Нина Барсегян
Конспект логопедического занятия в старшей логопедической группе на тему «Осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: речевое развитие.
Вид деятельности: непосредственно-образовательная.
Возрастная группа : старший дошкольный возраст, логопедическая группа.
Цель: обобщение представлений о характерных признаках осени.
Коррекционно - образовательные задачи:
• закрепление и обобщение представлений по теме «Осень»;
• уточнение, расширение и активизация словаря по данной теме;
Публикация «Конспект логопедического занятия в старшей логопедической группе на тему „Осень“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2018
• обогащение словаря детей, уточнить знания названия месяцев;
• совершенствование грамматического строя речи: усвоение категорий падежей (творительный и предложный падеж имен сущ. ед. ч); закрепление навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже и образования относительных прилагательных; согласования порядковых числительных с существительными; закреплять умение образовывать сложные слова; подбирать однокоренные слова.
• учить сравнивать, анализировать и соотносить картинки с изображением характерных признаков.
Коррекционно -развивающие задачи:
• развитие мелкой моторики;
• развитие зрительного восприятия и внимания;
• развитие слуховой и зрительной памяти;
• развитие анализа и синтеза.
Коррекционно - воспитательные задачи:
•воспитывать способность понимать и ценить красоту родной природы.
Предварительная работа: изучение данной темы, разучивание стихотворения А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало».
Словарная работа: осенние месяцы : сентябрь (рябинник, октябрь (листопадник, мокрохвост,ветродуй, ноябрь («ледовый кузнец» ,полузимник, листопад, разноцветные, пасмурно, хмурая, дождливая.
Материалы и оборудование: картинки по данной теме.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Ни листочка, ни травинки!
Тихим стал наш сад.
И березки и осинки
Скучные стоят.
- Ребята, про какое время года это стихотворение? (Осень). Сегодня мы с вами поговорим про это удивительное время года! А почему оно удивительное,вы догадаетесь сами.
- Я вам загадаю сегодня три загадки.
1. Опустел колхозный сад, паутинки вдаль летят,
И на южный край земли потянулись журавли
Распахнулись двери школ. Что за месяц к нам пришел?
(Сентябрь)
- К какому периоду осени относится этот месяц? (Ранняя осень).
- Как в народе называют этот месяц (Рябинник).
- Почему сентябрь так называют (Рябина развесила свои гроздья)
- Что еще происходит в сентябре? (Собирают урожай, дети идут в школу, начинают желтеть листья на деревьях).
- Сентябрь нас радует богатым урожаем.
Игра: «Собери урожай»
- У меня три корзинки. В первую кладем фрукты, во вторую – овощи, которые растут в земле, в третью – овощи, которые растут на земле.
2. Все мрачней лицо природы, почернели огороды
оголяются леса, молкнут птичьи голоса
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился?
(Октябрь)
- К какому периоду осени относится этот месяц? (Золотая осень)
- Давайте вспомним, как в народе называют месяц октябрь? (Листопадник, ветродуй, мокрохвост).
- Почему этот месяц так называют?
- Что происходит в природе? (Опадают листья с деревьев;часто идет дождь; дует ветер).
Игра:«С какого дерева листочки». (У каждого листочек, дети ищут свое дерево)
- С какого дерева твой листочек? (С дуба, клена, березы, рябины).
- Значит он какой? (Дубовый, кленовый, рябиновый, березовый)
- Под деревьями очень много листочков нападало. Как это явление называется? (Листопад).
- Из каких слов состоит это слово? (Дети ставят руки ладошками вверх. Поднимают одну ладошку – слово ЛИСТ; поднимают вторую ладошку – слово ПАДАЕТ; соединяют ладошки – получили слово ЛИСТОПАД)
Динамическая пауза.
Пальчиковая гимнастика:
Ветер по лесу летал (плавные волнообразные движения ладонями).
Ветер листики считал: вот дубовый (загибают по одному пальчику на обеих руках,
вот кленовый, вот рябиновый резной, вот с березки золотой,
вот последний лист рябинки (прижимают пальчики друг к другу)
ветер бросил на тропинку. (приседают)
- Что происходит с птицами? ( На доске выставляются картинки птиц: дрозд, скворец, ласточка, грач, стриж).
- Чем в основном питаются эти птицы? (Насекомыми).
- Что происходит с насекомыми осенью? (Ложатся спать).
- Почему улетают эти птицы? (Потому что нет основного питания - насекомых).
- Какие обитатели леса готовятся к спячке (Медведь, еж, барсук)
- Мишки лягут поспать до весны
Барсуки,и ужи, и лягушки.
Коль природа готовится к сну
Значит, спят и ежата - зверушки
- Как называются их жилища? (Берлога, нора)
На доске выставлены две зашумленные картинки (спящие медведь и еж).
- Давайте узнаем животных, кто спит в своих жилищах?
3. Поле черно-белым стало: падает то дождь, то снег.
А еще похолодало - льдом сковало воды рек.
Мерзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи.
(Ноябрь)
- К какому осеннему периоду относится месяц ноябрь? (Поздняя осень)
- Как называют в народе этот месяц? («Ледовый кузнец», полузимник)
- Почему так интересно называют этот месяц (Водоемы покрываются первым льдом).
- Если вы окажетесь на берегу водоема в ноябре не наступайте на лед. Это очень опасно, лед еще не крепкий, может проломиться.
Чтение детьми стихотворения А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало»
- В это время от нас улетают птицы. Какие птицы улетают? (Утки, гуси, лебеди, цапли)
- Почему они улетают? (Водоемы замерзают, нет рыб и лягушек)
Игра: «Четвертый лишний» (Утки, гуси, лебеди, снегирь)
- Почему снегирь лишний? он же тоже перелетный?
- Правильно! Снегирь прилетает к нам с севера с приходом зимы. как только земля покроется снегом - жди красногрудого гостя. Гуси, утки, лебеди,цапли улетают в теплые края, потому что водоемы покрываются льдом, негде плавать.
- Ребята, мы сегодня повторили все осенние месяцы. (На доске висят картинки). Саша выбирает картинки, которые относятся к сентябрю, Даша – к октябрю, Захар – к ноябрю. (Все дети проверяют. Если правильно - хлопают в ладоши, если неправильно - топают ногами).
- А сейчас встаньте по месяцам (Сентябрь, октябрь, ноябрь).
- Назовите первый звук своего месяца (С, О, Н)
- Какое слово получилось? (Сон).
- Правильно!
- Сколько звуков в этом слове? Какой первый, второй, третий?
Осенью вся природа погружается в сон. Вот такое удивительное время года – осень!
Позолотил листву сентябрь.
Сорвал листву с ветвей октябрь.
Укрыл листву снежком ноябрь
- Сядьте удобно, расслабьтесь. Закройте глаза и представьте, что вы спите. Я в это время поглажу вас по голове, вы посчитайте, сколько раз я вас погладила (похвалила).
- Поднимите правую руку и покажите пальчиками сколько раз я вас погладила.
Итог занятия.