Анастасия Ивановна Сухорукова
Конспект логопедического занятия по лексической теме «Комнатные растения»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект логопедического занятия по лексической теме :
Цель: Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Комнатные растения».
Задачи:
Публикация «Конспект логопедического занятия по лексической теме „Комнатные растения“» размещена в разделах
- Комнатные растения. Все о растениях для детей
- Комнатные растения. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
Коррекционно-образовательные. Совершенствование грамматического строя речи (согласование существительных с числительными два и пять).Совершенствование синтаксической стороны речи, составление сложноподчинённых предложений со словами для того чтобы.
Коррекционно-развивающие. закреплять у детей навык употребления притяжательных местоимений; активизировать и расширять словарь по теме; упражнять в подборе имен прилагательных и глаголов, противоположных по смыслу.
Коррекционно-воспитательные. Воспитание бережного отношения к живой природе, воспитание навыков взаимопомощи.
Оборудование. Предметные картинки с изображениями комнатных растений, игры на развитие речевого дыхания.
Ход занятия.
Организационный момент.
Логопед : Здравствуйте, ребята! Для того, чтобы узнать тему нашего занятия, вам нужно отгадать загадку.
Очищают воздух,
Сздают уют,
На окнах зеленеют,
Из нашей лейки пьют (комнатные растения).
Объявление темы.
Логопед : Сегодня мы поговорим о комнатных растениях и о том, как нужно за ними ухаживать. Ребята почему растения называются комнатными? (ответы детей). Зачем человеку комнатные растения? С ними в доме красиво, уютно. В зимнюю пору они напоминают нам о лете. Они очищают воздух в квартире.
Актуализация и расширение словаря по теме.
А сейчас мы с вами посмотрим картинки с комнатными растениями и вспомним их названия. Демонстрация картинного материала по теме : фиалка, кактус, бальзамин, герань, фикус, цикламен, орхидея, гиацинт, алоэ, бегония, хлорофитум. Обсуждение особенностей каждого растения по картинке.
Вводная беседа.
Цветы
Цветы бывают разных цветов и форм: голубые, желтые, красные, похожие на колокольчики и звездочки. Они растут в дикой природе и в саду. Садовые цветы — это нередко очень красивые родственники диких цветов. Весной и летом на полянах полным-полно цветов. Бабочки и другие насе-комые «посещают» цветы, потому что им нравится яркая окраска лепестков и их запах. Некоторые цветы являются редкими и растут лишь в опреде-ленных местах. Такие цветы рвать нельзя!
А еще цветы можно выращивать дома, на подоконнике. Они хорошо растут, если им достаточно света, их поливают и ухаживают за ними. И даже зимой они будут покрыты листьями. У комнатных растений обычно красивые листья или цветы.
Развитие лексико-грамматических категорий.
Логопед : У каждого из вас есть картинка с изображением комнатного растения. Сейчас мы расскажем, чье это теперь растение.
Игра «Ванин или Катин?». Образование притяжательных прилагательных.
У Вани кактус. Чей это кактус? (Это Ванин кактус.)
У Коли толстянка. Чья это толстянка? (Это Колина толстянка.) И т. д.
Логопед : Чтобы комнатные растения хорошо росли, за ними нужно ухаживать
Логопед : Мы с вами уже говорили о том, что такое слова-родственники. Сейчас я прочитаю небольшой рассказ, а вы должны найти в нем слова-родственники к слову цветы.
Скоро наступит весна. На лугу, в поле и на клумбах расцветут разноцветные цветы. Весной наступит время для посадки и пересадки комнатных растений. Цветоводы посадят семена в разноцветные горшки и будут ждать появления цветов. Вскоре цветы наберут силу, начнут расцветать один за другим и радовать глаз своим цветением. Один цветочек отцветает, а другой ярким цветом зацветает.
А теперь пора нам немного размяться.
Физкультминутка «На лугу цветы».
На лугу растут цветы
Небывалой красоты.
(Дети сидят на корточках)
К солнцу тянутся цветы.
С ними потянись и ты.
(Встать на ноги, потянуться, поднять руки вверх)
Ветер дует иногда,
Только это не беда.
(Махи руками, покачивание туловища)
Наклоняются цветочки,
Опускают лепесточки.
(Наклоны)
А потом опять встают
И по-прежнему цветут.
(Встать на ноги, повороты туловища влево-вправо)
Логопед : Посмотрите внимательно на цветок и назовите его части.
Игра «Назови части». Пополнение словаря по теме «Цветы».
Стебель, лист, цветок, черенок, корни. (Несколько детей повторяют названия частей цветка.)
Логопед : Мы назвали по одной части у цветка, а сейчас назовем их много.
Игра «Один — много». Образование формы множественного числа существительных.
Один стебелек, а много. (Стебельков.)
Один лист, а много. (Листьев.)
Один цветок, а много. (Цветков.)
Один черенок, а много. (Черенков.)
Один корень, а много. (Корней.)
Игра «Скажи наоборот». Подбор антонимов.
Колючий лист — гладкий лист.
Влажная земля — сухая земля.
Теплая вода — холодная вода.
Толстый лист — тоненький лист.
Большой цветок — маленький цветок.
Расцвел цветок — отцвел цветок.
Мягкая земля — твердая земля.
Толстый стебелек — тонкий стебелек.
Игра «Закончи предложение».
А сейчас мы с вами поиграем в одну игру.
Я начинаю предложение, а вы сочиняете вторую его часть, и начинаете свой ответ со слов для того чтобы.
-Комнатные растения необходимо поливать…. (для того, чтобы они не завяли).
-Листья на комнатных растениях нужно протирать…. (для того, чтобы они могли дышать).
-Комнатным растениям нужен солнечный свет (для того, чтобы они могли хорошо расти).
-Комнатные растения нужны человек (для того чтобы украшать его дом).
-А для чего ещё комнатные растения нужны человек (для того чтобы очищать воздух).
-Комнатные растения нужно удобрять (для того чтобы растения росли красивыми и здоровыми).
Назовите своё любимое комнатное растение. Почему оно вам нравится больше других? Ответ должен быть по образцу: Мое любимое растение это хлорофитум, потому что у него красивые листья.
Заслушиваются ответы детей.
Итог занятия.
Логопед : Ребята о чем мы сегодня с вами говорили? (О комнатных растениях). Вы сегодня огромные молодцы, справлялись со всеми заданиями. А сейчас каждый из вас подойдет к толу, возьмет по одной картинке комнатного растения и прикрепит их на магнитную доску.