Инна Грицай
Конспект занятия «Знакомство со звуком [а] и буквой А» с использованием ЦОР в подготовительной группе детей с ОНР
▼ Скачать
ТЕМА: ЗНАКОМСТВО СО ЗВУКОМ И БУКВОЙ «А»
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ФРУКТЫ
ЗАДАЧИ: Четкое произнесение звука [а]. Выделение начального ударного гласного [а]. Знакомство с понятием «гласный звук», гласным звуком [а] и буквой А. Расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Фрукты», обогащение экспрессивной речи словами-антонимами. Составление сложноподчиненных предложений. Совершенствование навыков конструирования. Распознавание звука [а] в любой части названия картинок и обозначение его буквой «А». Упражнение в узнавании артикуляции звука [а].
Публикация «Конспект занятия „Знакомство со звуком [а] и буквой А“ с использованием ЦОР в подготовительной группе детей с ОНР» размещена в разделах
- Буква А и звук [А]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2015
Коррекционно-развивающие задачи. Развитие фонематических представлений, зрительного гнозиса и конструктивного праксиса, речевого дыхания, просодической стороны речи, памяти, мышления, творческого воображения, общих речевых навыков, общей, тонкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением.
Воспитательные задачи. Воспитание навыков сотрудничества на занятии, взаимопонимания, самостоятельности, активности, инициативности, ответственности.
ОБОРУДОВАНИЕ: плоскостное изображение смешарика Нюши, символы гласных звуков; ноутбук, проектор, экран; мультимедийная презентация
Раздаточный материал: карточки для чтения с рисунками фруктов и буквы «А», пеналы с символами звуков, индивидуальные зеркала.
Ход:
I Вводная часть
1. Организационный момент. Сегодня к нам в гости пришла Нюша. Она нашла в Азбуке букву и не знает, какой звук она обозначает, но ей очень хочется научиться правильно его произносить и рассказать всем смешарикам об этой букве. Поможем Нюше?
2. Сообщение цели. Тогда отправимся в царство гласных звуков, подружимся с ними и познакомимся с новой буквой. А вы хотите узнать, какие звуки называются гласными?
II Основная часть
1. Знакомство с понятием «гласный звук».
Гласные тянутся
К песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать.
В тёмном лесу
Звать и аукать,
Но не желают
Свистеть и ворчать
2. Знакомство со звуком [а]
Вышел к нам навстречу аист и захотел угостить нас фруктами.
Аист вез из магазина
На своей тележке груз:
Ананасы, апельсины,
Абрикосы и арбуз.
Какой звук чаще других звучал в этом стихотворении? (звук [а])
Угадайте, какой звук помогает детям выразить свои эмоции? (звук [а])
а) Артикуляционный уклад звука
Чтобы его правильно произнести – нужно широко открыть рот.
А ещё звук [а] помогает нам качать малыша (слайд №2). Давайте попробуем вместе. (Произнесение звука [а]).
б) Какой это звук, как его обозначим? Этот звук не только умеет плакать, но еще и петь, поэтому звук [а] – гласный Мы его обозначаем красным квадратиком.
3. Упражнение «Низкий звук – высокий звук» : Вы научились его правильно произносить. Давайте поиграем вместе с Нюшей со звуком [а]. На волнистой дорожке в ямке живет низкий звук [а], а на горке высокий звук [а] (слайд № 3). Найди и покажи место каждого звука. (Логопед произносит на одном выдохе то высоким, то низким голосом звук [а]) А теперь попробуй сам, произнося звук [а] и меняя высоту голоса, провести стрелкой по дорожке. (Логопед следит за тем, чтобы ребенок, проводя стрелкой по дорожке на одном выдохе, менял высоту голоса.)
4. Упражнение в узнавании артикуляции звука [а] (слайд № 4). Найди, кто из девочек тоже научился петь звук [а]?
5. Выделение начального ударного гласного. Назови, что изображено на картинках. Найди одинаковый звук в словах (гласный [а]) (слайд № 5).
6. Игра «Доскажи словечко» Хочешь узнать в каких еще словах живет гласный звук
[а]? Угадай, доскажи словечко
Чтоб тебя я повёз,
Мне не нужен овёс.
Накорми меня бензином,
На копытца дай резины
И тогда, поднявши пыль,
Побежит … (автомобиль)
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит,
Это доктор (Айболит)
7. Нахождение картинок со звуком [а] в коллаже (слайд № 6)
Вышли мы на сказочную поляну, и Нюша растерялась, не может найти всех жителей царства гласных. Поможем ей. Найдите все картинки, в названии которых живет гласный звук [а].
8. Речь и движение «Варим компот» Долго мы путешествовали, Нюше стало жарко, захотела она пить. Давайте угостим её фруктовым компотом.
Будем мы варить компот (дети стоят в кругу)
Фруктов нужно много. Вот: (взявшись за руки, расходятся в кругу)
Будем яблоки крошить, (хлопки ладонями друг с другом)
Будем грушу мы рубить, (туловище наклон вниз с поочередным движением рук вниз)
Отожмем лимонный сок, (взявшись за руки, сходятся внутрь круга)
Слив положим, сахарок, (наклоны вниз)
Варим, варим мы компот, (повороты вокруг себя)
Угостим честной народ. (поднять руки вверх)
9. Знакомство с буквой «А». Звуки мы слышим и говорим, буквы видим и пишем. Что такое буквы? Это фотографии звуков. Хотите узнать, какую букву нашла в Азбуке Нюша. Это буквой на письме обозначается гласный звук [а]?
Вот два столбца наискосок,
А между ними поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква…. («А»)
10. На что похожа буква «А»
Нарисуй от дома крышу,
Перекладину внутри,
Сразу букву «А» я вижу,
Как красиво, посмотри.
Силачу, как букве «А» стоять легко:
Ноги ставит широко.
Азбука пусть начинается с аиста –
Он, как и азбука, с «А» начинается.
Буквой «А» встал акробат,
И тому он очень рад.
Не помочит дождь щенка
Крышей будет буква «А».
11. Буква «А» рада, что ты её запомнил. Она хочет тебе рассказать, что есть буква мама, есть буква доченька – маленькая буква «а».
12. Конструирование буквы «А» Портрет буквы «А» можно сделать из бусинок, ниточки, ромашек, вылепить из пластилина и даже найти в лесу дорожку буквой «А».
Пальчики тоже помогут нам показать букву «А».
Пальцы указательные
Ставим под углом.
Большие перекладиной
Ровно лягут в нем.
13. Распознавание буквы «А» (слайд № 7).
Нюша очень любит шарики. Найди буквы «А» на шариках.
14. Игра «Укажи картинку» - распознавание звука [а] в любой части названии картинок и обозначение его буквой «А». В начале слова - (слайд № 8, в середине слова (слайд № 9, в конце слова (слайд № 10).
15. «Составь предложение» Поможем Нюше придумать красивые предложения о фруктах с буквой «А». Рассмотрите и сравните предметы на картинках, подумайте, чем они отличаются друг от друга, составьте предложение, вторая часть которого начинается с маленького слова а. Прочитайте Нюше (Груша треугольная, а яблоко круглое).
16. Итог. Оценка (слайд № 11). Вот и закончилось наше веселое путешествие с Нюшей в царство гласных звуков. С каким звуком мы подружили Нюшу? (С гласным звуком [а]). С какой буквой мы познакомились? («А») Ей понравилось с тобой играть, а теперь она прощается с тобой и ждет новых встреч. (По предложению логопеда дети рассказывают, о чем они говорили на занятии, в какие игры играли, затем дети оценивают работу друг друга).