Татьяна Козяева
Конспект занятия «Путешествие в осенний лес» для старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Путешествие в осенний лес (старшая группа).
Цель: Создание условий для развития речевой активности детей.
Задачи:
1. Создать условия для развития речевой активности в ходе образовательной деятельности.
2. Обобщать представление о лесе и его обитателях в осенний период.
З. Закреплять, уточнять, расширять знания об окружающем мире через активизацию жизненного опыта ребёнка.
Публикация «Конспект занятия „Путешествие в осенний лес“ для старшей группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
4. Учить образовывать притяжательные прилагательные
5. Закреплять умение детей пользоваться приёмом поштучного сопоставления множеств для выяснения отношений «больше», «меньше», «равно».
6. Закреплять навыки ориентации в пространстве.
7. Развивать познавательный интерес, познавательные способности, речь, логическое мышление, память, внимание, воображение.
8. Воспитывать экологическую культуру, любовь к природе, доброе отношение друг к другу, умение работать в командах.
Виды деятельности:
1. Коммуникативная.
2. Познавательная.
3. Продуктивная.
4. Исследовательская.
Оборудование и материалы: столы, стулья, презентация, картинки для дидактических игр, осенние листочки на каждого ребенка, доска, магниты, корзинка с «грибами», макет дерева.
Словарная работа: осенний лес, берлога, волчье логово
Предварительная работа: - Чтение книг и энциклопедий для дошкольников.
- Подбор иллюстративного материала по теме «Деревья».
- Рассматривание альбомов, иллюстраций и фотографий по теме «Лес. Хвойные и лиственные деревья».
- Разучивание стихотворений и загадок по теме.
- Подбор дидактических игр в соответствии с темой.
Создание ситуации общения.
Цель: Привлечение внимания детей к предстоящей деятельности. Актуализация познавательного опыта детей.
Педагог собирает детей вокруг себя.
Загадывает загадку:
В круг ребята становитесь,
Но за руки не беритесь,
А послушайте загадку
И скажите мне отгадку.
- Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурится, если дождик льется,
Как это время года зовется? (Осень)
Цель: Формулирование проблемы. Определение пути решения проблемы.
Сегодня мы с вами отправимся в осенний лес.
Лесовичок - Кто-то здесь в лес собрался, а меня не спросил? А вы знаете кто я?
Это я-седой старик,
Называюсь лесовик.
Этот лес я сторожу,
За порядком здесь слежу.
Ворона: Вот еще в лес собрались, я, как начну громко кар – кар - каркать и он вас туда не пустит!
Воспитатель: А почему, он нас не пустит?
Ворона: Потому, что люди вести себя не умеют, и из-за них наше дерево погибло. А мы лесные жители каждую осень возле него собирались, а теперь нет нашего любимого дерева, и поэтому в лес мы не пускаем!
Как им помочь? Как можно это сделать? (ответы детей)
Воспитатель: Наши дети знают как правильно нужно вести себя в лесу, и какие правила соблюдать нужно! И мы тебе докажем! Правда, ребята?
Работа с мнемотаблицей «В лесу нельзя…».
Дети. В лесу нельзя рубить деревья.
В лесу нельзя разорять гнёзда.
В лесу нельзя ломать ветки.
В лесу нельзя разжигать костер.
В лесу нельзя разорять муравейник.
В лесу нельзя оставлять за собой мусор.
Ворона: Хорошо я вас пропущу, вижу, что правила знаете и вреда лесу не причините, но вы должны выполнять все эти правила! А еще наши лесные жители приготовили для вас задания
Воспитатель: Давайте попробуем их отгадать.
-Раз, два,три – повернись,
В лесу осеннем очутись.
Воспитатель: Вот и попали мы в осенний лес.
- Кого мы можем встретить в лесу? (Ответы детей)
- А вот и они! Но лесные жители чем-то опечалены
- Оказывается животные перепутали свои домики. Растерялись. Не знают, как зиму зимовать. Давайте поможем им найти свои домики.
Создание ситуации развития. Организация совместной образовательной, практической и исследовательской деятельности.
Цель: Создание условий для развития речевой, активной, игровой деятельности детей
Организация образовательного пространства, обеспечение ситуации развития:
Дети проходят за столы.
На столах приготовлены заготовки домики животных, животные.
-Кака называется жилище медведя? (Берлога)
- Чья берлога? (Медвежья).
Как медведь готовится к зиме? Какие жители леса еще впадают в спячку? Сурок, суслик, еж, лягушки, змеи, ящерицы).
- Как называется жилище белки? (Дупло)
- Чьё дупло? (Беличье)
-Как белка готовиться к зиме (Ответы детей)
- Как называется жилище лисы? (Нора)
- Чья нора (Лисья)
- Есть ли жильё у зайца?
- Как заяц готовится к зиме?
- Зачем меняет шубку? (Ответа детей)
Игра «Чьи ушки»
(У воспитателя картинка ушей разных животных, дети называют)
Скажи «наоборот».
У сосны иглы длинные, а у ели … (короткие).
У клёна листья крупные, а у берёзы (мелкие).
У дуба ствол толстый, а у берёзы … (тонкий).
У берёзы ствол светлый, а у осины … (тёмный).
Пальчиковая гимнастика
Меж еловых мягких лап
(поглаживание ладонями обеих рук колени)
Дождик кап –кап –кап
(постукивание по коленям пальцами обеих рук)
Где сучок давно засох
(постукивание ребром ладони по колеям)
Серый мох, мох, мох
(сжимают энергично обе ладони)
Где листок к листку прилип
(хлопают в ладоши)
Вырос гриб
(сводят руки над головой)
Воспитатель: Лесовик просит помочь животным сосчитать урожай. Поможем?
-Ежу нужно собрать яблоки, но он не умеет считать. Помогите ему. Сколько яблок на еже? Сколько справа от ежа? Сколько яблок слева от ежа? Сколько будет всего яблок у ежа, когда он соберёт?
- Белке нужно собрать грибы. Сколько грибов есть у белке? Сколько на полянке? Где больше - на полянке или у белочки? Сколько всего грибов?
- Какие съедобные грибы вы знаете? А не съедобные?
Ребята пока мы помогали животным, птиц почти не было слышно. Почему? Отчего птицы улетают? (Ответы детей).
-Как называют птиц, которые улетают в теплые края?
- Все ли птицы улетают в теплые края?
- Правильно, некоторые остаются зимовать с нами. Как их называют?
- Ребята. А как мы с вами можем помочь птицам, которые останутся с нами на холодную зиму?
Опыт «Что тяжелее»?
Воспитатель: Посмотрите, что в лесу собрал лесовичок. (Камни и шишки)- Как вы думаете, если опустить в воду крупные шишки и
мелкие камни, что утонет, а что нет? Почему?
Игра «Четвертый лишний»
(Дети выбирают пару и подходят к столам, определяют, что лишнее) Лишняя береза, потому что она лиственное дерево, а остальные хвойные деревья.
Воспитатель: А сейчас дети послушайте стихотворение
Дует, дует ветер, дует - задувает,
Желтые листочки с дерева срывает.
И летят листочки, кружат по дорожке,
Падают листочки прямо нам под ножки.
Собрать листья:
дети собирают листочки с пола и садятся на места.
Ворона: Ребята! Вы настоящие друзья леса! Может вы нам поможете?
Воспитатель: А чем надо помочь?
Ворона: Погибло наше дерево, остался только ствол. А мы лесные жители каждую осень возле него собирались, оживить дерево могут только те дети, которые любят природу. При помощи ваших листочков, вы отдадите частичку своего тепла, и дерево снова оживет.
«Оживление» дерева: прикрепление листочков на ветки дерева.
Воспитатель: Поможем, ребята, всем лесным жителям? Прикрепляют листочки к макету дерева ребята.
Ворона: Вот чудо! Дерево ожило! Спасибо вам ребята! Приходите к нам в лес, мы всегда вам будем рады!
Воспитатель: Вот и подошла к концу наша прогулка в осенний лес Нам пора возвращаться домой Лесовичку очень понравилось, как вы вели себя в лесу. Вы хорошо знаете правила леса, он приглашает вас в гости в зимний лес.
Лесовичок дарит детям корзину с «грибами» (печенье)
Воспитатель: А мы с вами скажем
Раз, два,три – повернись,
В группе очутись.
Заключительная часть.
Чем мы занимались?
Что понравилось?
Что было трудно выполнять?
Что запомнилось больше всего?
- Думаю, они очень понравятся вашим родителям. И родители скажут вам спасибо.
- Мне они очень понравились!
- А вам было интересно их составлять?
- А трудно было? А что запомнилось больше всего?
- Дома предложите родителям потренироваться. Пусть они тоже подберут по картинке, обозначающей слово и предложение.