Марина Трепачева
Конспект логоритмического занятия «Путешествие в осенний лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект логоритмического занятия
Тема: «Путешествие в осенний лес»
Старшая группа
Составитель: учитель-логопед Трепачева М. Н.
Цель: развитие всех компонентов речи посредством логоритмики.
Задачи:
• Обобщить знания детей по теме «Осень», расширить представления о сезонных изменениях в природе, активизировать словарь прилагательных.
• Продолжать развивать умение правильно выполнять движения в соответствии с текстом.
Публикация «Конспект логоритмического занятия „Путешествие в осенний лес“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Логопедические занятия
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
• Учить петь выразительно, без напряжения, отчетливо произносить слова, своевременно начиная и заканчивая песню.
• Формировать правильное дыхание и естественное звучание голоса, умение допевать фразу до конца при исполнении песен.
• Совершенствовать навыки пения в ходе ритмических упражнений.
• Закреплять знания детей о съедобных и несъедобных грибах через дидактическую игру,
• Развивать зрительное внимание и прослеживающую функцию глаза, фиксацию взгляда с процессе выполнения зрительной гимнастики.
• Развивать фантазию и воображение детей в ходе составления композиции из осенних листьев.
• Развивать слуховое и зрительное внимание, координацию слова и движения в ходе подвижных игр и упражнений.
• Вызвать эмоциональный отклик на музыку печального, грустного характера в ходе знакомства с отрывком из музыкального произведения П. И. Чайковского «Осенняя песня», развивать умение высказываться об эмоционально-образном содержании музыки.
• Совершенствовать технику ходьбы хороводного шага змейкой.
• Развивать мыслительные процессы и внимание в ходе дидактических игр.
• Учить взаимодействовать детей парами.
• Укреплять общую и мелкую моторику.
Оборудование: аудиозапись отрывка музыкального произведения «Осенняя песня» П. И. Чайковского, слайды с изображением осенних пейзажей, диких животных (лисы, зайца, волка, белки, лося, дятла, грибов; осенние листочки для ходьбы змейкой и выкладывания букета, обручи для выкладывания букетов из листьев, пары листьев на руки по количеству детей (кленовые, дубовые, березовые, листочек, кубики для отстукивания ритма, маленькие грибы и обручи для игры «Кто скорее возьмет грибок», разрезные картинки съедобных и несъедобных грибов.
Ход занятия
Оргмомент
Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня я вас приглашаю на прогулку. Дорога туда лежит через речку, которую можно преодолеть через бревенчатый мостик. Смелей идите за мной:
На носочках осторожно
Перейти мосточек можно.
Тише, тише, не спешите,
Бревнышки не раскатите.
Ребята, мы сегодня отправляемся в путешествие. А чтобы узнать куда мы пойдем, я вам загадаю музыкальную загадку. Садитесь пожалуйста. Послушайте музыкальное произведение замечательного русского композитора П. И. Чайковского из его альбома «Времена года». Звучит отрывок «Осенняя песня» П. И. Чайковского.
Подумайте ребята, о чем эта музыка? Какая она? Какое время года музыкой изобразил автор?
Послушайте еще загадку:
Вот художник, так художник,
Все леса позолотил!
Даже самый сильный дождик
Эту краску не отмыл.
Отгадать загадку просим:
Кто художник этот? (ОСЕНЬ)
Под музыку в зал входит Осень (Учитель-логопед).
Музыкальный руководитель: Посмотрите, к нам в гости пришла Осень. Идем встречать нашу гостью.
Основная часть
Осень (логопед): Здравствуйте, ребята! Я очень рада встрече с вами. Расскажите, что вы знаете об осени? Какая бывает осень? Подберите и назовите мне слова-признаки, характеризующие осень.
Дети: Осень бывает ранняя, золотая, поздняя, дождливая и т. д.
Осень (логопед): А какая осень вам больше всего нравится?
Дети: Ответы детей.
Осень (логопед): А песню про осень знаете? Я вас с удовольствием послушаю.
• Песня «Кто сказал, что осень грустная пора». Слова Г. Якуниной, музыка О. Девочкиной.
Осень (логопед): Ребята, я приглашаю вас в гости в осенний лес. Осенью в лесу очень красиво.
• Ходьба хороводным шагом змейкой между разложенными на полу листьями. (Ходьба под музыку по выбору музыкального руководителя)
На осеннюю прогулку
Приглашаю вас пойти.
Дружно подходите,
За руки беритесь.
По дорожке змейкой
Мы, друзья, пойдем.
Пошуршим листочками,
И их соберем.
Дети одевают листья на руки.
Осень (логопед): Ребята, я пришла к вам с листопадом. У меня есть самый любимый листочек. Посмотрите, какой необычный листочек. Хотите узнать, как он здесь оказался? Какие приключения с ним произошли? (Ответы детей) Слушайте историю листочка.
— Наш листочек со своими братьями сначала жил на большом дереве. Их было очень много. Потом листья стали опадать.
• Зрительная гимнастика с музыкальным сопровождением «Листочки». Музыка М. Гоголевой.
Листья осенние тихо кружатся, Качают руками над головой вправо, влево.
Листья по ноги нам тихо ложатся. Приседают.
И под ногами шуршат, шелестят, Водят руками по полу вправо, влево.
Будто опять закружиться хотят.
И под ногами шуршат, шелестят, Встают, водят руками вверх и вниз по
очереди и глазами следят за движением.
Будто опять закружиться хотят. Кружатся.
• Пальчиковая игра «Осенние листья» (в кругу)
Раз, два, три, четыре, пять Загибают пальчики, начиная с большого
Будем листья собирать. Сжимают и разжимают кулачки
Листья березы, листья рябины,
Листики тополя, листья осины,
Листики дуба мы соберем. Делают «замочек»
Маме осенний букет отнесем. Протягивают руки в «замке» вперед
• Сбор осенних листьев и выкладывание осенних букетов (под музыку).
Осень (логопед): Давайте не просто соберем осенние листья, а создадим из них шедевры, осенние букеты в обручах. Что такое «шедевры»? (Необычные произведения, отличные от других). Создадим шедевры из осенних листьев.
Дети делятся на три подгруппы (в зависимости от вида листьев на руках — 1: кленовые, 2: дубовые, 3: березовые) и выкладывают осенние букеты из листьев в обручах.
Осень (логопед): Какие красивые букеты у нас получились. Настоящие шедевры. Они не похожи друг на друга.
А теперь наш листочек полетел на лесную полянку. Посмотрите кто это? (Лиса и др.). Ребята, а еще в лесу нам встречаются разные животные.
На слайдах дети рассматривают диких животных.
Осень (логопед): Давайте назовем этих животных.
Дети: Лиса (заяц, волк, белка, лось).
Осень (логопед) : Лиса. Какая она? Как в сказках называют лису?
Дети дают полные ответы.
Осень (логопед): Давайте изобразим животных.
• Двигательные упражнения «Лесные жители» (под музыку)
Осень (логопед): В лесу нам встречаются лесные жители. Выставляется иллюстрация «Лесные жители».
Дети рассматривают картину и называют диких животных.
Дети выполняют имитационные движения.
Лисичка рыжая шагает, хвостом дорогу заметает
Вдалеке петляет зайка,
Вправо — скок и влево — скок.
Ты его лиса поймай-ка,
Убежит он со всех ног.
Мчится, мчится серый волк,
Серый волк, зубами щелк.
Белка скачет, белка скачет,
Словно рыжий мягкий мячик.
Важной поступью идет
Благородный гордый лось.
Обратить внимание детей на картинку с изображением дятла. Слышится стук дятла.
Осень (логопед): Высоко на дереве сидит лесной доктор. Как вы думаете, кто это?
Дети: Дятел.
Вместе:
Тук-тук! В глухом лесу, на сосне, чёрный дятел.
Лапками цепляется, хвостиком упирается, носом постукивает —
Мурашек да козявок из-под коры выпугивает;
Кругом ствола бежит, никого не проглядит.
Осень (логопед): Давайте и мы с вами повторим стук дятла.
Дети повторяют: тук-тук!
Музыкальный руководитель. Молодцы, ребята! Давайте споём песню про дятла.
• Дети исполняют песню «Дятел» Слова А. Фаткина, музыка Н. Леви (с кубиками)
Тук, тук, тук-тук-тук.
Мы в лесу слыхали стук.
Тук, тук, тук-тук-тук — Это дятел сел на сук,
Тук-тук-тук, тук-тук-тук, тук, тук, тук. 2 раза.
Музыкальный руководитель предлагает детям повторить ритмический рисунок песенки дятла, затем придумать свой.
• Исполняется песня «Осень к нам пришла»
Осень (логопед): В лесу можно найти очень много разных грибов.
• Песня «Грибной урожай». Музыка С. Соснина.
• Исполняется «Песенка грибов». Слова и музыка Л. Олифировой.
Осень (логопед): Ребята, а какой это гриб — вы знаете?
• Дидактическая игра на развитие внимания, мышления, познавательной деятельности, координацию движений «Грибы».
Цель игры: упражнять детей в составлении целой картинки из отдельных частей; классификация растений (грибы) по признаку съедобные несъедобные.
Ход игры.
Для каждого ребёнка на столе в конвертах лежат разрезные картинки с изображением грибов. Дети из частей собирают целые картинки и определяют, какие грибы — съедобные или несъедобные. Отвечать нужно словами «Ах!», если гриб съедобный, словами «Ох!», если гриб несъедобный.
Педагог. Ребята, вы мне рассказали, какие бывают грибы, и песню мы спели. Давайте поиграем.
• Подвижная игра на координацию слова и движения, внимания с музыкальным сопровождением «Кто скорее возьмёт грибок». Слова В. Рыжовой, музыка М. Гоголевой.
Цель игры: совершенствовать технику ходьбы, развивать ловкость, внимание, согласовывать слова и движения.
Ход игры.
На полу лежат три обруча. Внутри каждого обруча — 4 гриба. Вокруг каждого обруча стоит по 5 детей. Дети идут по кругу и произносят слова:
Мы идём, идём, идём, Идут по кругу,
Мы грибы сейчас найдём
Под листочком, под травинкой,
На пенёчке, под осинкой.
Вот и гриб, не зевай выпрямляют руки вперёд,
И быстрей его хватай. хлопают в ладоши.
По окончании слов дети должны быстро взять гриб из круга.
Заключительная часть
Осень (логопед): Вот и закончилось наше путешествие по осеннему лесу. Пора нам возвращаться.
Спасибо вам, ребята,
А теперь мне пора,
С вами весело играть,
Песни петь и танцевать.
• Дети исполняют песню «Прощание с осенним лесом».
Дети прощаются с Осенью. Осень уходит.
Музыкальный руководитель: Скажите ребята, куда мы ходили? Кого мы видели? Что вам больше всего понравилось делать? И т. д.