МААМ-картинки

Мастер-класс «Использование кинезиологических упражнений как вид здоровьесберегающих технологий в ДОУ»

Елена Шуляковская
Мастер-класс «Использование кинезиологических упражнений как вид здоровьесберегающих технологий в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы

ЦЕЛЬ:

Ознакомление педагогов с кинезиологическими упражнениями, применение которых возможно в образовательном процессе в целях умственного и физического развития дошкольников.

ЗАДАЧИ:

• Раскрыть актуальность темы.

• Познакомить с кинезиологией, как одним из методов активного развития детей дошкольного возраста.

• Выполнить некоторые кинезиологические упражнения с педагогами.

Темочки:

КИНЕЗИОЛОГИЯ - НАУКА О РАЗВИТИИ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ЧЕРЕЗ ОПРЕДЕЛЁННЫЕ ДВИГАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖ-НЕНИЯ.

Кинезиология (с греческого – наука о движении). Существует уже 2000 лет, использу-ется во всём мире. Кинезиологическими упражнениями пользовались Аристотель и Гиппократ.

Своей молодостью и красотой Клеопатра также была обязана кинезиологии.

Устали – маршируйте! Гуляете в лесу – маршируйте! Перекрестные движения руками и ногами – главное упражнение гимнастики для мозга.

Гимнастика для мозга полезна всем: и малым, и взрослым, и старым. Маршируйте, когда устаете и ничего не хочется делать. Чувство бодрости придет мгновенно. Как бонус – за счет синхронизации правого и левого полушарий активизируется менталь-ная деятельность и думаться будет быстрее, а думы станут легче!

Современные кинезиологические методики направлены на активизацию раз-личных отделов коры больших полушарий мозга, что позволяет развивать способности человека или корректировать проблемы в различных областях психики.

Кинезиология рассматривает мозг человека как компьютер, в котором уже заложена информация обо всех функциональных связях в организме. Мозг накапливает инфор-мацию и способен решить любую задачу, связанную с регуляцией функций человече-ского организма. В прогрессивных школах всего мира в школьных расписаниях есть ежедневный урок — кинезиология.

Основоположником гимнастики для мозга считается Пол Э. Деннисон. В начале 1980-х годов д-р Пол Э. Деннисон и его жена и соавтор, Гейл Э. Деннисон, создали образо-вательную кинезиологию (Edu-K) – расширенное обучение через движение. Образова-тельная кинезиология в основном применяется в педагогических целях для повышения концентрации внимания и активации запоминания, снижения напряжения, и в целом улучшения обучения.

В России ГМ впервые появилась в 1988 г. Сейчас её используют в своей работе в уч-реждениях психологической помощи в 15 крупных городах страны (Москва, СанктПе-тербург, Томск, Уфа, Орехово-Зуево и др.). Все педагоги, использующие кинезиологи-ческую практику, отмечают необыкновенные успехи у людей всех возрастов.

Кинезиологические упражнение – это комплекс движений позволяющих активизиро-вать межполушарное воздействие.

Наш мозг состоит из двух полушарий, каждое из которых выполняет свои функ-ции, отвечая за протекание определенных процессов (левое – логическое, правое – творческое). В идеале они гармонично дополняют друг друга.

И человеку необходима правильная работа не только каждого из них по отдельности, но и во взаимосвязи. Итак, за что отвечает каждое из полушарий мозга?

Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логиче-ское, аналитическое –отвечает за восприятие – слуховой информации, постанов-ку целей и построений программ.

Правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – от-вечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинесте-тическое восприятие.

Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).

Кинезиология относится к «здоровьесберегающей технологии».

Многие упражнения направлены на развитие одновременно физических и психофи-зиологических качеств, на сохранение здоровья детей, и профилактику отклонений в их развитии. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме наступают по-ложительные структурные изменения.

И чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения. Упражнения развивают тело, повышают стрессоустойчивость организма, сихронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма. В результате повышается уровень эмоцио-нального благополучия, улучшается зрительно-моторная координация, формируется пространственная ориентировка. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы.

Что включают в себя комплексы упражнений?

Растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные уп-ражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию.

Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное на-пряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).

Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить воспри-ятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают меж-полушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.

Телесные упражнения

Улучшают контроль и регуляцию деятельности (движения и позы перекрёстного ха-рактера).

Упражнения необходимо проводить ежедневно в течение шести-восьми недель по 15-20 минут в день. Для постепенного усложнения упражнений можно использовать :

ускорение темпа выполнения;

выполнение с легко прикушенным языком и закрытыми глазами (исключение речевого и зрительного контроля);

подключение движений глаз и языка к движениям рук;

подключение дыхательных упражнений и метода визуализации.

Где и когда используем КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ упражнения! Например, во время физических занятий детям предлагаются упражнения, направленные на координацию между конечностями, глазами, головой. Это могут быть асимметричные движения (одна рука гладит – другая бьет, движения, выполняемые с закрытыми глазами (дотронуться до носа, уха, постоять на одной ноге, движения, выполняемые сначала поочередно рукой или ногой, и затем – вместе обеими.

Задачи, решаемые в процессе кинезиологических «рисовалок» :

Развитие межполушарного взаимодействия мозга;

Синхронизация работы полушарий мозга;

Развитие мелкой моторики;

Развитие творческих способностей;

Развитие всех психических процессов;

Профилактика дислексии, дисграфии.

На занятиях по рисованию могут использоваться приемы рисования другой рукой или обеими в зеркальном отображении, рисование с закрытыми глазами, обведение контура в одном, а затем в другом направлении каждой рукой по очереди.

Специальные кинезиологические занятия проводятся по определенной схеме.

Сначала детей настраивают на предстоящую работу. Для этого подходят так назы-ваемые упражнения-растяжки. Это несколько заданий, направленных на максимальное напряжение, а затем расслабление определенных мышц.

После того как малыши настроятся на выполнение заданий взрослого, им предлагается несколько дыхательных упражнений, способствующих развитию чувства ритма и самоконтроля.

Далее телесные упражнения и упражнения для развития мелкой моторики.

Далее подключаются упражнение, сочетающие движение с отслеживанием глазами. Они стимулируют взаимодействие полушарий, снимают мышечные зажимы.

В конце занятия выполняются задания на релаксацию, чтобы снять мышечное на-пряжение и расслабить малышей.

Все упражнения целесообразно проводить с использованием музыкального сопровож-дения. Спокойная, мелодичная музыка создает определенный настрой у детей. Она ус-покаивает, направляет на ритмичность.

Гимнастика для мозга полезна всем: и малым, и взрослым, и старым. Маршируйте, когда устаете и ничего не хочется делать. Чувство бодрости придет мгновенно. Как бонус – за счет синхронизации правого и левого полушарий активизируется менталь-ная деятельность и думаться будет быстрее, а думы станут легче!

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

РАСТЯЖКА.

“Тряпичная кукла и солдат”

Исходное положение – стоя. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку как сол-дат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь. Теперь накло-нитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными. Теперь снова по-кажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева. Дети попеременно бывают то солдатом, то куклой, до тех пор, пока вы не почувствуете, что они уже вполне расслабились.

Сорви яблоки”

Исходное положение – стоя. Представьте себе, что перед каждым из вас растет яблоня с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда дос-тать их не удается. Посмотрите на яблоню, видите, вверху справа висит большое ябло-ко. Потянитесь правой рукой как можно выше, поднимитесь на цыпочки и сделайте резкий вдох. Теперь срывайте яблоко. Нагнитесь и положите яблоко в небольшую корзину, стоящую на земле. Теперь медленно выдохните.

Выпрямитесь и посмотрите налево вверх. Там висят два чудесных яблока. Сначала до-тянитесь туда правой рукой, поднимитесь на цыпочки, вдохните и сорвите одно ябло-ко. Затем подними как можно выше левую руку и сорвите другое яблоко, которое там висит. Теперь наклонитесь вперед, положите оба яблока в стоящую перед тобой кор-зину и выдохните. Теперь вы знаете, что вам нужно делать. Используйте обе руки по-переменно, чтобы собирать висящие слева и справа от вас прекрасные большие яблоки и складывайте их в корзину

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ :

. “Свеча”

Исходное положение – сидя за столом. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.

ТЕЛЕСНЫЕ УПР.

«Колено – локоть».

Стоя. Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до ко-лена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Повторить упражнение 8–10 раз.

«Ухо – нос».

Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, поменяйте положение рук «с точностью до наобо-рот».

Речевое сопровождение:

Села на нос мне, на правое ухо –

Лезет назойливо черная муха.

Снова на нос, но на левое ухо-

Кыш, улетай от меня, Цокотуха!

ГЛАЗОДВИГАТЕЛЬНЫЕ

“Глазки” Чтобы зоркость не терять, Нужно глазками вращать. Вращать глазами по кругу по 2-3 секунды (6 раз).

6. “Глазки” Нарисуем большой круг

И осмотрим все вокруг.

Глазами и выдвинутым языком делать совместные движения, вращая их по кругу (из стороны в сто-рону).

РЕЛАКСАЦИЯ

“Путешествие на облаке”

Сядьте удобнее и закройте глаза. Два – три раза глубоко вдохните и выдохните… Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пух-лых подушек. Почувствуй, как ваши ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой об-лачной подушке. Теперь начинается путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Чув-ствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть облако перенесет вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что – нибудь чудесное и волшебное… Теперь вы снова на своем облаке, и оно везет вас назад, на ваше место в классе. Слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе. Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными.

А теперь немного порисуем.

. «Зеркальное рисование». Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по каран-дашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми для развития умственных способностей и оздоровленияИспользование кинезиологических упражнений в работе с детьми для развития умственных способностей и оздоровления Мастер-класс для педагогов «Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми дошкольного возраста для развития умственных способностей.

Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ Педагог: Ульмескулова С. Ж. «МДОУ Д/с № 148 о. в.» г. Магнитогорск Доклад «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ».

Презентация «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ» Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми Спорт – это жизнь, а не игра! Спорт – распорядок дня с утра! Спорт – дисциплина, тяжкий труд! Это праздник и триумф! Ты должен добежать,.

Комплекс кинезиологических упражнений Межполушарное взаимодействие Развитие движений мелкой моторики пальцев рук Колечко. Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы.

Мастер-класс «Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях» Мастер-класс «Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях» ВЕДЕНИЕ Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать.

Мастер-класс «Использование здоровьесберегающих технологий в образовательной области «физическое развитие» с учетом ФГОС» Сценарий мастер - класса: Ведущий: Добрый день уважаемые коллеги! Я рада приветствовать Вас. «Психологическое вхождение» Цель: Снять напряжение,.

Мастер-класс «ОНР с использованием инновационных и здоровьесберегающих технологий в работе логопеда в ДОУ» Мастер – класс: «Общее недоразвитие речи с использованием новых инновационных и здоровье сберегающих технологий в работе логопеда в ДОУ».

Мастер-класс «Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях дополнительного образования» Мастер класс: Применение Здоровьесберегающих технологий на занятиях дополнительного образования. Целью сегодняшнего мастер-класса является.

Педагогический проект «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ» Педагогический проект на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности в ДОУ. Воспитатель: Мехонцева.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Использование кинезиологических упражнений как вид здоровьесберегающих технологий в ДОУ»
Опубликовано: 19 сентября 2019 в 05:46
+29Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Использование кинезиологических упражнений как вид здоровьесберегающих технологий в ДОУ»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Шуляковская (УИ 13586) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД