Лариса Миронова
Звуко-буквенный анализ и синтез как основа формирования навыка чтения. Использование нетрадиционных пособий
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-
ДЕТСКИЙ САД №11 г. МЕЛЕНКИ, ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
МАСТЕР – КЛАСС
Тема: Звуко-буквенный анализ и синтез как основа формирования навыка чтения. Использование нетрадиционных пособий.
Подготовила: учитель-логопед Миронова Л. Н.
Меленки, 2018
(1 слайд) Годовая тема нашего методического объединения «Чтение в цифровом времени».
Публикация «Звуко-буквенный анализ и синтез как основа формирования навыка чтения, Использование нетрадиционных пособий» размещена в разделах
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Дидактические игры
- Звуковой анализ слов. Развитие навыков звукового анализа
- Игры для детей
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Темочки
(2 слайд) Чтение- сложный психофизиологический процесс, осуществляемый в результате деятельности зрительного (узнавание буквы – графемы, речеслухового анализаторов (соотнесение графемы соответствующему звуку) и речедвигательного (воспроизведение прочитанного) и включающий зрительное восприятие, узнавание и различение букв. На основе восприятия зрительной модели слова и последующее соотнесение буквенных значков со звуками воспроизводится слово.
Тема формирования и освоения навыка чтения как сложного психофизиологического процесса является особенно острой и актуальной. Почему?
(3 слайд)Жила-была девочка Таня. (слова девочки). Что за проблема была у девочки? В чем причина?
Оказывается у девочки были нарушены многие компоненты речевой системы, были не сформированы операции звукового анализа.
И действительно, анализ логопедической литературы и практический опыт, в частности и Ваш, показывают, что число детей с отклонениями в речевом развитии вырастает. У детей с нарушениями речи, в первую очередь страдает фонематическое восприятие и звукопроизношение, что сказывается на несформированности операций звукового анализа и в дальнейшем приводит к дисграфии и дислексии.
Поэтому развитие звуко-буквенного анализа и синтеза является важной задачей в логопедической работе, так как эти процессы являются основой формирования навыка чтения. Дети, которых недостаточно развиты процессы звуко-буквенного анализа составляют основную группу риска при овладение письмом и чтением.
(3 слайд) Построим модель Чтения как глобального процесса в виде большого крепкого дома.
А что является опорой и основой любого дома любого дома? Это фундамент. В нашем случае это фонематическое восприятие – как основа всей сложной речевой системы, которое развивается на основе фонематического слуха. Переходить к звуковому анализу и синтезу у ребенка с нарушениями речи стоит лишь после сформированности у него начального уровня фонематического восприятия.
Построим стены. Мы знаем, что овладение ребенком грамотой происходит ступенчато : первая ступень- фонематическое восприятие, вторая- звуковой анализ. При этом, при обучение ребенка чтению, исходным процессом будет являться звуковой анализ, лишь на основе которого возможен полноценный синтез.
Вставим окна в наш дом. У ребенка должно быть сформировано произношение анализируемых и синтезируемых звуков речи.
Ну и, наконец, крыша – сам процесс чтения, как основа успешного обучения в школе.
С этапами формирования звуко-буквенного анализа и синтеза вы хорошо знакомы, они описаны в трудах Лурия А. Р., Филичевой Т. Б., Волковой Л. С. и т. д., а потому заострять внимание на этом мы не будем.
(4 слайд) Мне хотелось бы сегодня познакомить вас нетрадиционными пособиями, средствами и даже технологиями, которые вы, логопеды, воспитатели, могут использовать в своей работе. И через использования которых, мы можем формировать, развивать и совершенствовать операции звуко-буквенного анализа, создавая для детей дошкольного возраста дополнительную мотивацию, вызывая у них неподдельный интерес к материалу, эмоциональный отклик.
На сегодняшний день особо актуально стоит вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении. Для решения задач интеграции образовательных областей предлагается использовать многофункциональные развивающие пособия. Использование данных пособий ребенком в ходе взаимодействия со взрослым и сверстниками способствует проявлению инициативы и творческих способностей, формированию предпосылок учебной деятельности. Те пособия, которые я вам хочу предложить, отвечают этим требованиям.
Знакомя Вас с пособиями, играми и средствами, которые использую в своей работе, подбирая к ним раздаточный материал, наполняемость пособий, я не учитывала этапы формирования звуко-буквенного анализа. Моя задача – максимально и всесторонне раскрыть возможности этих пособий.
(5 слайд)«Чудо-коврик»
Он был задуман мной как многофункциональный, для развития следующих сторон:
развитию фонематических процессов;
развитию лексико-грамматическому строя речи;
развитию связной речи;
овладению такими понятиями как: «звук – гласный и согласный, твердый и мягкий, звонкий – глухой»;
развитию тактильных ощущений и мелкой моторики;
развитию пространственных представлений.
(6 слайд) Поскольку наш коврик универсален и многофункционален, он будет преображаться как картины природы за окном. Летом на деревьях фрукты, в октябре и ноябре – осенние кроны, в зимние месяцы – снежинки в воздухе и сугробы, весной появляется зелень.
Коврик изготовлен из различных тканей. В качестве основы мы использовали ткань двух цветов. Верхняя часть голубая (небо, нижняя часть серовато-зеленого цвета (земля). На поляне расположились два дома.
На чудо поляне растут два дерева – яблоневое и грушевое. На яблоневом висят 10 красных яблок, на грушевом – 10 груш (их можно использовать для развития умения в согласовании порядковых и количественных числительных с существительными, существительных с прилагательными, местоимений с существительными и т. д.). Коврик может оказать помощь в отработке предлогов (кот на крыше, кот около дома, заец в снегу и т. д….). Причем мы любую ситуацию можем смоделировать, создать сюжет.
Каждое облако – это месяц по каждому времени года. Наше солнце согревает и радует нас. Семь лучиков солнца – это семь цветов радуги, это еще и дни недели.
Первый дом – красный с синей крышей. Внизу – пять красных кармашков для гласных звуков [а], [о], [у], [ы], [э]. Нижние красные карманы можно также использовать для составления слов. На крыше – карман для согласных, которые могут быть твердыми (в том числе всегда твердые [ш], [ж], [ц]). Посередине дома расположен двойной карман для составления слогов, а под ним пришиты «липучки» для прикрепления фишек звуко-буквенного анализа. Эти цветные фишки (красная-для гласных, синяя-для твердых согласных, синяя с колокольчиком-для звонких твердых) хранятся в контейнере и используются по необходимости.
Второй дом – красный с зеленой крышей. Внизу – пять кармашков для гласных звуков ([и], [я], [ю], [е], [е]). На крыше карман для согласных, которые могут быть мягкими (в том числе – всегда мягкие [ч], [щ], [й]. Посередине дома расположен двойной карман для составления слогов, а под ним пришиты «липучки» для прикрепления фишек звуко-буквенного анализа. Эти цветные фишки (красная-для гласных, зеленая -для мягких согласных, зеленая с колокольчиком-для звонких мягких согласных) хранятся в контейнере и используются по необходимости. Вне дома хранятся буквы «ь», «ъ».
Все детали коврика съемные и меняются в зависимости от времени года. Для удобства и универсальности использования многие детали крепятся на «липучки».
Рассмотрим применение «Чудо-коврика» в совместной деятельности взрослого и ребенка при формировании и закреплении звуко-буквенного анализа. Используем зрительные символы звуков, цветные фишки, гласные и согласные буквы. Для этого мы можем использовать такой прием как фонетические сказка. И так.
Каких только городов не бывает на свете! Город Улыбок и Загадок, Солнечных Зайчиков и Весёлых мальчиков! А в нашем городе Буквограде живут гласные и согласные звуки и буквы. Однажды в городе поселился новый звук – звук п. Ему было грустно и одиноко в незнакомом городе, вдруг он услышал, как за окном весело поют гласные звуки, и ему захотелось так же петь. "П-П-П" — запыхтел звук "П"(помещаем в окно зрительный символ звука П). Пыхтел, пыхтел, а спеть песенку не смог. Почему звук П не смог спеть песенку? (Ответы детей). Произнесем звук п. Попыхтим, как звук П. (произносят звук П индивидуально, парами, наблюдая за артикуляцией друг друга).
Задание:
- Что делают губы при произнесении звука П? (Губы при произнесении звука П сжаты и не пускают воздух, но он все же размыкает губы и выходит наружу. Звук произносится коротко и отрывисто).
Расскажем о звуке П.
-Как вы думаете, какой характер у звука П?
-Какой это звук? Гласный или согласный? Согласный. Почему?
-Когда мы его произносим, воздух встречает преграду (губы).
-Он глухой или звонкий? Глухой. Почему? (горлышко не дрожит)
-Дадим ему характеристику: Звук П согласный, глухой, твердый, сердитый П - П – П мы его обозначаем синим цветом.
Задание: покажите букву, соответствующую этому звуку (находят букву среди прочих и показывают, помещаем букву П в карман).
Заплакала, загоревал звук П : "Ох, какой я не певучий, у меня нет голоса, я не могу петь, у меня совсем нет друзей". И у него совсем испортилось настроение.
"Не печалься, — сказал звук "А", — Мы, гласные звуки, сможем тебе помочь. Только ты всегда должен стоять рядом с нами. Согласен?" "Согласен! Согласен!" — закричал звук п. С тех пор звук П и гласные звуки стали друзьями.
Проведем анализ обратного слога АП.
Задание:
- Определите количество звуков в слоге;
- определить последовательность звуков в слоге АП :какой звук первый в слоге АП?
- выложите схему слога АП (помещаем красную фишку на карман домика, какой звук последний? (помещаем синюю фишку на карман домика)
-выложить слог АП из букв, соответствующими данным звукам (в карманы домика вставляются буквы А и П).
-преобразуем слог путем изменения одного звука : слог УП, ОП.
Аналогично можно провести анализ прямого слога ПА.
Работать с ковриком можно на всех этапах формирования звукового и звуко-буквенного анализа, в зависимости от Ваших целей и задач.
Интерактивные игры
(7 слайд) В последнее время растет тенденция поиска новых, инновационных технологий с целью повышения заинтересованности детей, повышение мотивации. Современные дети – это дети компьютерных технологий, хотелось бы нам этого или нет. Поэтому в своей работе я активно использую современные качественные интерактивные компьютерные игры как дополнительное средство формирования навыка, и средства повышения мотивации (с учетом Сан. пина и применением здоровьесберегающих технологий).
Интерактивные игры с веселыми героями помогают детям освоить грамоту легко и с удовольствием. Можно использовать игры разной степени сложности, что позволяет для занятия с ребенком выбирать именно тот материал, с которым он хорошо справляется.
Предлагаю Вам поиграть в интерактивные игры развивающего портала Мерсибо.
Пазлы «Звук называй- букву собирай»
(8 слайд) Для того, чтобы дети дифференцировали, различали понятия звук и буква, на занятиях мы говорим им о том, что звуки – это то, что мы слышим и произносим, а буквы –это то что мы видим и пишем. Звуки и буквы изучаются параллельно. Мы знакомим детей с графическим образом буквы – графемой, показывая графическое начертание буквы в печатном варианте, давая им при этом не «официальное» алфавитное название, а тот звук, который эта буква означает. При этом для нас важно закрепить в памяти графический образ буквы.
Для этого мы можем использовать пазлы «Звук называй – букву собирай».
Цели использования пособия :
Становление аналитико-синтетического умения определять первый звук в слове.
Формировать умение соотносить звук и соответствующую букву.
Формировать зрительный образ буквы.
Задание:
Вариант 1:
- возьмите конверты с буквами, обозначающими парные по мягкости-твердости согласные звуки.
-соберите букву (по образцу, назови картинки на пазлах, определи первые звуки в их названиях.
Вариант 2:
- собери букву без образца, назови картинки, определи первые звуки в их названиях.
Вариант 3:
- Взять 2 (и более) буквы, найди картинки, которые начинаются с одного и того же звука, собери из них букву и назови ее.
Камешки «Марблс»
(9 слайд) Марблс - это сияющие стеклянные шарики, далекие потомки глиняных шариков, которые в древности были игрушками для людей. Красота камешков завораживает настолько, что детям хочется к ним прикоснуться, подержать их в руках, поиграть с ними.
Камешки Марблс мы также можем использовать для закрепления зрительного образа буквы, развивая параллельно мелкую моторику, ориентацию в пространстве.
Задание 1:
Вариант 1:
-выложить с помощью камешков Марблс букву по образцу, назвать ее;
Вариант 2:
-выложить с помощью камешков Марблс букву по памяти, представлению, назвать ее.
При изучении новой буквы обязательно необходимо включать задания по профилактике дисграфии и дислексии.
Задание 2:
-выполним упражнение «Буквы сломались».
«Кольца Луллия»
(10 слайд) Кольца Луллия прочно заняли свое место в педагогике. На сегодняшний день они являются универсальным дидактическим средством, формирующим мыслительные процессы у детей, предложенное авторами ТРИЗ –технологий. Их можно многопланово использовать при решении задач развития речи у дошкольников с ОНР. Кольца Луллия вносят элемент игры в занятие, помогают поддерживать интерес к изучаемому материалу.
Используя Кольца Луллия, логопед или воспитатель может корригировать различные аспекты речевой деятельности:
закрепление произношения поставленных звуков в речи;
развитие фонематических процессов;
уточнение и активизация словарного запаса;
совершенствование слоговой структуры слова;
формирование структуры предложений;
совершенствование развития связной речи.
Работа проводится во всех блоках образовательного процесса: на коррекционных занятиях, в индивидуальной работе с детьми и в самостоятельной игровой деятельности детей. Планирование той или иной игры осуществляется в зависимости от коррекционных задач, реализуемых на данный момент, и проблем, возникающих на определенном отрезке времени у конкретных детей. Данное пособие можно использовать в работе с детьми от 3 до 7 лет.
Что же они из себя представляют?
Еще в 13 веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов. Оказывается ее можно прекрасно применять в работе с дошкольниками. Пособие представляет собой круги, закрепленые на оси, способные вращаться вокруг этой оси. Имеется стрелка. Кольца делятся на сектора. Сектора заполняются нужным материалом (картинками) – в зависимости от цели использования.
Рассмотрим использование Колец Луллия по отношению к звуковому анализу.
На кольца, в сектора помещены картинки:
- верхнее кольцо – символы гласных, согласных твердых-мягких, звонких- глухих звуков.
-среднее кольцо – предметные картинки ;
-нижнее кольцо- схемы слов.
Цель :совершенствование навыков звукового анализа.
Задание 1:
- вращать верхний кольцо, назвать символ звука (например, данным символом мы обозначаем гласный звук, подобрать предметную картинку, название которой начинается на этот звук (А- аист, С- сок и. т. д)
Задание 2:
- вращать среднее кольцо, назвать предмет на картинке, определить количество и последовательность звуков в слове, побрать схему к данному слову.
Все предложенные пособия, средства и технологии способствуют созданию заинтересованности, непринужденной обстановки, обеспечивают восприятие и закрепление нового материала, их можно использовать как для индивидуальной, так и для подгрупповой работы. Все эти пособия могут быть использованы не только вами, логопедами, но и воспитателями группы в вечернее время в взаимодействия с детьми или в самостоятельной деятельности.
Спасибо за внимание!