Коровинская Мария
Конспект логопедического занятия во 2 классе «Слоговой анализ и синтез слов»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема : Слоговой анализ и синтез слов.
Цели деятельности педагога: Развивать и совершенствовать навыки звукобуквенного и языкового анализа и синтеза.
Предметные:
Публикация «Конспект логопедического занятия во 2 классе „Слоговой анализ и синтез слов“» размещена в разделах
- Анализ работы учителя-логопеда
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Звуковой анализ слов. Развитие навыков звукового анализа
- Логопедические занятия
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Слог. Слоговая структура речи
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2019
Закрепление навыков звукового анализа и синтеза. Определение места звуков и букв в слогах, словах. Закрепление знаний о гласных и согласных звуках. Формирование фонематического анализа, синтеза, представлений. Закрепление навыков слогового анализа и синтеза
Личностные:
Формирование уважительного отношения к иному мнению;
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных социальных условиях.
Метапредметные:
Познавательные: Регулятивные: Коммуникативные:
Формировать умение ориентироваться в своей системе знаний, перерабатывать полученную информацию. Формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. Формировать готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Формы и методы изучения: объяснительно-иллюстративный; фронтальная, индивидуальная.
Образовательные ресурсы: доска, карточки с заданиями, предметные картинки.
Организационный момент
-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Мария Александровна
Прозвенел звонок весёлый.
Все готовы?
Всё готово?
Мы сейчас не отдыхаем,
А работать начинаем!
Актуализация знаний.
- Сегодня у нас занятие – сказка и помогать будем героям этой сказки. А какая это сказка - догадайтесь! (Звучит песенка Винни-Пуха «Хорошо живёт на свете Винни-Пух»).
-Догадались, как называется эта сказка?
Назовите главных героев этой сказки (Винни-Пух,Пятачок, Кролик,Сова, Ослик)
Наши герои очень любили ходить в гости, но везде их ждали необычные испытания и трудности. Будем помогать героям преодолевать их.
Постановка цели и задачи урока
Сегодня будем учиться делить слова на слоги, определять количество и последовательность слогов в словах, а так же записывать слова состоящие из нескольких слогов, четко их проговаривая, а в этом нам помогут Винни-Пух и его друзья.
Работа по теме урока
Отгадайте, какую картину нарисовал нам Винни-Пух?
Узнаем её название, если правильно назовем и запишем:
• первый звук в названии предмета, изображенного на картинке (предъявляется картинка с изображением очков, запишем на доске соответствующую букву; О
• первый звук и букву по картинке (предъявляется картинка с изображением весов); В
• второй звук и букву по картинке (предъявляется картинка с изображением дома); О
• последний звук и букву по картинке (предъявляется картинка с изображением плаща); Щ
• второй звук и букву по картинке (предъявляется картинка с изображением кита). И
- Прочитаем составленное слово. (ОВОЩИ.)
Предъявляется картинка с изображением овощей.
Задание: В слове «овощи» определите количество гласных и соответственно слогов. Повторяем правило: «Сколько в слове гласных, столько и слогов. Это знает каждый из учеников».
2. Определение количества слогов в слове.
Игра «Кто быстрее соберёт?»
На доске предметные картинки: репа, морковь, помидор, тыква, капуста, огурец, свёкла. Один ученик выбирает картинки, в названии которых два слога, а другой – картинки с трехсложными словами. Кто быстрее и правильнее выберет картинки, тот победил. Проводится коллективная проверка.
Задание «Найди первый слог»
-Прочитайте названия овощей.
-Выделите в каждом слове первый слог и запишите в тетрадь.
На доске предъявляется запись слов:
ПОМИДОР, РЕДИСКА, КАПУСТА
Игра «Живые слова».
Наши друзья уже заскучали. Дело в том, что они находятся посреди Унылой Поляны, где нет ни цветочка, ни живой души. Давайте оживим Унылую Поляну и поиграем в игру. (Вызываю по 3 ребенка, каждый ребенок – слог. Называю, кто первый, второй, третий слог. Слоги называю в беспорядке. Остальные отгадывают слова).
Слова: БЕРЕЗА, СОЛОВЕЙ, РОМАШКА, КУЗНЕЧИК.
Стала наша полянка вовсе не унылой! (Вывешиваю на полянку картинки березы, соловья, ромашки и кузнечика).
Игра «Хлопни».
Поднялось настроение у Винни Пуха и Пяточка. Так они обрадовались, что захлопали в ладоши. А мы прохлопаем слова, которыми заселили полянку, выделив громко ударный слог.
БЕ- РЕ- ЗА СО- ЛО- ВЕЙ РО-МАШ-КА КУЗ- НЕ- ЧИК Молодцы, ребята! Друзьям пора
Физкультминутка
- Прежде, чем работать дальше, давайте немного отдохнём
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели, встали, сели, встали
Работа по теме урока
Игра «Цепочка слогов».
Составление слов из слогов по правилу: последний слог в слове будет первым в следующем:
Вот уже виден дом Кролика. Да что-то неважное у него настроение. Вот беда – ключ от дома потерял. Помогите ему найти ключ – распутайте цепочку слов.
(Слова составляем устно).
ША БА КА КА КА РЫ РАН МЫШ
Сколько слогов в каждом слове?
Ключик нашелся, спасибо вам, ребята! Погостив у Кролика, Винни Пух и Пятачок отправились дальше.
Составление слов по первому заданному слогу.
Видят друзья высокое дерево, а на ветке - старая знакомая, Сова. Днем Сова ничего не видит, поэтому не может найти свое дупло. Дупло высоко.
Поможем Сове? Закончите слова, в которых первый слог ЛО, каждое слово станет подставкой на ветке для Совы.
Дети придумывают слова, Сова постепенно поднимается вверх к дуплу. Слова:
Ло шадь, Ло пата, Ло си, Ло жка, Ло коны и т. д.
Вот и дом Совы! Друзья идут дальше.
И вот перед ними озеро. Кого же видят они на берегу?
Ослик Иа-Иа стоит грустный – грустный, ему необходимо перебраться на другой берег. Давайте построим для него мостик. А для этого нам необходимо выполнить задания
-Слоги решили пошалить и забрались не в свои слова. Давайте найдём лишний слог в каждом слове и запишем слова правильно.
На доске предъявляется запись слов:
ЧЕСКАНОК
РЕСУПА
ТЫКЛИВА
ПЕСОРЕЦ
ОГУДЕРЕЦ
СВЕКРЫЛА
(чеснок, репа, тыква, перец, огурец, свекла)
Что общего во всех этих словах? (Это овощи).
Мост построен. Друзья увидели дорогу к школе и решили пойти учиться. Но в школу без экзаменов нельзя.
Итоги урока
Тест – контрольное задание.
Дети, отвечают на вопросы, поднимают карточки + или –
Вопросы:
1. В слове столько слогов, сколько в нем согласных букв.
2. В слове столько слогов, сколько в нем гласных букв.
3. Слог обязательно содержит гласную букву.
4. Слог не бывает без согласных букв.
5. Слог может состоять из одной буквы.
6. В слове ДОМ 3 слога.
7. В слове ПАРК 1 слог.
Экзамен сдан!
Рефлексия
Ребята, а сейчас оцените свою деятельность на уроке
У вас нас столе лежат карточки трёх цветов ---
-Возьмите зелёный лепесток, если вы считаете, что вы активно участвовали в уроке.
- -Если вы были мало активны, но урок вам понравился возьмите желтый
- Если вы ничего не поняли и вам было неинтересно возьмите красный