Ольга Полозова
Консультация для родителей «Особенности речевого развития детей в возрасте от 3 до 4 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
В возрасте трёх лет дети уже значительно владеют своей речью. Однако речь их не чистая в произношении и грамматически неправильная. Дети повторяют за родителями, ведь родители – главный пример для них. Родители же, любя своё «чадо» сюсюкаются с ребёнком, используют в своей речи слова в смягчённой форме: бибика – машина, кофточка, шкафчичек и т. д. Чего в свою очередь делать не следует.
4-ый год – это возраст «почемучек». Дети постоянно взрослым задают вопросы, которые нельзя оставлять без внимания. Надо терпеливо и доступно отвечать на все «почему?», «зачем?», «как?». В этот период обнаруживается наибольшая чуткость ребенка к языку.
Начиная с раннего возраста, у ребёнка формируется словарный запас. Поэтому следует произносить слова правильно, уточнять название и предназначение предметов. Например, предметы одежды: пальто, шапка, ботинки и т. д., обращая внимание на материалы и свойства (мягкий, пушистый и т. д.). Учить детей понимать обобщающие слова – одежда, мебель, посуда и т. д.
Звукопроизношение. Ребенок с 3 до 4 лет может правильно произносить свистящие звуки с, з, ц, но не всегда правильно произносит шипящие звуки ш, ж, ч, щ, и часто заменяет шипящие звуки на свистящие шапка-сапка, каша-каса, нозик, клюц… Сонорные может заменять на другие звуки.
Слоговая структура. В некоторых словах ребенок опускает или переставляет не только звуки, но и целые слоги, например, автомобиль-амабиль, магазин-гамазин. В основном относится к словам сложной структуры, к длинным и новым словам.
Грамматический строй речи тоже требует к себе внимания. Необходимо учить детей согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе, падеже. Помогать детям получать из нераспространенного предложения – распространённое. Следует также родителям обратить внимание и на формирование связной речи ребёнка. Можно обучать детей вести диалог по дороге в детский сад, обращая внимание на предметы и объекты окружающего мира. На вопросы ребёнка следует отвечать чётко, не торопясь, чтобы ребёнок успел понять смысл услышанных слов. Очень важно вырабатывать в детях потребность делиться своими впечатлениями со взрослыми и другими детьми: что видел, что понравилось, во что играл и т. д.
Желательно, дорогие родители, напоминать детям, говорить «здравствуйте» и «до свидания» не только в детском саду, но и в быту. Упражняйте детей в употреблении слов вежливости, воспитывайте доброжелательное отношение к другим детям на прогулке и на детской площадке.
И самое главное не используйте в своём общении с ребёнком слова – паразиты, грубую и вульгарную речь.
Таким образом, Ваш ребёнок к четырём годам научится вести диалог, делиться впечатлениями, отвечать на вопросы предложениями, заучивать и читать наизусть стишки, потешки и т. д.
Нарушения речевого развития - одна из наиболее часто встречаемых проблем, волнующих как родителей, так и педагогов. Причем диапазон таких нарушений велик и колеблется от неправильного произношения отдельных звуков до полного отсутствия средств общения. Часто у родителей возникают вопросы: что является нормой речевого развития и когда необходимо экстренное вмешательство специалистов. Ведь чем раньше нормализована речь ребенка, тем более благоприятным будет прогноз его дальнейшего развития.
Любые нарушения речевого развития в этом возрасте трактуются специалистами как задержка речевого развития.
Задержка темпов речевого развития может быть, как функционального, так и органического характера.
К первой группе (задержка функционального характера) можно отнести неправильные методы воспитания в семье или детском учреждении, заключающиеся в недостаточном внимании к ребенку со стороны взрослых, либо, наоборот, гиперопеке.
Ко второй группе - задержка темпов речевого развития органического характера обусловлена несформированностью или недостаточностью сенсомоторной сферы (фонематического восприятия, моторики артикуляционного аппарата, зрительного гнозиса) или неврологическими заболеваниями. Нужна помощь специалиста.
Упражнения для развития речи:
Упражнения для губ и щек
1. Покусывание, похлопывание и растирание щек.
2. Сытый хомячок.
Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.
3. Голодный хомячок.
Втянуть щеки.
4. Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.
Статические упражнения для языка
1. Птенчики.
Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.
2. Лопаточка.
Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
3. Чашечка.
Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
4. Иголочка (Стрелочка. Жало).
Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.
Упражнения для губ
1. Улыбка.
Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
2. Хоботок (Трубочка).
Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
3. Заборчик.
Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.
4. Бублик (Рупор).
Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.
Упражнения для развития подвижности губ
1. Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.
2. Улыбка - Трубочка.
Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.
3. Пятачок.
Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.
Развитие интонационной выразительности:
• Говорить голосом мышки, медведя, волка;
• Рассказывать стихи с разной интонацией (как робот, принцесса и пр.)
• Разучивание скороговорок
Развитие слухового внимания:
• Игры «Угадай, кто позвал?», «Угадай звук», «Послушаем тишину», «Чей голос?» (аудиозаписи голосов животных или голосовая импровизация)
Развитие речевого дыхания:
• Игры: «Снежинка», «Прожорливые фрукты», «Бабочки» и пр.
Сочиняйте сказки. Этим можно заниматься прямо в дороге, в очереди или в любом другом месте, когда нужно занять ребенка, а игрушек под рукой нет. Для самых маленьких понадобится Ваша помощь – начала фраз. Вы начинаете фразу, а ребенок ее продолжает. Например: «Жили – были… Однажды… Вдруг… Один раз …. Бегемот спросил… Тогда… И все звери решили…» и т. д.
Не забывайте использовать народные потешки. Они идеально подходят для развития речи, так как в них повторяющиеся слоги находятся в сильной позиции (в начале или в конце фразы, и потому хорошо выделяются на слух малышом. А ритм, рифма, движение, многократное повторение действий помогают развитию активной речи ребенка, его желанию повторить слоги и слова за взрослым.
Играйте с малышом в загадки. Заниматься этим можно, когда угодно и где угодно: можно «по пути», можно во время приготовления завтрака, на прогулке. Самые простые загадки строятся на сравнении. Например: «Он белый как… (ребенок продолжает – «снег», но не снег. Он пушистый как…. («вата»– продолжает ребенок, но не вата. Он пищит как …. (резиновая игрушка, но не игрушка. Кто это?» (Котёнок). Сочиняя загадки, ребенок учится перечислять признаки предметов в последовательности. Загадайте придуманную загадку бабушке, старшему брату, папе. Помогайте ребёнку начинать фразы, а ребенок будет заканчивать их. Постепенно он станет более активным и начнет придумывать их сам.
Постарайтесь избавиться от постоянного шума в квартире (таким негативным шумом может быть постоянно включенный как фон телевизор или радио). Такой фон очень негативно влияет на развитие речи детей. Так как дети перестают вслушиваться в речь.
И последний, но очень важный совет - речь ребёнка будет активно развиваться только в обстановке любви, добра и уважения между всеми членами семьи! Удачи!