Елена Шуляковская
Мастер-класс «Использование кинезиологических упражнений как вид здоровьесберегающих технологий в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
ЦЕЛЬ:
Ознакомление педагогов с кинезиологическими упражнениями, применение которых возможно в образовательном процессе в целях умственного и физического развития дошкольников.
ЗАДАЧИ:
• Раскрыть актуальность темы.
• Познакомить с кинезиологией, как одним из методов активного развития детей дошкольного возраста.
• Выполнить некоторые кинезиологические упражнения с педагогами.
Темочки:
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Кинезиология. Кинезиологические упражнения и игры для детей
- Темочки
КИНЕЗИОЛОГИЯ - НАУКА О РАЗВИТИИ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ЧЕРЕЗ ОПРЕДЕЛЁННЫЕ ДВИГАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖ-НЕНИЯ.
Кинезиология (с греческого – наука о движении). Существует уже 2000 лет, использу-ется во всём мире. Кинезиологическими упражнениями пользовались Аристотель и Гиппократ.
Своей молодостью и красотой Клеопатра также была обязана кинезиологии.
Устали – маршируйте! Гуляете в лесу – маршируйте! Перекрестные движения руками и ногами – главное упражнение гимнастики для мозга.
Гимнастика для мозга полезна всем: и малым, и взрослым, и старым. Маршируйте, когда устаете и ничего не хочется делать. Чувство бодрости придет мгновенно. Как бонус – за счет синхронизации правого и левого полушарий активизируется менталь-ная деятельность и думаться будет быстрее, а думы станут легче!
Современные кинезиологические методики направлены на активизацию раз-личных отделов коры больших полушарий мозга, что позволяет развивать способности человека или корректировать проблемы в различных областях психики.
Кинезиология рассматривает мозг человека как компьютер, в котором уже заложена информация обо всех функциональных связях в организме. Мозг накапливает инфор-мацию и способен решить любую задачу, связанную с регуляцией функций человече-ского организма. В прогрессивных школах всего мира в школьных расписаниях есть ежедневный урок — кинезиология.
Основоположником гимнастики для мозга считается Пол Э. Деннисон. В начале 1980-х годов д-р Пол Э. Деннисон и его жена и соавтор, Гейл Э. Деннисон, создали образо-вательную кинезиологию (Edu-K) – расширенное обучение через движение. Образова-тельная кинезиология в основном применяется в педагогических целях для повышения концентрации внимания и активации запоминания, снижения напряжения, и в целом улучшения обучения.
В России ГМ впервые появилась в 1988 г. Сейчас её используют в своей работе в уч-реждениях психологической помощи в 15 крупных городах страны (Москва, СанктПе-тербург, Томск, Уфа, Орехово-Зуево и др.). Все педагоги, использующие кинезиологи-ческую практику, отмечают необыкновенные успехи у людей всех возрастов.
Кинезиологические упражнение – это комплекс движений позволяющих активизиро-вать межполушарное воздействие.
Наш мозг состоит из двух полушарий, каждое из которых выполняет свои функ-ции, отвечая за протекание определенных процессов (левое – логическое, правое – творческое). В идеале они гармонично дополняют друг друга.
И человеку необходима правильная работа не только каждого из них по отдельности, но и во взаимосвязи. Итак, за что отвечает каждое из полушарий мозга?
Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логиче-ское, аналитическое –отвечает за восприятие – слуховой информации, постанов-ку целей и построений программ.
Правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – от-вечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинесте-тическое восприятие.
Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).
Кинезиология относится к «здоровьесберегающей технологии».
Многие упражнения направлены на развитие одновременно физических и психофи-зиологических качеств, на сохранение здоровья детей, и профилактику отклонений в их развитии. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме наступают по-ложительные структурные изменения.
И чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения. Упражнения развивают тело, повышают стрессоустойчивость организма, сихронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма. В результате повышается уровень эмоцио-нального благополучия, улучшается зрительно-моторная координация, формируется пространственная ориентировка. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы.
Что включают в себя комплексы упражнений?
Растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные уп-ражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию.
Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное на-пряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).
Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить воспри-ятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают меж-полушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.
Телесные упражнения
Улучшают контроль и регуляцию деятельности (движения и позы перекрёстного ха-рактера).
Упражнения необходимо проводить ежедневно в течение шести-восьми недель по 15-20 минут в день. Для постепенного усложнения упражнений можно использовать :
ускорение темпа выполнения;
выполнение с легко прикушенным языком и закрытыми глазами (исключение речевого и зрительного контроля);
подключение движений глаз и языка к движениям рук;
подключение дыхательных упражнений и метода визуализации.
Где и когда используем КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ упражнения! Например, во время физических занятий детям предлагаются упражнения, направленные на координацию между конечностями, глазами, головой. Это могут быть асимметричные движения (одна рука гладит – другая бьет, движения, выполняемые с закрытыми глазами (дотронуться до носа, уха, постоять на одной ноге, движения, выполняемые сначала поочередно рукой или ногой, и затем – вместе обеими.
Задачи, решаемые в процессе кинезиологических «рисовалок» :
Развитие межполушарного взаимодействия мозга;
Синхронизация работы полушарий мозга;
Развитие мелкой моторики;
Развитие творческих способностей;
Развитие всех психических процессов;
Профилактика дислексии, дисграфии.
На занятиях по рисованию могут использоваться приемы рисования другой рукой или обеими в зеркальном отображении, рисование с закрытыми глазами, обведение контура в одном, а затем в другом направлении каждой рукой по очереди.
Специальные кинезиологические занятия проводятся по определенной схеме.
Сначала детей настраивают на предстоящую работу. Для этого подходят так назы-ваемые упражнения-растяжки. Это несколько заданий, направленных на максимальное напряжение, а затем расслабление определенных мышц.
После того как малыши настроятся на выполнение заданий взрослого, им предлагается несколько дыхательных упражнений, способствующих развитию чувства ритма и самоконтроля.
Далее телесные упражнения и упражнения для развития мелкой моторики.
Далее подключаются упражнение, сочетающие движение с отслеживанием глазами. Они стимулируют взаимодействие полушарий, снимают мышечные зажимы.
В конце занятия выполняются задания на релаксацию, чтобы снять мышечное на-пряжение и расслабить малышей.
Все упражнения целесообразно проводить с использованием музыкального сопровож-дения. Спокойная, мелодичная музыка создает определенный настрой у детей. Она ус-покаивает, направляет на ритмичность.
Гимнастика для мозга полезна всем: и малым, и взрослым, и старым. Маршируйте, когда устаете и ничего не хочется делать. Чувство бодрости придет мгновенно. Как бонус – за счет синхронизации правого и левого полушарий активизируется менталь-ная деятельность и думаться будет быстрее, а думы станут легче!
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
РАСТЯЖКА.
“Тряпичная кукла и солдат”
Исходное положение – стоя. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку как сол-дат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь. Теперь накло-нитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными. Теперь снова по-кажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева. Дети попеременно бывают то солдатом, то куклой, до тех пор, пока вы не почувствуете, что они уже вполне расслабились.
Сорви яблоки”
Исходное положение – стоя. Представьте себе, что перед каждым из вас растет яблоня с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда дос-тать их не удается. Посмотрите на яблоню, видите, вверху справа висит большое ябло-ко. Потянитесь правой рукой как можно выше, поднимитесь на цыпочки и сделайте резкий вдох. Теперь срывайте яблоко. Нагнитесь и положите яблоко в небольшую корзину, стоящую на земле. Теперь медленно выдохните.
Выпрямитесь и посмотрите налево вверх. Там висят два чудесных яблока. Сначала до-тянитесь туда правой рукой, поднимитесь на цыпочки, вдохните и сорвите одно ябло-ко. Затем подними как можно выше левую руку и сорвите другое яблоко, которое там висит. Теперь наклонитесь вперед, положите оба яблока в стоящую перед тобой кор-зину и выдохните. Теперь вы знаете, что вам нужно делать. Используйте обе руки по-переменно, чтобы собирать висящие слева и справа от вас прекрасные большие яблоки и складывайте их в корзину
ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ :
. “Свеча”
Исходное положение – сидя за столом. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.
ТЕЛЕСНЫЕ УПР.
«Колено – локоть».
Стоя. Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до ко-лена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Повторить упражнение 8–10 раз.
«Ухо – нос».
Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, поменяйте положение рук «с точностью до наобо-рот».
Речевое сопровождение:
Села на нос мне, на правое ухо –
Лезет назойливо черная муха.
Снова на нос, но на левое ухо-
Кыш, улетай от меня, Цокотуха!
ГЛАЗОДВИГАТЕЛЬНЫЕ
“Глазки” Чтобы зоркость не терять, Нужно глазками вращать. Вращать глазами по кругу по 2-3 секунды (6 раз).
6. “Глазки” Нарисуем большой круг
И осмотрим все вокруг.
Глазами и выдвинутым языком делать совместные движения, вращая их по кругу (из стороны в сто-рону).
РЕЛАКСАЦИЯ
“Путешествие на облаке”
Сядьте удобнее и закройте глаза. Два – три раза глубоко вдохните и выдохните… Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пух-лых подушек. Почувствуй, как ваши ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой об-лачной подушке. Теперь начинается путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Чув-ствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть облако перенесет вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что – нибудь чудесное и волшебное… Теперь вы снова на своем облаке, и оно везет вас назад, на ваше место в классе. Слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе. Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными.
А теперь немного порисуем.
. «Зеркальное рисование». Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по каран-дашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.