Динер Наталья Николаевна
Конспект логопедического занятия «Звук [ж]. Осень в лесу»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект логопедического занятия
Тип занятия : индивидуальное
Тема: Звук [Ж] Осень в лесу.
Цель: автоматизация звука [Ж] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.
Задачи:
Коррекционно– образовательные:
• закреплять звук [Ж] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях;
• развивать артикуляционную моторику;
• формировать умение образовывать множественное число существительных;
Публикация «Конспект логопедического занятия „Звук [ж], Осень в лесу“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
• учить образовывать притяжательные прилагательные от существительных;
• закреплять умение составлять распространенное предложение.
Коррекционно– развивающие:
• развивать общую и мелкую моторику, фонематический слух;
• формировать плавный длительный выдох;
• систематизировать представления ребёнка о признаках осени.
Коррекционно– воспитательные: формировать положительную установку на занятие; воспитывать самоконтроль за речью.
Речевой материал: ёж, ежиха, ежонок, жук, жёлуди, рыжики, ходили, искали, нашли.
Оборудование: карточки с изображением артикуляционных упражнений, схемы звука, артикуляционные профили. Картинка с изображением ежиной семьи. Набор картинок со звуком [Ж]. Картинка домика с тремя окошками. Игрушка ёжик, карандаш, ватные палочки.
Ход занятия:
1 Организационный момент.
Здравствуй! Присаживайся на своё место (раскладывает пособия для занятия).
2. Основная часть
Логопед : Для того, чтобы правильно и красиво произносить звук [Ж] нам необходимо выполнить упражнения артикуляционной гимнастики:
1. Заборчик
2. Окошко
3. Чередовать заборчик и окошко.
4. Накажи язычок (та–та–та)
5. Почистим нижние зубки (сначала слева, потом справа)
6. Качели
7. Чашеечка
8. Катушка (за верхними зубами)
7. Жужалочка (язык в упражнении чашечка, жужжим и дуем на карандаш).
Хорошо справился с упражнениями!
Логопед : Сейчас мы вспомним артикуляцию звука [Ж] (Губы – окошечко,зубы – заборчик, язык за верхними зубами, в виде чашечки, воздушная струя – широкая, теплая.)
А горлышко? (Дрожит)
Правильно!
Сейчас расскажи мне о звуке [Ж] дай ему характеристику.
Звук [Ж] какой звонкий или глухой? (Звонкий)
Почему? (Горлышко дрожит)
Звук [Ж] согласный или гласный (Согласный)
Почему? (Воздух свободно пройти не может, есть преграда, зубы и язык).
Ты прав! Итак, давай сделаем вывод о звуке [Ж] (Он согласный, звонкий, твёрдый звук). Правильно, звук [Ж]всегда твёрдый.
Логопед : Научи ёжика правильно проговаривать слоги со звуком[Ж] :
жа–жа–жа, жо–жо–жо, жу–жу–жу, жи–жи–жи, жэ–жэ–жэ. Проговори 3 раза, не забудь про артикуляцию звука [Ж].
Молодец!
Логопед : Смотри к ежу в гости пришла его семья! (выкладывает на стол картинку с изображением ежиной семьи) назови их (Ёж, ежиха, ежонок)
Логопед : Отлично! Ежи пошли гулять в лес, по дороге им встречались различные предметы, в названии которых есть звук [ Ж ]. Помоги ежам разобраться (выкладывает картинку с изображением домика с тремя окошками). Посмотри ежи, нашли картинки, которые нужно проговорить четко и определить где находиться звук [Ж ]. Если звук в начале слова клади картинку на первое окошко, в середине второе окошко, в конце третье окошко. Ежи нашли жука (в слове жук, звук [ Ж ] находиться в начале, кладет картинку на первое окошко в домике).
Логопед : Смотри, что ещё нашли ежи? (Желуди. Здесь, звук [ Ж] первый, кладет картинку на первое окошко в домике. На следующей картинке – грибы рыжики, звук [Ж] в середине, кладет картинку на второе окошко в домике. Ежевика, звук [Ж] находиться в середине, кладет картинку на второе окошко в домике).
Логопед : Посмотри ежи нашли три картинки звук [Ж] находиться в начале и в середине слова. Как ты думаешь почему ежи не нашли картинки, где звук [Ж] в конце слова?
Если звук [Ж] в конце слова, то он оглушается и произносится как звук [Ш]. Например: ёж (ш,нож (ш).
Логопед : Ежи гуляли по лесу и сильно устали. Я предлагаю всем отдохнуть!
Вставай, представь мы осенние листочки.
( Физминутка: «Осенние листочки»).
Мы листочки осенние
На ветках мы болтаемся
Повеял ветер и полетели.
Мы летели, летели
И на землю присели
Ветер снова появился
Листики все приподнял и закружил.
Логопед : Какие мы молодцы, хорошо отдохнули! Присаживайся на место, продолжим. Сейчас мы вспомним, что делали ежи? (Ходили, искали, нашли).
Логопед : Теперь расскажи, что делали ежи? (Ёж ходил по осеннему лесу. Ежиха ходила по осеннему лесу. Ежата ходили по осеннему лесу).
Логопед : Совершенно верно!
Сейчас мы будем составлять предложения. Например: Ежиха нашла под сосной рыжики. Теперь ты попробуй (Ёжик нашел под дубом желуди, жука и съел его). Замечательно!
Итог
Логопед : кто к нам приходил в гости? (Ёжик)
Какой звук находится в середине слова? (Звук [Ж])
Сегодня на занятии ты правильно показал: артикуляцию звука [Ж ], рассказал его характеристику, описал ежиную семью, составлял предложения.
Что больше всего понравилось на занятии (Быть осенними листочками)
Ты молодец! Продуктивно поработал.
Домашнее задание: повторить слоги, слова, чистоговорки со звуком [Ж].
До свидания!