Анастасия Викторова
Конспект логопедического занятия во 2 классе «Словосочетание. Управление»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Словосочетание»
Цель: составление словосочетаний в родительном, винительном, дательном и творительном падежах без предлогов
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
дать понятие о «словосочетании», учить выделять главное и зависимое слово
учить различать словосочетание и предложение
учить составлять словосочетания в разных падежах без предлогов
учить согласовывать слова в падеже
активизация словарного запаса по теме «Профессии» и «Инструменты»
Коррекционно-развивающие:
развивать зрительный и слуховой вербальный анализ
Публикация «Конспект логопедического занятия во 2 классе „Словосочетание, Управление“» размещена в разделах
- Логопедические занятия
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2019
закрепление навыка письма слов, словосочетаний
Коррекционно-воспитательные:
воспитывать интерес к занятиям
Оборудование: раздаточный материал – учебно-дидактические карточки, картинки профессий и инструментов, доска, мел, примеры словосочетаний для доски
Ход занятия:
I. Организационный момент. Проблемная ситуация «Найди слова»
Логопед: Чтобы узнать тему нашего занятия, в ряду букв найдите «спрятавшиеся» слова.
потерялвдлоарнипстрыпевамчзакладкудунекирукявыроп
шлератбмюновыйпрвинапсавоькюжтученикждлоенистро
кепвлаонтчбюыэжпдлсегодняпваыквцмяутьбюжпотерял
Ответы детей: - потерял закладку, новый ученик, сегодня потерял
Сколько слов вы выделили? Два. Можно ли назвать эти два слова целым предложением? Нельзя, потому что они не выражают законченную мысль. Это словосочетания. Значит, о чем сегодня пойдет речь на нашем занятии? (о словосочетании)
II. Знакомство с темой. Объяснение нового материала.
Словосочетание состоит из главного и зависимого слова. Давайте найдём главное слово. Поставим крестик. Какое слово зависимое. Зададим вопрос. Поставим стрелочку.
Запах цветов. Что можете сказать о зависимом слове данного словосочетания? (стоит в родительном падеже,т. к. отвечает на вопрос чего?)
Правило! Словосочетание – это сочетание двух слов, объединённых по смыслу и грамматически. В словосочетании одно слово зависит от другого. Словосочетание – это два слова, одно из которых главное, а другое зависимое.
1. Образуйте словосочетания, ставя зависимое слово в нужном падеже. Укажите главное и зависимое слово.
Дорожить, время;
отпереть, ключ;
писать, карандаш;
подарить, мама
рисовать ручка
нарушение правило
ягоды крыжовник
гордиться успехи
достоин, похвала;
говорить, шепот;
ситцевый, платье;
тонкую, решетка;
детский, ручку,
глиняный, посуду;
стеклянной, витрина;
масляную, краска;
деревянный, кровати.
освещается солнце
любить зима
Физминутка. «Вы, наверное, устали?»
Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали Раз-два-три.
Ручками похлопали Раз-два-три.
Покрутились, повертелись Раз-два-три.
И за парты все уселись Раз-два-три.
Глазки крепко закрываем, Дружно до пяти считаем
Раз-два-три-четыре-пять. Открываем, поморгаем
Раз-два-три. И работать продолжаем. (Раз-два-три)
2. Дифференциация понятий «слово», «словосочетание», «предложение».
- Прочитайте запись в карточке под цифрами 1,2,3.
1. ученик, сегодня, новый, закладка, потерять
2. потерял закладку, сегодня потерял
3. Новый ученик сегодня потерял закладку.
- Прочитайте строчку под номером один. Что записано? (Слова.) Выражает ли эта группа слов законченную мысль? Это предложение?
- Прочитайте строчку под номером два. Что записано в этой строчке? (Словосочетание.) Это предложение? Почему? Выражает ли эта группа слов законченную мысль?
- Прочитайте строчку под номером три. Что записано на этой строчке? (Предложение.)
3. Дидактическая игра «Сыщики».
- Внимательно прочитайте запись под цифрой 3. Найдите все словосочетания, подсчитайте, и запишите их количество в ячейку.
Совёнок громко пищал. Громко пищать. Игра началась. Интересная игра. Подарить брату. Брат подарил. Тёмная туча. Повисла тёмная туча.
- Чем отличается словосочетание от предложения?
4. Дид. игра «Кому нужны инструменты?»
Ответить по схеме: (картинка) нужна/ен Кому? (картинка). Соедините и назовите предложение
Образец: Мастерок нужен каменщику, Кисточки художнику, Ложки повару, Письма почтальону, Лекарства врачу, Кирпич строителю
5. Работа со словосочетанием Ш (раздаточный материал)
Слова с вопросами (картинки со словами-действиями в первом столбике, картинки с инструментами во втором столбике):
Забивают (чем) … Рубят (чем) … Пилят (чем) … Вытаскивают (чем) … Режут (чем) …
Чтение и добавление слов по вопросам устно разными способами: логопед называет слова из 1 столбика, а дети - второго. Логопед называет слова из второго столбика, а дети из первого.
А теперь запишем словосочетания в тетрадь с обязательной записью вопроса в скобке, с выделением окончаний.
III. Итог занятия. Рефлексия
- Ребята, понравилось вам занятие? Какое задание было самым сложным? Чему сегодня научились?
Логопед: Ребята, оцените свою работу на уроке. На какой вопрос отвечает зависимое слово? Чем выражено главное слово? Чем выражено зависимое слово?
Самооценочные лесенки: «Поставь знак «!» на той ступеньке, где оценка совпадает с твоей» (плохо, удовлетворительно, хорошо, отлично)