Светлана Мокина
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуко-буквенный анализ и синтез слов»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по обучению грамоте
в подготовительной группе
Звуко-буквенный анализ
и синтез слова
Подготовила: учитель-логопед
С. О. Мокина
Цель: обучение детей навыкам звуко-буквенного анализа и синтеза слов.
Задачи:
Образовательная:
-дифференциация понятий гласный-согласный, твердый-мягкий согласный.
Коррекционная:
- развитие высших психических функций
Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе „Звуко-буквенный анализ и синтез слов“» размещена в разделах
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Звуковой анализ слов. Развитие навыков звукового анализа
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2019
(речевого внимания, словесно-логического мышления).
Воспитательная:
- Развивать умение работать в коллективе и индивидуально, воспитывать уважительное отношение друг к другу, способствовать позитивного отношения к учебной деятельности
Оборудование: предметные картинки, символы звуков-красные, синие, зеленые фишки, магнитная азбука, магнитная доска, задания в конвертах.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Дети стоят в кругу.
Логопед: Поиграем в игру. Каждый, по очереди называет гласный звук, но звуки не должны повторятся.
Дети: А,О,У,И,Ы,Э.
Логопед: Молодцы!
Логопед: Сядет тот, кто ответит: Каким символом мы изображаем гласный звук?
Дети: Красным!
Логопед: Каким символом мы изображаем мягкий согласный звук?
Дети: Зеленым!
Логопед: Правильно. Каким символом мы изображаем твёрдый согласный звук?
Дети: Синим!
Логопед: А мягкие согласные?
Дети: Пь,Мь,Кь,Ть,Гь,Нь,Бь,Рь,Фь,Вь,Сь,Зь,Дь,Ль,Хь,Й,Ч,Щ.
Логопед: Молодцы! Какие твёрдые согласные звуки вы знаете?
Дети: Н,М,Л,Р,Б,В,Г,Д,Ж,З,С,П,Ф,К,Т,Ш,Х,Ц.
Логопед: Правильно.
2. Артикуляционная гимнастика
Логопед: Я предлагаю сделать артикуляционную гимнастику, чтобы правильно произносить все звуки. Бегемот, Часики, Качели, Месим тесто, Лошадка
3. Введение в тему
Логопед: Кто знает, что такое небылицы? Небылицы это перевёртыши, нелепицы, путаницы. Сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы послушайте внимательно! Самый внимательный получает суперзадание!
Лает кошка из лукошка,
На сосне растёт картошка,
Море по небу летит,
Волки съели аппетит.
Звонко квакают утята,
Тонко квакают котята.
Проползла змеёю луковица
Получилась путаница. (В. Бурыкина.)
Логопед: Ребята все ли правильно? Замените перепутанные в стихотворении слова. Логопед читает стихотворение ещё раз, прикрепляя к доске картинки.
Дети: Дают правильный вариант ответа и получают конверты с супер-заданием.
Логопед: Ребята у вас в конвертах картинки, КИТ,КОТ, МАК,РАК.
Выложите слова из букв. Сравните слова по звучанию-КИТ-КОТ, МАК-РАК.
Дети: Выкладывают слова из букв на магнитной доске.
Логопед: Подводит детей к выводу о том, что как важно соблюдать правильную последовательность звуков в слове.
4. Зажгите разноцветные фонарики.
Логопед: Читает детям загадку.
Дети: Отгадывают ее.
Логопед: Показывает предметную картинку (отгадку) и просит подобрать к этому слову подходящую схему.
Например:
ООО
ООООО
ОООООО
помидор ООООООО
ОООООООО
Дети: Подбирают схему.
Логопед: Просит одного ребёнка выйти к доски и заполнить схему фишками.
Логопед: Предлагает детям самостоятельно выложить схему слова из фишек на столе.
- Зажгите фонарики букв: гласные – красного цвета,
согласные мягкие – зеленого цвета, твердые согласные – синего цвета.
Дети: Выкладывают схему слова из фишек.
Логопед: Сколько всего звуков в слове?
Дети: Семь!
Логопед: Сколько из них гласных звуков?
Дети: Три!
Логопед: Верно. А согласных?
Дети: Четыре!
Логопед: Сколько мягких согласных звуков?
Дети: Один!
Логопед: Правильно! Сколько твёрдых согласных звуков?
Дети: Три - П,Д,Р.
Логопед: Совершенно верно. Молодцы, отлично справились с заданием!
Дед ее тащил из грядки,
Но один не смог достать.
Все тащили по порядку,
Раз, два, три, четыре, пять.
Но она сидела крепко.
Кто она? Конечно (Репка)
Золотой каретой в сказке
Этот овощ был когда-то.
Отгадайте без подсказки,
Как зовется он, ребята. (Тыква)
Под листком лежит на грядке.
Он пупырчатый, не гладкий.
И зеленый, наконец.
А зовется. (огурец). Что за скрип?
Что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста,
Если я. (Капуста).
Неказиста, шишковата,
А придет на стол она,
Скажут весело ребята:
«Ну, рассыпчата, вкусна!»
(Картошка)
Сидит дед, в шубу одет,
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает. (Лук)
Забавная минутка
Логопед: Ребята послушайте «хитрые» загадки, отгадать их сможет только тот, кто внимательно слушает! Вы готовы!
Дети: Да!
• У бабушки Даши внук Паша, кот Пушок, собака Дружок.
Сколько у бабушки внуков? (один)
• В парке 8 скамеек. Три покрасили.
Сколько скамеек стало в парке? (восемь)
• Ребёнок моего отца мне не брат. Кто это? (сестра)
• Летел по небу бегемотик, а по земле за ним бежал охотник с ружьем. Охотник выстрелил, и бегемотик упал на него.
Кто жив остался? (Бегемоты не летают)
• На каком дереве обычно сидит ворона во время проливного дождя?
(на мокром)
• Что можно увидеть с закрытыми глазами? (сон)
• Как принести воду в дырявом ведре? (заморозить)
• На березе росло 9 яблок. Подул сильный ветер, и 5 яблок упало.
Сколько осталось? (на березе яблоки не растут)
• Что легче - 1 кг ваты или 1 кг железа? (одинаково)
• Как правильно говорить: "не вижу белый желток" или "не вижу белого желтка"? (Желток не может быть белым).
• Что делается с красным шелковым платком, если его опустить на 5 минут на дно моря? (Будет мокрым).
5. Разгадай ребус.
Логопед: Предлагает разделиться на две команды.
- Ваша задача, назвать картинки, выделить первый звук и найти соответствующую этому звуку букву в разрезной азбуке. А затем, составить из найденных букв слово (анаграмма). Победит та команда, которая справиться с заданием первая!
Дети: Делятся на команды и приступают к выполнению задания.
Кот – ромашка – арбуз (рак)
Мыло –кошка– аист (мак)
Морковь – хлеб – удочка – арбуз (муха)
Арбуз – ива – топор – стол (аист)
6. Итог занятия, оценка деятельности