпрямленную левую ладонь. Указательный и безымянный пальцы – передние ноги слона, большой и мизинец – задние ноги, вытянутый средний палец – хобот.
Настоящий серый слон мне шлет пламенный поклон
• «Дом-ёжик-замок»
Дом – пальцы рук соединить под углом, большие пальцы соединить
Ёжик – поставить ладони под углом друг к другу. Расположить пальцы одной руки между пальцами другой.
Замок – ладони прижать друг к другу. Пальцы переплести.
Дом красивый
Дом высокий
Ёж себе построил в соснах.
На дверях –замок большой,
Чтобы не вошёл чужой.
В домик ёжик приволок
Для дверей большой замок.
В доме ёжик на кладовку.
Днём замок повесил ловко.
• «Гусь-курица-петух»
Гусь – ладонь согнуть под прямым углом. Пальцы вытянуть и прижать друг к другу. Указательный палец согнуть и опирается на большой.
Курица – ладонь немного согнуть, указательный палец упирается в большой. Остальные пальцы накалываются друг на друга в полусогнутом положении.
Петух – ладонь поднять вверх. Указательный палец опирается на большой. Остальные пальцы растопырены в сторону и подняты вверх – это «гребешок».
Гусь гогочет:»га-га-га!»
Я обедаю в лугах.
Курочка-«ко-ко, ко-ко!»
Я в сарае, мне легко!
Петушок-«кукареку
Я поесть везде смогу!»
• «Ножницы-собака-лошадка»
Собака – ладонь поставить на ребро, большой палец выпрямить и поднять вверх. Остальные пальцы сомкнуть. Указательный палец согнуть.
Лошадка – большой палец правой руки поднять вверх, сверху обхватить эту ладонь другой ладонью под углом, образуя пальцами гриву. Большой палец левой руки поднять вверх.
Катя ножницы берёт
И собачку пострижёт
А потом с лошадкой
Поиграет в прятки.
• «Снеговик»
Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д.
В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться.
Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.
• «Дерево»
Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.
• «Перекрестное марширование»
Любим мы маршировать,
Руки, ноги поднимать.
Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем, шагать касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге.
Библиографический список
1. Сазонов В. Ф., Кириллова Л. П., Мосунов О. П. Кинезиологическая гимнастика против стрессов: Учебно-методическое пособие / РГПУ. – Рязань, 2000. – 48 с.
2. Сиротюк А. Л. «Кинезиологические упражнения» - М., 2003.
3. Сиротюк А. Л Упражнения для психомоторного развития дошкольников : Практическое пособие. – М. : АРКТИ, 2008. – 60с
4. Столяренко Л. Д. «Гимнастика для гармонизации деятельности полушарий мозга»