Наталья Подшивалова
Конспект интегрированной образовательной деятельности с детьми средней группы «Проказы старухи зимы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированной образовательной деятельности с детьми средней группы
Образовательная область «Речевое развитие»
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Музыка».
Виды детской деятельности: коммуникативная, восприятие художественной литературы, игровая, музыкально-художественная.
Публикация «Конспект интегрированной образовательной деятельности с детьми средней группы „Проказы старухи зимы“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2016
Цели: закрепить у детей знания признаков зимних явлений природы. Развивать логическое мышление, умение разгадывать загадки, развивать фантазию. Воспитывать любовь к природе. На примере произведений о зиме показать детям взаимосвязь музыки, живописи и поэзии. Вызвать у детей эмоциональный отклик на музыкальные, поэтические и художественные образы.
Задачи.
Образовательные:
закрепить и обобщить знания о зиме и ее признаках через эмоциональное восприятие. Расширять словарный запас детей, пополнять его новыми оборотами, эпитетами.
Развивающие:
вызвать яркий эмоциональный отклик. Формирование причинно-следственных отношений. Развитие слухового и зрительного восприятия, памяти. Расширение сенсомоторного репертуара. Развивать воображение, фантазию, умение самостоятельно воплощать свой творческий замысел в художественной деятельности (музыкально-пластической, танцевальной импровизации, рассказе, рисовании).
Воспитательные:
формировать интерес к окружающему миру, эмоционально-целостное отношение к нему. Воспитывать бережное, заботливое отношение ко всему живому.
Материалы:
музыкальное сопровождение, аудиозаписи, ассоциативные венки - Весна, Лето, Осень, Зима, сюжетные картинки к сказке К. Д. Ушинского «Проказы старухи зимы», методические карты, костюмы животных.
Предварительная работа:
наблюдения в природе, рассматривание иллюстраций. Чтение художественной литературы: К. Д. Ушинского «Проказы старухи зимы», Е. Чарушин «Лиса». Изучение звуков зимы; наблюдения за зимними явлениями природы; опыты по изучению состояния воды (вода-снег-лед-вода). Просмотр фильма «Зимние лебеди», рассматривание иллюстраций и фотографий зимней природы.
Планируемый результат:
систематизация знаний у детей о времени года «Зима». Комплексная абилитация процессов развитие психических функций: память, мышление, речь, воображение. Развитие мелкой моторики рук, коммуникативных и рефлексивных умений и навыков.
Музыкальный репертуар:
Ф. Шопен Ноктюрн До-Диез Минор20
П. И. Чайковский «Февраль»
П. И. Чайковский «Зимние грезы»
А. Вивальди «Вьюга»
Звуки природы «Вьюга»
Ход занятия
Воспитатель: Дорогие мои, сядем-ка рядком, да поговорим ладком! Посидим, друг на друга поглядим. Приготовим ушки, будем сказку слушать. Я буду сказывать, а вы картинки складывать, да на ветках развешивать.
Жили-были четыре сестры. И звали их Весна, Лето, Осень и Зима. (Девочки в венках, соответствующие временам года, в хороводе.) Каждая сестра приносила на землю свои подарки. Какие? Расскажите, ребята! (Дети рассказывают о временах года.)
Исполняется хоровод «Времена года».
Придумала мать дочерям имена:
Вот Лето и Осень, Зима и Весна!
Приходит Весна — зеленеют леса.
И птичьи повсюду звенят голоса.
А Лето пришло, - все под солнцем цветет,
И спелые ягоды просятся в рот.
Нам щедрая Осень приносит плоды, -
дают урожай и поля, и сады.
Зимой отдыхает и дремлет земля.
Дружно жили сестры. Вот только однажды Зима стала обижаться, завидовать своим сестрам. Ей казалось, что люди, звери и птицы больше радуются приходу Весны, Лета и Осени. От зависти и злости Зимушка-зима превратилась в старуху и задумала всякое дыхание со света сжить. (Иллюстрация 1)
Прежде всего, она стала до птиц добираться: надоели они ей своим криком и писком. Подула Старуха-зима холодом, сорвала листья с деревьев. Некуда теперь птичкам спрятаться, стали они в стайки собираться и полетели за высокие горы, за синие моря, в теплые края. (Иллюстрация 2)
Дети: называют перелетных птиц.
Дети-птички: собираются в стайку.
Упражнение на закрепление пространственных представлений и координации движений «Отлет птиц»:
- Гуси, утки! Дети сгибают руки в локтях.
- Кря-кря-кря! Поднимают и опускаю локти.
- Летим в теплые края!
Будем крыльями махать,
Будем крылья разминать! Делают легкие взмахи руками.
Правым крылом взмахнем, Поднимают и опускают правую руку.
Левым крылом потом. Поднимают и опускают левую руку.
Поворот направо. Поворачиваются направо.
Поворот налево. Поворачиваются налево.
Летим вперед за вожаком Бегут на носочках по кругу.
И покружимся мы потом. Кружатся.
Многие птицы улетели. Остался только воробей, и тот под крышу забился. (Иллюстрация 3) Прилетели красногрудые снегири, а им зима нипочем.
Воспитатель: Какие птицы остались, зимы не испугались?
Дети: Собирают карточки птиц зимующих и перелетных.
Видит Старуха-зима, что птиц ей не достать, накинулась на зверей. Запорошила снегом поля, завалила сугробами леса. (Иллюстрация 4) Идут морозы один другого злее, потрескивают, да пощелкивают, зверей пугают. (Иллюстрация 5) А звери не пугаются.
Воспитатель: Как звери защищаются от зимы? И где они зимуют? Мы у них спросим.
Но сначала отгадаем загадки:
И по соснам, и по елям
Быстро прыгает как птица,
Рыжая, да не лисица.
(Белка) (Иллюстрация 6)
Эта рыжая плутовка
Всех обманывает ловко.
Хвостик длинный
И пушистый.
Мех густой и золотистый.
(Лиса) (Иллюстрация 7)
Зимой спит,
Летом ульи ворошит.
(Медведь) (Иллюстрация 8)
Дети: Угадывают загадки, дают ответы и выбираю иллюстрации, располагая их последовательно.
Воспитатель: Вы правы, друзья мои! Давайте посмотрим, как лиса промышляет. Лисичка зимой мышей ловит — мышкует. (Саша изображает лису) Она встает на пенек, чтобы подальше было видно, и слушает, где под снегом мышь пискнет, и смотрит, где чуть-чуть она шевельнется. Услышит, заметит — кинется. Готово: попалась мышь в лапы рыжей, пушистой охотнице.
Ребята, вы догадались, что означает слово «мышкует»?
Дети: «Мышкует» значит охотится.
Воспитатель: А что значит «кинется»?
Дети: Быстро побежит.
Развитие диалогической речи. Дети отвечаю полным предложением.
Что делает лисичка зимой? (Лисичка зимой мышкует.)
Куда встает она? (Лисичка встает на пенек.)
Зачем она встает на пенек? (Чтобы дальше было видно.)
Что она слушает и смотрит? (Она слушает и смотрит, где шевельнется мышь.)
Что лиса делает, когда услышит и заметит мышку? (Притаится и кинется.)
Чем лиса ловит мышей? (Лиса ловит мышей лапами.)
Упражнение на координацию речи и движений «Лиса»:
У лисицы острый нос,
У лисы пушистый хвост,
Шуба рыжая лисы
Несказанной красоты.
Лиса мягенько похаживает,
Шубу пышную приглаживает:
- Я — охотница до мышек!
Их ловить я мастерица!
Как увижу — подкрадусь,
И тихонько затаюсь,
После прыгну и схвачу!
Деткам в норку отнесу.
Видит Старуха-зима, что зверей ей не достать. Заплакала от досады. Со всех крыш зимние слезы закапали. А вы, мои дорогие, уже знаете, как Зима сосульками плакать начинает, - значит Весна на подходе.