Лучший педагог года

Мастер-класс «Использование кинезиологических упражнений как вид здоровьесберегающих технологий в ДОУ»

Елена Шуляковская
Мастер-класс «Использование кинезиологических упражнений как вид здоровьесберегающих технологий в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы

ЦЕЛЬ:

Ознакомление педагогов с кинезиологическими упражнениями, применение которых возможно в образовательном процессе в целях умственного и физического развития дошкольников.

ЗАДАЧИ:

• Раскрыть актуальность темы.

• Познакомить с кинезиологией, как одним из методов активного развития детей дошкольного возраста.

• Выполнить некоторые кинезиологические упражнения с педагогами.

Публикация «Мастер-класс „Использование кинезиологических упражнений как вид здоровьесберегающих технологий в ДОУ“» размещена в разделах

КИНЕЗИОЛОГИЯ - НАУКА О РАЗВИТИИ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ЧЕРЕЗ ОПРЕДЕЛЁННЫЕ ДВИГАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖ-НЕНИЯ.

Кинезиология (с греческого – наука о движении). Существует уже 2000 лет, использу-ется во всём мире. Кинезиологическими упражнениями пользовались Аристотель и Гиппократ.

Своей молодостью и красотой Клеопатра также была обязана кинезиологии.

Устали – маршируйте! Гуляете в лесу – маршируйте! Перекрестные движения руками и ногами – главное упражнение гимнастики для мозга.

Гимнастика для мозга полезна всем: и малым, и взрослым, и старым. Маршируйте, когда устаете и ничего не хочется делать. Чувство бодрости придет мгновенно. Как бонус – за счет синхронизации правого и левого полушарий активизируется менталь-ная деятельность и думаться будет быстрее, а думы станут легче!

Современные кинезиологические методики направлены на активизацию раз-личных отделов коры больших полушарий мозга, что позволяет развивать способности человека или корректировать проблемы в различных областях психики.

Кинезиология рассматривает мозг человека как компьютер, в котором уже заложена информация обо всех функциональных связях в организме. Мозг накапливает инфор-мацию и способен решить любую задачу, связанную с регуляцией функций человече-ского организма. В прогрессивных школах всего мира в школьных расписаниях есть ежедневный урок — кинезиология.

Основоположником гимнастики для мозга считается Пол Э. Деннисон. В начале 1980-х годов д-р Пол Э. Деннисон и его жена и соавтор, Гейл Э. Деннисон, создали образо-вательную кинезиологию (Edu-K) – расширенное обучение через движение. Образова-тельная кинезиология в основном применяется в педагогических целях для повышения концентрации внимания и активации запоминания, снижения напряжения, и в целом улучшения обучения.

В России ГМ впервые появилась в 1988 г. Сейчас её используют в своей работе в уч-реждениях психологической помощи в 15 крупных городах страны (Москва, СанктПе-тербург, Томск, Уфа, Орехово-Зуево и др.). Все педагоги, использующие кинезиологи-ческую практику, отмечают необыкновенные успехи у людей всех возрастов.

Кинезиологические упражнение – это комплекс движений позволяющих активизиро-вать межполушарное воздействие.

Наш мозг состоит из двух полушарий, каждое из которых выполняет свои функ-ции, отвечая за протекание определенных процессов (левое – логическое, правое – творческое). В идеале они гармонично дополняют друг друга.

И человеку необходима правильная работа не только каждого из них по отдельности, но и во взаимосвязи. Итак, за что отвечает каждое из полушарий мозга?

Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логиче-ское, аналитическое –отвечает за восприятие – слуховой информации, постанов-ку целей и построений программ.

Правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – от-вечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинесте-тическое восприятие.

Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).

Кинезиология относится к «здоровьесберегающей технологии».

Многие упражнения направлены на развитие одновременно физических и психофи-зиологических качеств, на сохранение здоровья детей, и профилактику отклонений в их развитии. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме наступают по-ложительные структурные изменения.

И чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения. Упражнения развивают тело, повышают стрессоустойчивость организма, сихронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма. В результате повышается уровень эмоцио-нального благополучия, улучшается зрительно-моторная координация, формируется пространственная ориентировка. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы.

Что включают в себя комплексы упражнений?

Растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные уп-ражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию.

Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное на-пряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).

Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить воспри-ятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают меж-полушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.

Телесные упражнения

Улучшают контроль и регуляцию деятельности (движения и позы перекрёстного ха-рактера).

Упражнения необходимо проводить ежедневно в течение шести-восьми недель по 15-20 минут в день. Для постепенного усложнения упражнений можно использовать :

ускорение темпа выполнения;

выполнение с легко прикушенным языком и закрытыми глазами (исключение речевого и зрительного контроля);

подключение движений глаз и языка к движениям рук;

подключение дыхательных упражнений и метода визуализации.

Где и когда используем КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ упражнения! Например, во время физических занятий детям предлагаются упражнения, направленные на координацию между конечностями, глазами, головой. Это могут быть асимметричные движения (одна рука гладит – другая бьет, движения, выполняемые с закрытыми глазами (дотронуться до носа, уха, постоять на одной ноге, движения, выполняемые сначала поочередно рукой или ногой, и затем – вместе обеими.

Задачи, решаемые в процессе кинезиологических «рисовалок» :

Развитие межполушарного взаимодействия мозга;

Синхронизация работы полушарий мозга;

Развитие мелкой моторики;

Развитие творческих способностей;

Развитие всех психических процессов;

Профилактика дислексии, дисграфии.

На занятиях по рисованию могут использоваться приемы рисования другой рукой или обеими в зеркальном отображении, рисование с закрытыми глазами, обведение контура в одном, а затем в другом направлении каждой рукой по очереди.

Специальные кинезиологические занятия проводятся по определенной схеме.

Сначала детей настраивают на предстоящую работу. Для этого подходят так назы-ваемые упражнения-растяжки. Это несколько заданий, направленных на максимальное напряжение, а затем расслабление определенных мышц.

После того как малыши настроятся на выполнение заданий взрослого, им предлагается несколько дыхательных упражнений, способствующих развитию чувства ритма и самоконтроля.

Далее телесные упражнения и упражнения для развития мелкой моторики.

Далее подключаются упражнение, сочетающие движение с отслеживанием глазами. Они стимулируют взаимодействие полушарий, снимают мышечные зажимы.

В конце занятия выполняются задания на релаксацию, чтобы снять мышечное на-пряжение и расслабить малышей.

Все упражнения целесообразно проводить с использованием музыкального сопровож-дения. Спокойная, мелодичная музыка создает определенный настрой у детей. Она ус-покаивает, направляет на ритмичность.

Гимнастика для мозга полезна всем: и малым, и взрослым, и старым. Маршируйте, когда устаете и ничего не хочется делать. Чувство бодрости придет мгновенно. Как бонус – за счет синхронизации правого и левого полушарий активизируется менталь-ная деятельность и думаться будет быстрее, а думы станут легче!

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

РАСТЯЖКА.

“Тряпичная кукла и солдат”

Исходное положение – стоя. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку как сол-дат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь. Теперь накло-нитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными. Теперь снова по-кажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева. Дети попеременно бывают то солдатом, то куклой, до тех пор, пока вы не почувствуете, что они уже вполне расслабились.

Сорви яблоки”

Исходное положение – стоя. Представьте себе, что перед каждым из вас растет яблоня с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда дос-тать их не удается. Посмотрите на яблоню, видите, вверху справа висит большое ябло-ко. Потянитесь правой рукой как можно выше, поднимитесь на цыпочки и сделайте резкий вдох. Теперь срывайте яблоко. Нагнитесь и положите яблоко в небольшую корзину, стоящую на земле. Теперь медленно выдохните.

Выпрямитесь и посмотрите налево вверх. Там висят два чудесных яблока. Сначала до-тянитесь туда правой рукой, поднимитесь на цыпочки, вдохните и сорвите одно ябло-ко. Затем подними как можно выше левую руку и сорвите другое яблоко, которое там висит. Теперь наклонитесь вперед, положите оба яблока в стоящую перед тобой кор-зину и выдохните. Теперь вы знаете, что вам нужно делать. Используйте обе руки по-переменно, чтобы собирать висящие слева и справа от вас прекрасные большие яблоки и складывайте их в корзину

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ :

. “Свеча”

Исходное положение – сидя за столом. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.

ТЕЛЕСНЫЕ УПР.

«Колено – локоть».

Стоя. Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до ко-лена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Повторить упражнение 8–10 раз.

«Ухо – нос».

Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, поменяйте положение рук «с точностью до наобо-рот».

Речевое сопровождение:

Села на нос мне, на правое ухо –

Лезет назойливо черная муха.

Снова на нос, но на левое ухо-

Кыш, улетай от меня, Цокотуха!

ГЛАЗОДВИГАТЕЛЬНЫЕ

“Глазки” Чтобы зоркость не терять, Нужно глазками вращать. Вращать глазами по кругу по 2-3 секунды (6 раз).

6. “Глазки” Нарисуем большой круг

И осмотрим все вокруг.

Глазами и выдвинутым языком делать совместные движения, вращая их по кругу (из стороны в сто-рону).

РЕЛАКСАЦИЯ

“Путешествие на облаке”

Сядьте удобнее и закройте глаза. Два – три раза глубоко вдохните и выдохните… Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пух-лых подушек. Почувствуй, как ваши ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой об-лачной подушке. Теперь начинается путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Чув-ствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть облако перенесет вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что – нибудь чудесное и волшебное… Теперь вы снова на своем облаке, и оно везет вас назад, на ваше место в классе. Слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе. Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными.

А теперь немного порисуем.

. «Зеркальное рисование». Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по каран-дашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми для развития умственных способностей и оздоровленияИспользование кинезиологических упражнений в работе с детьми для развития умственных способностей и оздоровления Мастер-класс для педагогов «Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми дошкольного возраста для развития умственных способностей.

Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ Педагог: Ульмескулова С. Ж. «МДОУ Д/с № 148 о. в.» г. Магнитогорск Доклад «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ».

Презентация «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ» Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми Спорт – это жизнь, а не игра! Спорт – распорядок дня с утра! Спорт – дисциплина, тяжкий труд! Это праздник и триумф! Ты должен добежать,.

Комплекс кинезиологических упражнений Межполушарное взаимодействие Развитие движений мелкой моторики пальцев рук Колечко. Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы.

Мастер-класс «Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях» Мастер-класс «Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях» ВЕДЕНИЕ Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать.

Мастер-класс «Использование здоровьесберегающих технологий в образовательной области «физическое развитие» с учетом ФГОС» Сценарий мастер - класса: Ведущий: Добрый день уважаемые коллеги! Я рада приветствовать Вас. «Психологическое вхождение» Цель: Снять напряжение,.

Мастер-класс «ОНР с использованием инновационных и здоровьесберегающих технологий в работе логопеда в ДОУ» Мастер – класс: «Общее недоразвитие речи с использованием новых инновационных и здоровье сберегающих технологий в работе логопеда в ДОУ».

Мастер-класс «Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях дополнительного образования» Мастер класс: Применение Здоровьесберегающих технологий на занятиях дополнительного образования. Целью сегодняшнего мастер-класса является.

Педагогический проект «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ» Педагогический проект на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности в ДОУ. Воспитатель: Мехонцева.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Использование кинезиологических упражнений как вид здоровьесберегающих технологий в ДОУ»
Опубликовано: 19 сентября 2019 в 05:46
+29Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Использование кинезиологических упражнений как вид здоровьесберегающих технологий в ДОУ»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Шуляковская в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД