Ольга Суханова
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе. Пересказ сказки «Проказы старухи-зимы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закрепить знания детей о зиме.
Задачи:
1. Развитие диалогической речи.
2. Развитие словарного запаса.
3. Развитие звукового анализа и синтеза.
4. Развитие артикуляционной, мелкой и крупной моторики.
5. Формирование умения образовывать притяжательные прилагательные.
6. Развитие высших психических функций.
7. Формирование умения составления творческого рассказа с опорой на мнемосхему и собственные знания и опыт.
Оборудование:
Публикация «Конспект логопедического занятия в подготовительной группе, Пересказ сказки „Проказы старухи-зимы“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
- наглядный материал: картины «Зима», «Старуха зима», «Зима в наших краях», «Зима в теплых краях»; картинки с изображениями зимующих и перелетных птиц, с изображением предметов одежды, с отличительными частями тел животных, с изображениями «домов» животных; звуковая схема слова «зима», разрезная азбука, мнемосхема.
1. Организационный момент.
Логопед : Ребята попробуйте угадать, о чем мы будем сегодня говорить (выставляется картина «Зима» и звуковая схема слова «зима»)
Дети: Это зима.
2. Основная часть.
Логопед : Давайте проверим, правильно ли вы назвали тему нашего занятия. А подсказкой вам послужит звуковая схема. Сколько звуков в слове «ЗИМА»?
Дети: В слове «ЗИМА» четыре звука.
Логопед : Назовите первый звук в слове «ЗИМА».
Дети: Первый звук [З]
Логопед : Какой это звук?
Дети: Звук «З» согласный, звонкий, твердый. На письме обозначается квадратом синего цвета или буквой «З» (из разрезной азбуки ребенок выбирает соответствующую букву).
Логопед : Какой второй звук?
Дети: Второй звук «И».
Логопед : Какой это звук?
Дети: Звук «И» гласный, на письме обозначается квадратом красного цвета или буквой «И» (из разрезной азбуки ребенок выбирает соответствующую букву).
Логопед : Какой третий звук?
Дети: Третий звук [М].
Логопед : Какой это звук?
Дети: Звук М согласный, звонкий, твердый. На письме обозначается квадратом синего цвета или буквой «М» (из разрезной азбуки ребенок выбирает соответствующую букву).
Логопед : Какой четвертый звук?
Дети: Четвертый звук «А».
Логопед : Какой это звук?
Дети: Звук «А» гласный, на письме обозначается квадратом красного цвета или буквой «А» (из разрезной азбуки ребенок выбирает соответствующую букву).
Логопед : Слово «ЗИМА» соответствует предложенной звуковой схеме, значит вы правильной угадали тему нашего занятия.
Логопед : А зима какая?
Дети: Морозная, снежная и т. п.
Логопед : Скажите, почему зиму называют старухой? (Выставляется картинка «Старуха зима).
Дети: Зиму называют старухой потому что … (зимой выпадает много снега, все вокруг белое как седые волосы старого человека).
Логопед : Молодцы! А теперь послушайте сказку «Проказы старухи зимы», которую написал К. Д. Ушинский. (Чтение сказки).
Логопед : Ребята, скажите как птицы из сказки спасались от зимы?
Дети: Одни улетали в теплые края, а другие оставались зимовать.
Логопед : Как называются птицы, улетающие в теплые края?
Дети: Птицы, которые улетают в теплые края, называются «Перелетные».
Логопед : Правильно! А как называются птицы, которые остаются зимовать?
Дети: Птицы, которые остаются зимовать, называются «Зимующие».
Логопед : Молодцы! А теперь поиграем в игру «Перелетные – зимующие».
Перед вами две картины. На одной представлена зима в наших краях, а на другой теплый южный край. А вот изображения птиц, которым нужно спастись от зимы: одним улететь в теплые края, если это перелетные птицы, а другим подлететь к кормушке, если они зимующие. (Разделение птиц на группы с проговариванием названий птиц: «Синица – птица зимующая, поэтому она полетит к кормушке и т. д.»).
Логопед : Устали? Пусть теперь наши пальчики поработают.
3. Пальчиковая гимнастика «Медведь в берлоге».
Медведь в берлоге крепко спит (Руки сложены лодочкой под щекой)
Всю зиму до весны сопит.
Спят зимою бурундук, (загибаем поочередно пальцы)
Колючий ёжик и барсук.
Только заиньке не спится (делаем «зайчика» - указательный и средний пальцы подняты вверх, большой палец придерживает мизинец и безымянный пальчики)
Убегает от лисицы.
Пальцы тоже (кисть руки переворачиваем вниз и «убегаем» указательным и средним пальчиками)
Мелькает он среди кустов.
Напетлял и был таков (разводим руки в стороны)
Логопед : А как же звери спаслись от старухи зимы?
Дети: Одни по домам прятались, а у других были теплые шубки.
Логопед : Молодцы! Предлагаю вам еще одну игру «Скажи чья, чьи, чье» (выставляется картинка с отличительными частями тел животных, а также с изображением их «домов»). Например: Чьи это уши? (заячьи, волчьи и т. п.).
Логопед : Здорово! Какие вы сообразительные! А что же с рыбами? Испугались ли они зимы?
Дети: Нет! Они ушли на глубокое дно.
Логопед : А рыбы умеют разговаривать?
Дети: Нет! Рыбы не умеют говорить.
Логопед : Давайте и мы попробуем как рыбы просто открывать рот, но при этом пытаться произнести звук, который я скажу вам на ушко. ( Дети отгадывают звуки по беззвучной артикуляции: А, О, У, Ы, И, Э)
Логопед : И с этим заданием вы справились! Как же люди спасаются от старухи зимы?
Дети: Люди тепло одеваются, растирают руки, лицо, уши. Топят печку.
Логопед : Ну что ж… пришло и нам время погреться.
4. Физкультминутка.
Мы погреемся немножко (натираем плечи)
Мы похлопаем в ладоши (хлопаем в ладоши)
Ножками потопаем (топаем на месте)
И себя похлопаем (хлопаем по коленям)
Логопед : Согрелись?
Дети: Да!
Логопед : А чтобы совсем согреться надо одеть зимнюю одежду. (Выкладываются картинки с изображением одежды. Дети выбирают картинки с зимней одеждой, называя ее)
Логопед : Молодцы! А о каких зимних развлечениях говорилось в сказке?
Дети: Катание на лыжах, санках, коньках, играх в снежки, постройка снежной крепости…
Логопед : Боятся ли дети зимы?
Дети: Нет! Им весело и тепло.
Логопед : Ребята, что случилось со старухой зимой, когда она увидела, что ничем ей не взять ни птиц, ни зверей, ни людей, ни малых ребятишек.
Дети: Зима заплакала.
Логопед : А если зима заплакала, значит скоро весна.
Логопед : Ребята, а теперь вы расскажите мне о проказах старухи зимы. Подсказкой вам будет вот эта таблица (выставляется мнемосхема. Самостоятельные рассказы детей с опорой на мнемосхему и свой опыт).
5. Итог.
Молодцы, ребята! У вас получились замечательные рассказы.