ОЛЬГА ВОТИНЦЕВА
«Ёлка Победы». Конструкт организации совместной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
ДОО: МБДОУ ПМО СО «Детский сад №34»
Группа: подготовительная (6-7 лет)
Воспитатель: Вотинцева О. Г.
Вид ООД: ФЦКМ
Образовательная область : «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
Вид деятельности : познавательная, игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная.
Формы: фронтальная, индивидуальная.
Тема: «Ёлка Победы».
Темочки:
- День Победы, 9 мая
- День Победы. Конструирование, поделки к 9 мая
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Подготовительная группа
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Темочки
Планируемый результат: дети имеют представления о традициях празднования Нового года в ВОВ; дети демонстрируют интерес к истории родной страны, к фактам о ВОВ; дети знают о характерных особенностях зимней погоды в разных уголках России; дети проявляют сочувствие и сострадание; дети проявляют творческое воображение.
Цель: развитие у детей исторической памяти и познавательного интереса, умения решать задачи адекватные возрасту, развитие творческого мышления через совместную познавательно-исследовательскую деятельность.
Предварительная работа:
1. Рассматривание и обсуждение иллюстраций о ВОВ.
2. Чтение рассказов и стихов о войне.
3. Разучивание стихов о ВОВ, о Дне Победы.
4. Заучивание и обсуждение пословиц по теме «Родина».
5. Прослушивание песен военных лет.
6. Просмотр фильмов и сюжетов о ВОВ, о героях и их подвигах.
7. Сюжетно-ролевые игры («Семья», «Медсестра», «Разведчики» и пр.).
Задачи совместной познавательно-исследовательской деятельности Задачи с учётом особенностей воспитанников группы
Воспитательные:
1. Научить чуткому, доброжелательному отношению к близким; побудить детей к нравственным поступкам; воспитывать чувство уважения к людям и сопереживания; доброжелательность; дружелюбие; желание совершать добрые поступки.
2. Воспитывать чувство патриотизма, любви к своей Родине, уважения к ветеранам В. О. В. и труженикам тыла, желание заботиться о них.
3. Воспитание толерантности.
Развивающие :
1. Развивать любознательность, расширять кругозор детей, стремление узнать больше нового, полезного, интересного об истории родного края.
2. Развивать у детей воображение, наблюдательность и способность сопереживать другим людям.
3. Развитие памяти, внимания.
4. Активизировать словарь детей путё м уточнения понятий: Россия, Отечество, традиции; защищать, оборонять, гордиться, сражаться; справедливая, народная, героическая война; фашизм, блокада, окопы, траншеи.
Обучающие:
1. Расширять представление детей о традициях празднования Нового года в годы ВОВ (как праздновали Новый год на фронте солдаты, в тылу, в блокадном Ленинграде, и т. д.).
2. Знакомить детей с такими общественными явлениями времён ВОВ, как бомбёжка, голод, новости от Советского информбюро, получение хлебных карточек и пайка хлеба).
3. Закрепить знания детей о том, как тыл поддерживал фронт неимоверными усилиями гражданского населения, как живущие помнят об участниках В. О. В, вспомнить семейные традиции.
4. Закрепить умение рассуждать и отвечать полным предложением на поставленный вопрос.
Принципы дошкольного образования (ФГОС ДО).
• Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.
• Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
• Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
• Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
• Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
Принципы воспитания: формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом, создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма, воспитание через взаимодействие.
Принципы обучения: принцип доступности, наглядности, принцип систематичности и последовательности, принцип научности, принцип активности, принцип деятельности, принцип предметности.
Методы воспитания: беседа, поощрение, игровая ситуация.
Методы обучения: беседа, художественное слово, демонстрация, показ.
Средства воспитания и обучения: мультимедийное оборудование, декорации к сценке (печка-буржуйка, стол, лампа-керосинка, ёлка, паёк хлеба, сундучок, бросовый материал, бумага цветная, открытки, клей, стулья детские по количеству детей.
Этапы деятельности Методы Деятельность педагога Деятельность детей Планируемый результат
1. Мотивация на совместную деятельность
Задача:
заинтересовать детей на предстоящую деятельность. Инсценировка (сценарий Приложение 1)
Воспитатель приглашает детей в музыкальный зал, в котором размещены декорации. В зале темно, освещается сцена.
Дети наблюдают за происходящим на сцене. Дети впечатлены действием, происходящим на сцене, заинтересованы.
2. Основной этап.
2.1. Беседа-рассуждение «Встреча Нового года в современной семье и в семье в годы ВОВ»
Беседа, демонстрация Педагог выслушивает мнения детей об увиденном.
Педагог задаё т вопросы:
- Что происходит?
- Какой праздник встречают герои?
- Что вы чувствуете, когда мы с вами беседуем об этом празднике?
- Какие семейные традиции празднования Нового года есть в вашей семье?
- Почему дети на сцене не радуются празднику? Дети отвечают на вопросы педагога, рассуждают о чувствах героев, высказывают своё мнение, рассказывают о традициях празднования Нового года в своей семье. Дети
демонстрируют интерес к традициям празднования Нового года, желание поделиться впечатлениями;
дети демонстрируют сострадание героям инсценировки.
2.2 Рассказ педагога о праздновании Нового года в годы ВОВ в сопровождении презентации
Беседа, демонстрация.
Педагог предлагает детям узнать, как в годы ВОВ праздновали Новый год на фронте, в тылу, во время блокады в Ленинграде; чем наряжали ёлки; какие угощения ставили на стол. Дети слушают педагога, рассматривают фотографии на экране, отвечают на вопросы. Дети обладают знаниями о традициях празднования Нового года в годы ВОВ в тылу и на фронте.
Физкультминутка «Ёлочка»
Музыкальная игра-повторялка
https://www.youtube.com/watch?v=inG2QQzBo8U
Педагог включает на экране музыкальную мультигру-повторялку. Дети выполняют движения по показу на экране. Дети отдохнули, расслабились, приготовились к продолжению совместной деятельности.
2.3 Работа в центрах активности по подгруппам
Центр продуктивной деятельности : изготовление ёлочных игрушек из бросового материала, гирлянд и флажков из цветной бумаги и журналов, раскрашивание фронтовых открыток.
Центр конструирования : изготовление гирлянды из цветных пластиковых лампочек на электрической цепи (на батарейках) из электрического конструктора «Знаток» Педагог показывает детям ненаряженную ёлку и предлагает нарядить фронтовую ёлку. Она рассказывает о предлагаемой деятельности в каждом из центров активности.
Воспитатель приглашает детей разбиться по центрам по интересам, распределяет задания и объясняет задачи.
Дети выбирают деятельность по интересам. Дети проявляют творческое воображение, инженерное мышление, демонстрируют навыки продуктивной деятельности.
3. Рефлексия
Украшение ёлки самодельными игрушками и открытками, хоровод вокруг ёлочки. Педагог вместе с детьми рассматривают украшения, сделанные своими руками, обсуждая, какие материалы можно было найти в годы войны, каким образом можно было скрепить детали между собой. Затем педагог предлагает нарядить фронтовую ёлочку, украсить зал самодельными гирляндами и флажками. Дети рассматривают украшения, анализируют, делают выводы. Дети наряжают ёлку самодельными игрушками и гирляндами. Дети умеют анализировать свою деятельность, делать выводы;
дети демонстрируют интерес и элементарные знания о быте граждан Советского Союза в годы ВОВ.
Дети проявляют толерантность по отношению к поделкам друг друга, умеют положительно их оценивать.
Беседа, поощрение. Воспитатель приглашает детей встать в круг.
После короткой беседы воспитатель включает минусовку песни «В лесу родилась ёлочка» и предлагает встать в хоровод и спеть новогоднюю песенку.
Дети рассматривают наряженную ёлочку, отмечают, что она отличается от современных ёлок тем, что она украшена игрушками, сделанными своими руками. Дети совместными усилиями проанализировали
итог собственной образовательной деятельности.
4. Открытость Беседа.
Педагог обращает внимание на то, что в центрах активности ещё остались материалы и предлагает сделать подарки ветеранам, чтобы они вспомнили ёлочки фронтовых лет. Дети рассматривают альтернативные виды деятельности для продолжения в самостоятельной деятельности. Дети сориентированы на самостоятельную деятельность в режимных моментах.
Приложение 1
Сценка:
Декорации: в центре стоит ёлка неукрашенная. Дети, укутанные в шали (брат и сестра в ожидании матери) сидят у макета печки-буржуйки, которую «топят» книжками.
Сестра: Как холодно! И мама не идет.
Быть может, хлебушка она нам принесет
Ну, хоть бы крошечку где отыскать!
Голодной страшно мне идти в кровать.
Брат: А разве я есть не хочу? Хочу!
Но все равно молчу.
Ведь там, где папа наш сейчас,
Потяжелее, чем у нас.
Хоть разрываются снаряды здесь,
Но дом у нас с тобою есть.
Вот, правда, враг недалеко,
Ну, а кому сейчас в стране легко?
Сестра: А помнишь блинчики с вареньем,
Которые по праздникам пекла она?
Сейчас я съела б все одна!
Брат: Опять ты о еде заговорила!
Уж лучше б душу не травила!
Чем чаще вспоминаешь ты о ней,
Тем голод чувствуешь сильней.
И мне воспоминанья эти не нужны.
Сестра: А вот и мамины шаги слышны!
Брат: Не вздумай хныкать перед ней!
Дай отдохнуть сначала ей.
Входит мама
Мама: Я покушать принесла. (Мама разворачивает платочек, достает детям кусочки хлеба.)
Дети берут кусочки с платочка, нюхают…
Сестра: Мамочка, а тебе?
Мама: Я кушала уже.
Педагог: Сколько испытаний принесла блокада! Город был изолирован от Большой земли. Поэтому катастрофически уменьшались нормы выдаваемых продуктов. Вот такой кусочек хлеба получали ленинградцы по карточкам на целый день (показывает детям кусочек хлеба на тарелочке). Хлебу цену знает каждый ленинградец, маленький кусочек 125 грамм.