Папки-передвижки

Звуко-буквенный анализ и синтез как основа формирования навыка чтения. Использование нетрадиционных пособий

Лариса Миронова
Звуко-буквенный анализ и синтез как основа формирования навыка чтения. Использование нетрадиционных пособий
▼ Скачать + Заказать документы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-

ДЕТСКИЙ САД №11 г. МЕЛЕНКИ, ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

МАСТЕР – КЛАСС

Тема: Звуко-буквенный анализ и синтез как основа формирования навыка чтения. Использование нетрадиционных пособий.

Подготовила: учитель-логопед Миронова Л. Н.

Меленки, 2018

(1 слайд) Годовая тема нашего методического объединения «Чтение в цифровом времени».

Публикация «Звуко-буквенный анализ и синтез как основа формирования навыка чтения, Использование нетрадиционных пособий» размещена в разделах

(2 слайд) Чтение- сложный психофизиологический процесс, осуществляемый в результате деятельности зрительного (узнавание буквы – графемы, речеслухового анализаторов (соотнесение графемы соответствующему звуку) и речедвигательного (воспроизведение прочитанного) и включающий зрительное восприятие, узнавание и различение букв. На основе восприятия зрительной модели слова и последующее соотнесение буквенных значков со звуками воспроизводится слово.

Тема формирования и освоения навыка чтения как сложного психофизиологического процесса является особенно острой и актуальной. Почему?

(3 слайд)Жила-была девочка Таня. (слова девочки). Что за проблема была у девочки? В чем причина?

Оказывается у девочки были нарушены многие компоненты речевой системы, были не сформированы операции звукового анализа.

И действительно, анализ логопедической литературы и практический опыт, в частности и Ваш, показывают, что число детей с отклонениями в речевом развитии вырастает. У детей с нарушениями речи, в первую очередь страдает фонематическое восприятие и звукопроизношение, что сказывается на несформированности операций звукового анализа и в дальнейшем приводит к дисграфии и дислексии.

Поэтому развитие звуко-буквенного анализа и синтеза является важной задачей в логопедической работе, так как эти процессы являются основой формирования навыка чтения. Дети, которых недостаточно развиты процессы звуко-буквенного анализа составляют основную группу риска при овладение письмом и чтением.

(3 слайд) Построим модель Чтения как глобального процесса в виде большого крепкого дома.

А что является опорой и основой любого дома любого дома? Это фундамент. В нашем случае это фонематическое восприятие – как основа всей сложной речевой системы, которое развивается на основе фонематического слуха. Переходить к звуковому анализу и синтезу у ребенка с нарушениями речи стоит лишь после сформированности у него начального уровня фонематического восприятия.

Построим стены. Мы знаем, что овладение ребенком грамотой происходит ступенчато : первая ступень- фонематическое восприятие, вторая- звуковой анализ. При этом, при обучение ребенка чтению, исходным процессом будет являться звуковой анализ, лишь на основе которого возможен полноценный синтез.

Вставим окна в наш дом. У ребенка должно быть сформировано произношение анализируемых и синтезируемых звуков речи.

Ну и, наконец, крыша – сам процесс чтения, как основа успешного обучения в школе.

С этапами формирования звуко-буквенного анализа и синтеза вы хорошо знакомы, они описаны в трудах Лурия А. Р., Филичевой Т. Б., Волковой Л. С. и т. д., а потому заострять внимание на этом мы не будем.

(4 слайд) Мне хотелось бы сегодня познакомить вас нетрадиционными пособиями, средствами и даже технологиями, которые вы, логопеды, воспитатели, могут использовать в своей работе. И через использования которых, мы можем формировать, развивать и совершенствовать операции звуко-буквенного анализа, создавая для детей дошкольного возраста дополнительную мотивацию, вызывая у них неподдельный интерес к материалу, эмоциональный отклик.

На сегодняшний день особо актуально стоит вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении. Для решения задач интеграции образовательных областей предлагается использовать многофункциональные развивающие пособия. Использование данных пособий ребенком в ходе взаимодействия со взрослым и сверстниками способствует проявлению инициативы и творческих способностей, формированию предпосылок учебной деятельности. Те пособия, которые я вам хочу предложить, отвечают этим требованиям.

Знакомя Вас с пособиями, играми и средствами, которые использую в своей работе, подбирая к ним раздаточный материал, наполняемость пособий, я не учитывала этапы формирования звуко-буквенного анализа. Моя задача – максимально и всесторонне раскрыть возможности этих пособий.

(5 слайд)«Чудо-коврик»

Он был задуман мной как многофункциональный, для развития следующих сторон:

развитию фонематических процессов;

развитию лексико-грамматическому строя речи;

развитию связной речи;

овладению такими понятиями как: «звук – гласный и согласный, твердый и мягкий, звонкий – глухой»;

развитию тактильных ощущений и мелкой моторики;

развитию пространственных представлений.

(6 слайд) Поскольку наш коврик универсален и многофункционален, он будет преображаться как картины природы за окном. Летом на деревьях фрукты, в октябре и ноябре – осенние кроны, в зимние месяцы – снежинки в воздухе и сугробы, весной появляется зелень.

Коврик изготовлен из различных тканей. В качестве основы мы использовали ткань двух цветов. Верхняя часть голубая (небо, нижняя часть серовато-зеленого цвета (земля). На поляне расположились два дома.

На чудо поляне растут два дерева – яблоневое и грушевое. На яблоневом висят 10 красных яблок, на грушевом – 10 груш (их можно использовать для развития умения в согласовании порядковых и количественных числительных с существительными, существительных с прилагательными, местоимений с существительными и т. д.). Коврик может оказать помощь в отработке предлогов (кот на крыше, кот около дома, заец в снегу и т. д….). Причем мы любую ситуацию можем смоделировать, создать сюжет.

Каждое облако – это месяц по каждому времени года. Наше солнце согревает и радует нас. Семь лучиков солнца – это семь цветов радуги, это еще и дни недели.

Первый дом – красный с синей крышей. Внизу – пять красных кармашков для гласных звуков [а], [о], [у], [ы], [э]. Нижние красные карманы можно также использовать для составления слов. На крыше – карман для согласных, которые могут быть твердыми (в том числе всегда твердые [ш], [ж], [ц]). Посередине дома расположен двойной карман для составления слогов, а под ним пришиты «липучки» для прикрепления фишек звуко-буквенного анализа. Эти цветные фишки (красная-для гласных, синяя-для твердых согласных, синяя с колокольчиком-для звонких твердых) хранятся в контейнере и используются по необходимости.

Второй дом – красный с зеленой крышей. Внизу – пять кармашков для гласных звуков ([и], [я], [ю], [е], [е]). На крыше карман для согласных, которые могут быть мягкими (в том числе – всегда мягкие [ч], [щ], [й]. Посередине дома расположен двойной карман для составления слогов, а под ним пришиты «липучки» для прикрепления фишек звуко-буквенного анализа. Эти цветные фишки (красная-для гласных, зеленая -для мягких согласных, зеленая с колокольчиком-для звонких мягких согласных) хранятся в контейнере и используются по необходимости. Вне дома хранятся буквы «ь», «ъ».

Все детали коврика съемные и меняются в зависимости от времени года. Для удобства и универсальности использования многие детали крепятся на «липучки».

Рассмотрим применение «Чудо-коврика» в совместной деятельности взрослого и ребенка при формировании и закреплении звуко-буквенного анализа. Используем зрительные символы звуков, цветные фишки, гласные и согласные буквы. Для этого мы можем использовать такой прием как фонетические сказка. И так.

Каких только городов не бывает на свете! Город Улыбок и Загадок, Солнечных Зайчиков и Весёлых мальчиков! А в нашем городе Буквограде живут гласные и согласные звуки и буквы. Однажды в городе поселился новый звук – звук п. Ему было грустно и одиноко в незнакомом городе, вдруг он услышал, как за окном весело поют гласные звуки, и ему захотелось так же петь. "П-П-П" — запыхтел звук "П"(помещаем в окно зрительный символ звука П). Пыхтел, пыхтел, а спеть песенку не смог. Почему звук П не смог спеть песенку? (Ответы детей). Произнесем звук п. Попыхтим, как звук П. (произносят звук П индивидуально, парами, наблюдая за артикуляцией друг друга).

Задание:

- Что делают губы при произнесении звука П? (Губы при произнесении звука П сжаты и не пускают воздух, но он все же размыкает губы и выходит наружу. Звук произносится коротко и отрывисто).

Расскажем о звуке П.

-Как вы думаете, какой характер у звука П?

-Какой это звук? Гласный или согласный? Согласный. Почему?

-Когда мы его произносим, воздух встречает преграду (губы).

-Он глухой или звонкий? Глухой. Почему? (горлышко не дрожит)

-Дадим ему характеристику: Звук П согласный, глухой, твердый, сердитый П - П – П мы его обозначаем синим цветом.

Задание: покажите букву, соответствующую этому звуку (находят букву среди прочих и показывают, помещаем букву П в карман).

Заплакала, загоревал звук П : "Ох, какой я не певучий, у меня нет голоса, я не могу петь, у меня совсем нет друзей". И у него совсем испортилось настроение.

"Не печалься, — сказал звук "А", — Мы, гласные звуки, сможем тебе помочь. Только ты всегда должен стоять рядом с нами. Согласен?" "Согласен! Согласен!" — закричал звук п. С тех пор звук П и гласные звуки стали друзьями.

Проведем анализ обратного слога АП.

Задание:

- Определите количество звуков в слоге;

- определить последовательность звуков в слоге АП :какой звук первый в слоге АП?

- выложите схему слога АП (помещаем красную фишку на карман домика, какой звук последний? (помещаем синюю фишку на карман домика)

-выложить слог АП из букв, соответствующими данным звукам (в карманы домика вставляются буквы А и П).

-преобразуем слог путем изменения одного звука : слог УП, ОП.

Аналогично можно провести анализ прямого слога ПА.

Работать с ковриком можно на всех этапах формирования звукового и звуко-буквенного анализа, в зависимости от Ваших целей и задач.

Интерактивные игры

(7 слайд) В последнее время растет тенденция поиска новых, инновационных технологий с целью повышения заинтересованности детей, повышение мотивации. Современные дети – это дети компьютерных технологий, хотелось бы нам этого или нет. Поэтому в своей работе я активно использую современные качественные интерактивные компьютерные игры как дополнительное средство формирования навыка, и средства повышения мотивации (с учетом Сан. пина и применением здоровьесберегающих технологий).

Интерактивные игры с веселыми героями помогают детям освоить грамоту легко и с удовольствием. Можно использовать игры разной степени сложности, что позволяет для занятия с ребенком выбирать именно тот материал, с которым он хорошо справляется.

Предлагаю Вам поиграть в интерактивные игры развивающего портала Мерсибо.

Пазлы «Звук называй- букву собирай»

(8 слайд) Для того, чтобы дети дифференцировали, различали понятия звук и буква, на занятиях мы говорим им о том, что звуки – это то, что мы слышим и произносим, а буквы –это то что мы видим и пишем. Звуки и буквы изучаются параллельно. Мы знакомим детей с графическим образом буквы – графемой, показывая графическое начертание буквы в печатном варианте, давая им при этом не «официальное» алфавитное название, а тот звук, который эта буква означает. При этом для нас важно закрепить в памяти графический образ буквы.

Для этого мы можем использовать пазлы «Звук называй – букву собирай».

Цели использования пособия :

Становление аналитико-синтетического умения определять первый звук в слове.

Формировать умение соотносить звук и соответствующую букву.

Формировать зрительный образ буквы.

Задание:

Вариант 1:

- возьмите конверты с буквами, обозначающими парные по мягкости-твердости согласные звуки.

-соберите букву (по образцу, назови картинки на пазлах, определи первые звуки в их названиях.

Вариант 2:

- собери букву без образца, назови картинки, определи первые звуки в их названиях.

Вариант 3:

- Взять 2 (и более) буквы, найди картинки, которые начинаются с одного и того же звука, собери из них букву и назови ее.

Камешки «Марблс»

(9 слайд) Марблс - это сияющие стеклянные шарики, далекие потомки глиняных шариков, которые в древности были игрушками для людей. Красота камешков завораживает настолько, что детям хочется к ним прикоснуться, подержать их в руках, поиграть с ними.

Камешки Марблс мы также можем использовать для закрепления зрительного образа буквы, развивая параллельно мелкую моторику, ориентацию в пространстве.

Задание 1:

Вариант 1:

-выложить с помощью камешков Марблс букву по образцу, назвать ее;

Вариант 2:

-выложить с помощью камешков Марблс букву по памяти, представлению, назвать ее.

При изучении новой буквы обязательно необходимо включать задания по профилактике дисграфии и дислексии.

Задание 2:

-выполним упражнение «Буквы сломались».

«Кольца Луллия»

(10 слайд) Кольца Луллия прочно заняли свое место в педагогике. На сегодняшний день они являются универсальным дидактическим средством, формирующим мыслительные процессы у детей, предложенное авторами ТРИЗ –технологий. Их можно многопланово использовать при решении задач развития речи у дошкольников с ОНР. Кольца Луллия вносят элемент игры в занятие, помогают поддерживать интерес к изучаемому материалу.

Используя Кольца Луллия, логопед или воспитатель может корригировать различные аспекты речевой деятельности:

закрепление произношения поставленных звуков в речи;

развитие фонематических процессов;

уточнение и активизация словарного запаса;

совершенствование слоговой структуры слова;

формирование структуры предложений;

совершенствование развития связной речи.

Работа проводится во всех блоках образовательного процесса: на коррекционных занятиях, в индивидуальной работе с детьми и в самостоятельной игровой деятельности детей. Планирование той или иной игры осуществляется в зависимости от коррекционных задач, реализуемых на данный момент, и проблем, возникающих на определенном отрезке времени у конкретных детей. Данное пособие можно использовать в работе с детьми от 3 до 7 лет.

Что же они из себя представляют?

Еще в 13 веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов. Оказывается ее можно прекрасно применять в работе с дошкольниками. Пособие представляет собой круги, закрепленые на оси, способные вращаться вокруг этой оси. Имеется стрелка. Кольца делятся на сектора. Сектора заполняются нужным материалом (картинками) – в зависимости от цели использования.

Рассмотрим использование Колец Луллия по отношению к звуковому анализу.

На кольца, в сектора помещены картинки:

- верхнее кольцо – символы гласных, согласных твердых-мягких, звонких- глухих звуков.

-среднее кольцо – предметные картинки ;

-нижнее кольцо- схемы слов.

Цель :совершенствование навыков звукового анализа.

Задание 1:

- вращать верхний кольцо, назвать символ звука (например, данным символом мы обозначаем гласный звук, подобрать предметную картинку, название которой начинается на этот звук (А- аист, С- сок и. т. д)

Задание 2:

- вращать среднее кольцо, назвать предмет на картинке, определить количество и последовательность звуков в слове, побрать схему к данному слову.

Все предложенные пособия, средства и технологии способствуют созданию заинтересованности, непринужденной обстановки, обеспечивают восприятие и закрепление нового материала, их можно использовать как для индивидуальной, так и для подгрупповой работы. Все эти пособия могут быть использованы не только вами, логопедами, но и воспитателями группы в вечернее время в взаимодействия с детьми или в самостоятельной деятельности.

Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Народные игры как основа формирования физического и духовного совершенства дошкольников В современном мире детей учат играть в хоккей, футбол, баскетбол, теннис и другие спортивные игры. Народные игры позабыты в большинстве.

Семейное воспитание как основа формирования патриотических чувств и гражданской позиции ребенка дошкольного возраста .

Активный отдых как основа формирования здорового образа жизни дошкольников Забота о здоровье ребенка и взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции, поскольку любой стране нужны личности творческие,.

Артикуляционная гимнастика как основа формирования правильного звукопроизношения. Традиционные и нетрадиционные формы Артикуляционная гимнастика, как основа формирования правильного звукопроизношения (традиционные и нетрадиционные формы). Речь не является.

Формирование навыка беглого и правильного чтения у обучающихся с нарушением интеллекта Проблема обучения чтению является одной из актуальных в современной педагогике. Это вызвано её большой практической значимостью. «Нет чтенья,.

Конспект логопедического занятия в 3 классе «Звуко-буквенный анализ слов сложной слоговой структуры» Конспект группового логопедического занятия Звуко-буквенный анализ слов сложной слоговой структуры Цель: развивать навык звуко-буквенного.

Консультация для родителей «5 важных советов о развитии навыка чтения у ребенка» Консультация на тему «5 важных советов о развитии навыка чтения у ребенка.» Мамам и папам, стремящимся научить ребенка читать как можно.

Наблюдение в природе как основа формирования экологического сознания дошкольника Наблюдение в природе как основа формирования экологического сознания дошкольника Белова С. В. Коваленко Е. С. МБ ДОУ «Детский сад №16» Человек.

Развитие познавательных интересов как основа формирования всесторонне развитой личности ребёнка Дошкольный возраст важный период в жизни человека. В данном возрастном периоде закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки.

Технология продуктивного чтения как средство формирования УУД Аннотация Мною описана технология продуктивного чтения, реализуемая на уроках литературного чтения для формирования УУД. Этот приём не только.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Звуко-буквенный анализ и синтез как основа формирования навыка чтения. Использование нетрадиционных пособий
Опубликовано: 25 декабря 2018 в 10:42
+22Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Звуко-буквенный анализ и синтез как основа формирования навыка чтения. Использование нетрадиционных пособий» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Миронова (УИ 396251) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД