Полякова Елена Николаевна
Конспект логопедического занятия в 3 классе «Слоговой анализ и синтез слов»
Конспект логопедического занятия в 3 классе
Тема: "Слоговой анализ и синтез слов"
Цель: развитие навыков слогового анализа и синтеза.
Задачи:
Образовательные:
• закрепить знания детей о роли гласных звуков в слогоразделе;
• развивать умения определять количество и последовательность слогов в словах;
Публикация «Конспект логопедического занятия в 3 классе „Слоговой анализ и синтез слов“» размещена в разделах
- Анализ работы учителя-логопеда
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Звуковой анализ слов. Развитие навыков звукового анализа
- Логопедические конспекты занятий
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Слог. Слоговая структура речи
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
• учить дифференцировать слова различной слоговой структуры;
• активизировать словарный запас учащихся.
Коррекционно-развивающие:
• развивать звуковое восприятие и навыки запоминания слов;
• развивать логическое мышление в упражнениях на аналитико-синтетическую деятельность;
• развивать зрительно-моторную координацию.
Коррекционно-воспитательные:
• воспитывать умение работать в коллективе;
• воспитывать стремление к результату деятельности;
• воспитывать интерес к получению знаний путем повышения мотивации.
Оборудование: доска, карточки с заданиями, предметные картинки.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Проговаривание хором:
Звуки чётко произносим.
Слушаем внимательно.
Буквы правильно читаем.
Пишем их старательно.
II. Сообщение темы занятия
Логопед : Как вы думаете, чтобы правильно писать, что нужно уметь?
Ответы детей:
• Правильно писать буквы.
• Четко произносить звуки.
• Проговаривать слова по слогам.
Логопед : Сегодня будем учиться делить слова на слоги, определять количество и последовательность слогов в словах, а так же записыватьсловасостоящие из нескольких слогов, четко их проговаривая.
III. Основная часть
1. Позиционный анализ и синтез слов.
Логопед : Внимательно послушайте и определите:
- первый звук в словах «кот», «уха», «сок».
-последний звук в словах «пар», «дом», «лак».
Логопед : Отгадайте, какую картину нарисовал художник?
Узнаем её название, если правильно назовем и запишем:
• первый звук в названии предмета, изображенного на картинке (предъявляется картинка с изображением очков, запишем на доске соответствующую букву;О
• первый звук и букву по картинке (предъявляется картинка с изображением весов);В
• второй звук и букву по картинке (предъявляется картинка с изображением дома);О
• последний звук и букву по картинке (предъявляется картинка с изображением плаща); Щ
• второй звук и букву по картинке (предъявляется картинка с изображением кита). И
Логопед : Прочитаем составленное слово. (ОВОЩИ.)
Предъявляется картинка с изображением овощей.
Задание: В слове «овощи» определите количество гласных и соответственно слогов. Повторяем правило: «Сколько в слове гласных, столько и слогов. Это знает каждый из учеников».
2. Определение количества слогов в слове.
Игра «Кто быстрее соберёт?»
На доске предметные картинки: репа, морковь, помидор, тыква, капуста, огурец, свёкла. Один ученик выбирает картинки, в названии которых два слога, а другой – картинки с трехсложными словами. Кто быстрее и правильнее выберет картинки, тот победил. Проводится коллективная проверка.
3. Выделение первого слога в слове.
Задание «Найди первый слог»
Логопед :Прочитайте названия овощей. Выделите в каждом слове первый слог и запишите в тетрадь.
На доске предъявляется запись слов :
ПОМИДОР, РЕДИСКА, БАКЛАЖАН, МОРКОВЬ, КАПУСТА, ЦУКИНИ, КАРТОФЕЛЬ.
Блиц-массаж
Отдохнем немножко – разотрем ладошки.
Чтобы лучше слушать, растираем уши.
Разотрем теперь и лоб, чтобы лучше думать мог.
4. Выделение лишнего слога в слове.
Задание «Найди лишний слог»
Логопед : Слоги решили пошалить и забрались не в свои слова. Давайте найдём лишний слог в каждом слове и запишем слова правильно.
На доске предъявляется запись слов :
ЧЕСКАНОК
РЕСУПА
ТЫКЛИВА
ПЕСОРЕЦ
ОГУДЕРЕЦ
СВЕКРЫЛА
(чеснок, репа, тыква, перец, огурец, свекла)
Что общего во всех этих словах? (Это овощи).
Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением (упражнение с мячом-ёжиком) Движения соответствуют тексту.
Я мячом круги катаю,
Взад-вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку,
А потом сожму немножко.
Каждым пальцем мяч прижму
И другой рукой начну.
А теперь последний трюк-
Мяч летает между рук. Движения соответствуют тексту
5. Работа с деформированными словами. Определение порядка слогов в слове.
Задание «Расшифруй слова»
Логопед : Расшифруйте названия овощей, переставив слоги местами. Соедините расшифровки с правильно написанными словами.
На доске предъявляется запись слов :
КАПУСТА ДОР-ПО-МИ
ОГУРЕЦ ТА-КА-ПУС
ПЕРЕЦ ЖАН-БАК-ЛА
СВЁКЛА РЕЦ-О-ГУ
ПОМИДОР КЛА-СВЁК
БАКЛАЖАН РЕЦ-ПЕ
IV. Подведение итога занятия.
Логопед : Чему мы учились на занятии?
-Какое правило помогает определить количество слогов в слове?
- Работа над каким заданием вам особенно понравилась?
Конец занятия.
Литература:
1. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб. : Издательский дом «Литера», 2008. -32 с. : ил. – (Серия «Уроки логопеда»).