Дарья Егорова
Конспект логопедического занятия «Три медведя»
Конспект логопедического занятия по развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР (пересказ русской народной сказки “Лиса и Журавль” с опорой на серию сюжетных картинок).
Егорова Д. В
МБДОУ № 7 «Радуга»
Новосибирская область, г. Барабинск
Цели:
1. учить детей пересказывать сказку (адаптированный вариант, используя в качестве наглядной опоры серию сюжетных картин;
2. продолжать учить связности, непрерывности, логичности высказывания.
Публикация «Конспект логопедического занятия „Три медведя“» размещена в разделах
Оборудование: 3 сюжетные картины к сказке «Лиса и Журавль».
Ход занятия:
1. Организационный момент:
Пальчиковая гимнастика:
Раз, два – шли утята.
Три, четыре – за водой.
(Поочередно сгибать все пальчик, правой затем левой рукой начиная с большого)
А за ними плёлся пятый,
Позади бежал шестой.
А седьмой от них отстал,
А восьмой уже устал.
(ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук)
А девятый всех догнал,
А десятый напугал.
Громко, громко запищал:
Пи – пи – пи! Не пищи,
Мы тут рядом, поищи.
2. Ознакомление с темой занятия :
Логопед выставляет на доску серию из трех сюжетных картин к сказке «Лиса и Журавль» и уточняет с детьми значение понятий окрошка, званый (обед, стряпать, потчевать, кум, кума, врозь. Затем читает текст:
Подружилась Лиса с Журавлем и пригласила его к себе в гости:
- Приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж как я тебя угощу!
Идет Журавль на званый обед. А Лиса наварила каши и размазала ее по тарелке. «Кушай, голубчик мой! Я сама стряпала». Журавль стук, стук носом по тарелке – ничего в клюв не попадает. А Лиса лижет себе кашу да лижет, так все сама и съела.
- Извини, - говорит, - больше потчевать тебя нечем!
- Спасибо, Лисонька, приходи теперь ты ко мне в гости, - отвечает Журавль.
На другой день приходит Лиса к Журавлю. А Журавль наготовил окрошки и налил ее в высокий кувшин. Лиса-то вертится возле кувшина, и лизнет его, и понюхает, а все ничего не достанет. Не лезет голова в кувшин. А Журавль стоит на своих длинных лапах и длинным клювом окрошку таскает.
Поел и говорит:
- Извини, кумушка, больше потчевать тебя нечем! С тех пор дружба у Лисы и Журавля врозь.
После эмоциональной паузы логопед обращает внимание детей на картинки и задает вопросы к сказке, на которые просит отвечать полным предложением:
- Для чего Лима пригласила Журавля?
– Она действительно хотела его угостить?
– Для чего Журавль пригласил Лису?
– Можно сказать, что они были друзьями?
- Когда говорят знакомому «голубчик, дорогой, куманек»?
- Почему Журавль не мог есть кашу?
- Почему Лиса не могла есть окрошку?
К одному фрагменту рассказа логопед задает разные вопросы, опрашивая после каждого из них нового ребенка:
- Как Журавль ел окрошку?
- Какая часть тела помогла ему?
- В какое горлышко Журавль просунул клюв?
- Как помогли Журавлю длинные ноги?
Затем логопед просит детей давать разные ответы на один и тот же вопрос: Почему закончилась дружба Лисы и Журавля? Каждый ответ анализируется и, в случае необходимости, корректируется.
3. Динамическая пауза. Игра с мячом:
Логопед просит детей продолжить начатую фразу и обязательно добавить в нее определения; затем бросает мяч, говоря: Лиса подружилась… (с высоким, гордым Журавлем); Лиса наварила…; Журавль пригласил…; Журавль наготовил…; Лиса размазала…; Журавль налил…; Журавль стоят…; Лиса мазнула… и пр.
4. Пересказ:
После детального разбора смысла сказки и ее содержания логопед повторно читает текст с установкой на пересказ, адресуя детей к изображениям на картинках.
5. Подводится итог занятия, оценивается деятельность:
В зависимости от времени, оставшегося до конца занятия, опрашивается 4-5 детей. Каждому рассказу дается короткая установочная оценка. Поощряются сохранение выражений из текста сказки, а также плавность, непрерывность, смысловая точность пересказа.
Логопед обращает внимание на автоматизацию поставленных им звуков в самостоятельной развернутой речи детей.